ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3М-104/2021 от 01.04.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 апреля 2021 г. м-104/2021

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимов М.М., рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 к ГБУ РД «Дагтехкадастр» о возложении обязанности изменить кадастровую стоимость земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к ГБУ РД «Дагтехкадастр», в котором указал, что до <дата> он являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью ., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>, между южным постом ГАИ и ДРСУ 8. В соответствии с договором до <дата> данный земельный участок подарен им своему сыну ФИО2, который является собственником земельного участка в настоящее время. При получении выписки из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка было установлено, что по результатам очередной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка была установлена в размере ., что почти в 15 раз превышает предыдущую кадастровую стоимость, которая составляла 2304551,64 руб. Причиной необоснованного увеличения кадастровой стоимости земельного участка явилось определение ГБУ РД «Дагтехкадастр» кадастровой стоимости исходя не из действительного вида разрешенного использования земельного участка – «для автомобильного транспорта», а исходя из отнесения вида разрешенного использования земельного участка к сегменту «Предпринимательство», а именно - «под паркинги и открытые рынки». Соответствующие разъяснения были даны ему административным ответчиком <дата> в ответ на его обращение. Со ссылкой на допущенную ошибку при определении кадастровой стоимости земельного участка, в административном исковом заявлении содержатся требования о возложении на ГБУ РД «Дагтехкадастр» обязанности определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:2857 исходя из вида разрешенного использования «для автомобильного транспорта», относящегося к сегменту «Транспорт» и привести в соответствие данные в ЕГРН в строке «вид разрешенного использования».

Рассмотрев административное исковое заявление, нахожу его подлежащим возвращению административному истцу по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов, приложенных к административному иску, кадастровая стоимость принадлежавшего административному истцу земельного участка была определена в рамках государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Республики Дагестан по состоянию на <дата> в рамках положений статьи 14 Федерального закона от <дата> «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «О государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан «Дагестанское бюро по технической инвентаризации и кадастровой оценке», одной из основных целей деятельности данного учреждения является определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата>), под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

В этой связи, заявленные административным истцом ФИО1 требования, направленные на изменение установленной кадастровой стоимости земельного участка в связи с допущенной ошибкой при ее определении, являются требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата>, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после <дата> - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

<дата> принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», положения которого, за исключением статьи 19, вступили в силу с <дата>

С принятием указанного нормативного акта, законодателем изменена досудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедуры предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости (положения статьей 20, 21 Федерального закона от <дата> «О государственной кадастровой оценке»).

Пунктом 23 статьи 21 Федерального закона от <дата> «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.

Таким образом, положениями федерального закона предусмотрено право заинтересованных лиц оспорить в судебном порядке решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, т.е. фактически установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с допущенными ошибками при определении кадастровой стоимости, в виде обращения заинтересованных лиц с заявлениями об исправлении ошибок в бюджетное учреждение в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от <дата> «О государственной кадастровой оценке».

В нарушение вышеуказанных требований закона ФИО1 с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка, в ГБУ РД «Дагтехкадастр» в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от <дата> «О государственной кадастровой оценке», не обращался, соответствующее решение бюджетным учреждением по его заявлению не принималось, к административному иску, в нарушение требований п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ, документы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, не приложены.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный суд Республики Дагестан

определил:

вернуть ФИО1 административное исковое заявление к ГБУ РД «Дагтехкадастр» о возложении обязанности изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером

Разъяснить, что возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.

Государственную пошлину в размере , уплаченную при подаче административного искового заявления вернуть административному истцу ФИО1

На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение пятнадцати рабочих дней со дня его вынесения через Верховный Суд Республики Дагестан.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов