УИД №45RS0026-01-2022-000200-02
Дело № 88-14764/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 25 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В., Ложкарёвой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №-2340/2022 по иску Маковой Алены Владимировны к Департаменту экономического развития Курганской области, акционерному обществу «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить субсидию,
по кассационной жалобе Маковой Алены Владимировны на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 05 июля 2022 года,
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макова А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту экономического развития Курганской области, акционерному обществу «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» (далее по тексту — АО «КИЖК») о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на возмещение первоначального взноса по ипотечному кредиту, выраженного в письме № ОГ.12-2421 от 29 сентября 2021 года, возложении обязанности по предоставлению субсидии на возмещение первоначального взноса по ипотечному кредиту.
В обоснование требований указала, что 07 мая 2021 года между ней и ООО «Специализированный застройщик «УМР-Инвест» заключен договор участия в долевом строительстве №<данные изъяты>, по которому застройщик принял на себя обязательства построить многоквартирный дом и передать ей квартиру №<данные изъяты> Взнос участника долевого строительства на момент заключения договора составил 1 480 000 руб., оплата которого произведена ею за счет собственных денежных средств в размере 600 000 руб. и кредитных средств в размере 880 000 руб. Оплата по договору произведена ей в полном объеме. Квартира передана по акту приема-передачи 24 августа 2021 года, оформлено право собственности на квартиру. 30 апреля 2021 года ООО «Специализированный застройщик «УМР-Инвест» обратился в АО «КИЖК» с заявлением о предоставлении ей субсидии на возмещение затрат первоначального взноса посредством ипотечного кредитования однокомнатной квартиры в многоквартирном доме «Первомайский». 18 августа 2021 года она обратилась в АО «КИЖК» с заявлением о рассмотрении возможности участия в государственной программе для получения субсидии на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту. В предоставлении субсидии отказано в связи с несоблюдением требований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 постановления Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107, поскольку после 01 июля 2021 года субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляется гражданам, которые приобрели квартиры в строящихся и во вновь возведенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у аккредитованных застройщиков и обратились в АО «КИЖК» до 01 июля 2021 года включительно. Не согласившись с отказом, она направила обращение в Прокуратуру Курганской области и Департамент экономического развития Курганской области о предоставлении субсидии, от которых получила отказ со ссылкой на изменения в части сроков обращения и в части правил аккредитации застройщиков многоквартирных домов.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 05 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Маковой А.В. отказано.
В кассационной жалобе Макова А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, полагая их незаконными.
От представителей Департамента экономического развития Курганской области и АО «КИЖК» поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых они просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, 07 мая 2021 года между Маковой А.В. и ООО «Специализированный застройщик «УМР-Инвест» заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома №<данные изъяты>, в соответствии с которым застройщик обязался передать в собственность участнику долевого строительства жилое помещение — квартиру №<данные изъяты>, площадью 37,55 кв. м, расположенную на пересечении ул. Фарафонова и ул. Первомайский проспект (адрес строительный). Оплата по договору предполагалась за счет собственных денежных средств участника долевого строительства в размере 600 000 руб. и кредитных средств в размере 880 000 руб., предоставляемых Банком ВТБ.
07 мая 2021 года между Маковой А.В. и ПАО ВТБ заключен кредитный договор №643/2302-0001089, согласно которому банк предоставил истцу 880 000 руб. под 5,8% для приобретения указанного объекта недвижимости.
Оплата по договору №<данные изъяты> от 07 мая 2021 года произведена Маковой А.В. в полном объеме. Квартира передана по акту приема-передачи от 24 августа 2021 года. Истец зарегистрировала право собственности на квартиру 18 октября 2021 года.
18 августа 2021 года Макова А.В. обратилась в АО «КИЖК» с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области, предусмотренной государственной Программой Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области».
АО «КИЖК» ответом от 20 августа 2021 года, со ссылкой на подпункт 2 пункта 4 постановления Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107, отказало в предоставлении субсидии, поскольку Макова А.В. обратилась с заявлением для участия в данной программе после 01 июля 2021 года.
29 сентября 2021 года Департаментом экономического развития Курганской области в адрес Маковой А.В. направлен ответ № ОГ.12-244121 на ее обращение, разъясняющий положение нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий на возмещение затрат на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, в котором также содержится ссылка на позднее, то есть после 01 июля 2021 года, обращение истца.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315 «Об утверждении государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», пунктом 63 раздела IV Приложения «Механизм реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», постановлением Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315», постановлением Правительства Курганской области от 07 июля 2021 года № 196 «О внесении изменения в постановление Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107», исходил из несоблюдения истцом установленных законом требований, необходимых для получения субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области, предусмотренной государственной Программой Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», а именно обращением истца за субсидией после установленного данной программой срока - после 01 июля 2021 года, и приобретение квартиры в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у неаккредитованного застройщика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов обеих инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права.
Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72).
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы).
В целях развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области и повышения эффективности использования бюджетных средств Правительство Курганской области утвердило государственную программу Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» согласно приложению к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315 (далее по тексту — Программа).
Программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.
Направления реализации Программы соответствуют следующим приоритетам и целям государственной политики в сфере развития ипотечного жилищного кредитования, часть из которых обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710: повышение доступности жилья, обеспечение доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья; развитие ипотечного жилищного кредитования, совершенствование условий приобретения жилья с помощью ипотечного кредитования; снижение банковских процентных ставок по ипотечным кредитам и формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан: молодых семей, работников бюджетной сферы, жителей сельской местности; стимулирование спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования; поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья; формирование механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования, реализуемых государственным институтом развития - АО «АИЖК» (АО «ДОМ.РФ», АО «Банк ДОМ.РФ») (раздел III Программы).
В соответствии с разделом II указанной государственной программы «Характеристика текущего состояния в сфере развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной политики - современным механизмом повышения доступности жилья и приобретения гражданами жилых помещений в собственность.
Оказываемая в рамках Программы государственная поддержка (компенсация части расходов) граждан по уплате (субсидированию) процентов, субсидированию затрат на оплату первоначального взноса по ипотечным кредитам, по предоставлению льготных микрозаймов для индивидуального жилищного строительства и субсидий из областного бюджета на индивидуальное жилищное строительство, приобретение вновь введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов позволит сформировать льготные условия ипотечного жилищного кредитования, повысить уровень доступности ипотечных кредитов, снизить затраты на приобретение (строительство) собственного жилья.
В соответствии с пунктом 1 Механизма реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», являющегося приложением к Программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» участниками Программы в целях получения мер поддержки в виде предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области являются физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории Курганской области (далее по тексту - заемщики, оплатившие первоначальный взнос).
Согласно пункту 18 Механизма реализации мероприятий государственной Программы субсидии из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляются в случае заключения кредитного договора между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и кредитной организацией, договора займа между заемщиком, оплатившим первоначальный взнос, и АО «КИЖК», обязательства заемщика, оплатившего первоначальный взнос, по которым обеспечены ипотекой, после 15 мая 2019 года.
В силу пункта 65 Механизма реализации мероприятий государственной Программы субсидия на возмещение затрат на оплату первоначального взноса предоставляется заемщикам, оплатившим первоначальный взнос, при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у застройщика, аккредитованного для участия в Программе в порядке согласно приложению 1 к механизму реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области».
Впоследствии постановлением Правительства Курганской области от 07 июля 2021 года № 196 «О внесении изменения в постановление Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107» в постановление Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315» внесены изменения, пункт 4 изложен в новой редакции.
Согласно подпункту 2 пункта 4 постановления Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315 (в редакции постановления Правительства Курганской области № 218 от 28 июля 2021 года «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области») после 1 июля 2021 года субсидия из областного бюджета на возмещение затрат на оплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании в Курганской области предоставляется: гражданам при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у застройщиков, аккредитованных в соответствии с Порядком аккредитации застройщиков с объектами жилищного строительства для участия в государственной программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» согласно приложению 1 к механизму реализации мероприятий государственной программы Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области» в редакции настоящего постановления; гражданам, которые приобрели квартиры в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у аккредитованных застройщиков и обратились в АО «КИЖК» в целях подачи заявления о предоставлении субсидии до 01 июля 2021 года включительно.
Таким образом, правом на получение субсидии в рамках указанной Программы обладают лица, обратившиеся с заявлением о предоставлении субсидии в срок до 01 июля 2021 года включительно и купившие квартиры в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах у аккредитованных застройщиков.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановлением Правительства Курганской области от 24 апреля 2021 года № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области № 315 от 26 сентября 2016 года» не ограничен срок подачи заявления на предоставление субсидии 01 июля 2021 года, изменения, внесенные данным постановлением, регулируют правоотношения, возникшие до их принятия, а подпункт 2 пункта 4 в указанном постановлении вообще отсутствует судебная коллегия отклоняет, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права и неверном изучении текста указанного постановления, из содержания которого следует, что при обращении с заявлением о предоставлении субсидии после 01 июля 2021 года она не предоставляется.
Довод кассационной жалобы о наличии у застройщика, с которым Макова А.В. заключила договор долевого участия в строительстве аккредитации был предметом рассмотрения судами, которыми установлено, что абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства Курганской области от 28 апреля 2021 года № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 года № 315» установлено, что действие аккредитации, полученной аккредитованными застройщиками до дня вступления в силу настоящего постановления, ограничивается сроком до 01 июля 2021 года включительно. После указанного срока, доказательств, подтверждающих, что застройщик получил аккредитацию в порядке, определенном Порядком аккредитации застройщиков с объектами жилищного строительства для участия в государственной программе Курганской области «Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области», не представлено.
Доводы кассационной жалобы уже являлись предметом исследования и оценки судов и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, каких-либо доводах о нарушении норм материального или процессуального права не содержат.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 05 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маковой Алены Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи