4Г-1134/17
В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д
Р Е С П У Б Л И К И Б У Р Я Т И Я
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 декабря 2017 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 31 марта 2017 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2017 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, с учетом уточненных требований, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать Енисейское бассейновое водное управление (далее - Енисейское БВУ) принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017г., обязать ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» (далее-ФГБУ «Заповедное Подлеморье») принять меры к размещению в акватории озера Байкал в бухтах Чивыркуйского залива от мыса Змеевый по линии на мыс Онгоконский и от мыса Байкал на мыс Фертик, а также в границах от северной оконечности острова Бакланий к мысу Безымянный и южной оконечности острова к мысу Иркана пункты приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017г.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки исполнения судовладельцами, дислоцирующимися в акватории озера Байкал, требований природоохранного законодательства о сдаче нефтесодержащих, хозяйственно-сбытовых сточных вод и отходов производства и потребления в специализированные организации для их переработки и утилизации, а также исполнения в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории законодательства об охране окружающей среды и водных ресурсов выявлено, что прием подсланевых, нефтесодержащих вод и жидких бытовых отходов с судов, пребывающих в Чивыркуйском заливе и Баргузинском заливе, и остальной части озера Байкал на территории Республики Бурятия не организован. В акватории озера Байкал отсутствует инженерная инфраструктура внутренних водных путей, направленная на организацию сбора отходов, в том числе нефтесодержащих вод, образуемых на судах.
Ни один из 30 портов и причальных сооружений, расположенных на Байкале, не оборудован пунктами для сбора стоков. По информации Лимнологического института СО РАН ориентировочный объем продуцирования нефтесодержащих вод судами, базирующимися в акватории озера Байкал, составляет более 417 тонн в навигацию, вместе с тем за период 2014-2015гг. сдано 12,2 тонн.
Отсутствие на Байкале пунктов приема подсланевых вод создает реальную угрозу неотвратимого загрязнения озера Байкал, нарушения прав граждан на безопасное использование водных объектов и благоприятную окружающую среду.
Решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 31 марта 2017 г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017г. Обязал ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» принять меры к размещению в акватории озера Байкал в бухтах Чивыркуйского залива от мыса Змеевый по линии на мыс Онгоконский и от мыса Байкал на мыс Фертик, а также в границах от северной оконечности острова Бакланий к мысу Безымянный и южной оконечности острова к мысу Иркана пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017 г.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2017 г. решение суда отменено в части возложения обязанности на ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» принять меры к размещению в акватории озера Байкал в бухтах Чивыркуйского залива от мыса Змеевый по линии на мыс Онгоконский и от мыса Байкал на мыс Фертик, а также в границах от северной оконечности острова Бакланий к мысу Безымянный и южной оконечности острова к мысу Иркана пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок до 01.12.2017 г. В иске к ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Бурятия 26 октября 2017 г. и.о. руководителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Капустин С.В. ставит вопрос об отмене решения районного суда, апелляционного определения и прекращении производства в отношении Енисейского БВУ.
Гражданское дело, истребованное 30 октября 2017 г., поступило в Верховный Суд Республики Бурятия 16 ноября 2017 г.
В силу пункта 1 части 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений не усматривается.
Постановлением Правительства РФ № 623 от 12 августа 2010г. утвержден Технический Регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта ( далее- Регламент). В соответствии с пунктом 3 Регламента, целью его применения является как защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, так и охрана окружающей среды.
В соответствии с п.п. 4 и 5 Регламента, выполнение его требований, в числе прочих должно обеспечить экологическую безопасность объектов регулирования, к каковым относятся суда, подлежащие государственной регистрации, причалы и портовые причальные сооружения.
В соответствии с п. 439 Регламента на внутренних водных путях должно быть размещено достаточное для удовлетворения нужд судоходства количество приемных пунктов для сбора загрязнений. Эти пункты должны быть дислоцированы так, чтобы удовлетворялась потребность судов в своевременной сдаче нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора для утилизации на береговых объектах во избежание загрязнения водной среды.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 9 этого же Регламента такие пункты могут быть береговыми (специализированные причалы для приема сточных вод и мусора) и плавучими (суда-сборщики загрязнений и специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах.
Установив, что из 30 портов и причальных сооружений, расположенных на озере Байкал, находящегося в федеральной собственности, ни одно сооружение не оснащено пунктами для сбора стоков, суды посчитали требования прокурора в части указанных пунктов приема, правомерными.
Возлагая обязанность по размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия указанных пунктов приема для сбора загрязнений на Енисейское БВУ, являющегося территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, суды исходили из того, что согласно пункту 3 «а» постановления Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2054-р (за исключением водохранилищ и каналов, указанных в подпункте "г" настоящего пункта), морей или их отдельных частей.
В свою очередь, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов (п. 4 постановления Правительства РФ от 05.02.2016 N 79).
В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочное применение судом апелляционной инстанции к возникшему спору статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и статьи 65 Водного кодекса РФ. По его мнению, обязанность по предотвращению загрязнения водных объектов водами содержащими нефтепродукты закреплена за судовладельцами, а обязанность приема с судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора лежит на лице осуществляющем эксплуатацию инфраструктуры порта и оказывающим услуги по обслуживанию порта. Размещение на внутренних водных путях озера Байкал пунктов приема накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора не входит в компетенцию государственных органов РФ в области водных отношений. Кроме этого, суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» к возникшему спору применению не подлежит.
Данные доводы подлежат отклонению.
Поскольку требования прокурора были заявлены относительно береговых, а не плавучих (судов-сборщиков загрязнений и специализированных очистных судов) пунктов приема, суд апелляционной инстанции правомерно сослался на положения статьи 65 ВК РФ, разрешающей размещение в границах водоохранных зон инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Учитывая то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" мероприятия по охране поверхностных водных объектов озера Байкал осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов, а финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал", ссылка суда на положения ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта, в любом случае, не привела к принятию неправильного судебного решения, а потому доводы жалобы в указанной части не могут являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по правилам ст. 387 ГПК РФ.
Что касается ссылок кассатора на пункт 412 технического регламента.
Как видно из материалов дела, указанные доводы ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, ответчиком не приводились, соответственно они не проверялись и не оценивались указанными судами.
Учитывая то, что в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке по указанным доводам, нет. Более того, из оспариваемых судебных актов прямо не следует, что на ответчика возложена обязанность по установке приемных пунктов в портах.
Как уже выше указывалось, во исполнение статьи 55 ВК РФ приняты Правила охраны поверхностных водных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79, возлагающие обязанность проведения мероприятий по охране поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности на Федеральное агентство водных ресурсов. Названными Правилами предусмотрено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов (п. 4).
Учитывая наличие в действующем законодательстве приведенных императивных положений, доводы кассатора о том, что оборудование на внутренних водных путях пунктов приемов накопления не входит в его компетенцию, принять во внимание нельзя.
Вопросы применения к возникшим спорным отношениям положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» являлись предметом проверки и оценки нижестоящих судов, с результатами которых, учитывая приведенную выше совокупность обстоятельств, не согласиться, в том числе по мотиву неверного толкования, оснований нет.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, о существенном нарушении ими норм материального и процессуального права не свидетельствуют. Вследствие чего основанием для их отмены по правилам ст. 387 ГПК РФ, служить не могут.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.381, ст.383 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче кассационной жалобы Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 31 марта 2017 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2017 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Бурятия отказать.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева