ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4Г-14303/2016 от 09.12.2016 Московского городского суда (город Москва)

№ 4га/5-14303/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2016 года                                                                          г. Москва

Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Кузнецова А.В., поступившую в Московский городской суд 11.11.2016 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от ***г. по административному делу по административному иску Кузнецова А.В. о признании решения Префектуры ЮВАО г. Москвы, выраженного в письме от ***г. №***незаконным, обязании рассмотреть вопрос о признании жилого помещения не пригодным к проживанию, взыскании судебных расходов,

установил:

Кузнецов А.В. обратился в суд с административным иском к Префектуре ЮВАО г. Москвы о признании решения №***от ***г. незаконным, обязать ОМВК Префектуры ЮВАО г. Москвы рассмотреть вопрос о признании занимаемого им жилого помещения непригодным к постоянному проживанию, взыскать с ответчика судебные расходы.

Требования мотивированны тем, что Кузнецов А.В. обратился в Префектуру ЮВАО г. Москвы с заявлением о признании занимаемого им по договору социального найма жилого помещения по адресу: ***, непригодным к проживанию. Письмом от ***г. за №***истец был проинформирован о том, что признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещений установленным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г №47. Указанное решение административного ответчика административный истец полагает незаконным, считает, что его обращение в установленном порядке и сроки, оговоренные в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном названным постановлением Правительства РФ не рассмотрено.

Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от ***г. постановлено:

Заявление Кузнецова Александра Владимировича о признании решения Префектуры ЮВАО г. Москвы, выраженного в письме от ***г. №***, незаконным, обязании рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным к проживанию, взыскании судебных расходов - удовлетворить.

Признать незаконным решение Префектуры ЮВАО г. Москвы, выраженное в письме от ***г.***.

Обязать Префектуру ЮВАО г. Москвы в установленном порядке рассмотреть обращение Кузнецова АВ от ***г. о проведении проверки жилищных условий на предмет пригодности к постоянному проживанию, принять решение в установленном порядке и сроки, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Взыскать с Префектуры ЮВАО г. Москвы в пользу Кузнецова Александра Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. 00 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. решение Кузьминского районного суда г. Москвы от ***года отменено и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Кузнецова Александра Владимировича к Префектуре ЮВАО г. Москвы о признании решения Префектуры ЮВАО г. Москвы от ***г. незаконным, обязании рассмотреть вопрос о признании занимаемого им жилого помещения непригодным к постоянному проживанию, взыскании с ответчика судебных расходов отказать.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и об оставлении без изменения решения суда первой инстанции.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Согласно ч. 2 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).

Таких нарушений судебной коллегии по административным делам Московского городского суда при рассмотрении дела допущено не было.

   Судом установлено, что 24.06.2015 года Кузнецов А.В. обратился в Префектуру ЮВАО г. Москвы с заявлением о признании занимаемого им по договору социального найма жилого помещения по адресу: ***, непригодным к проживанию; к заявлению иных документов не представлял.

Письмом от 21.07.2015 года за №***истец был проинформирован о том, что признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещений установленным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Разрешая спор, суд сослался на положения части 4 статьи 15 ЖК РФ, признал, что по обращению заявителя комиссия для рассмотрения его доводов создана не была, решение по существу поставленного истцом вопроса принято комиссией не было, а самому заявителю был дан ответ неуполномоченным лицом и не соответствующий положениям действующего законодательства, в связи с чем удовлетворил требования Кузнецова А.В.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, поскольку суд неправильно определил существо спорного правоотношения и закон, которым необходимо было руководствоваться при разрешении дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Действительно, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 ЖК РФ), в частности, Постановлением от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Постановление от 28.01.2006 года № 47).

В соответствии с Положением, утвержденным этим постановлением, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям; для этих целей орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию; председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из предусмотренных Положением решений; установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя; комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает одно из предусмотренных Положением решений (в виде заключения) либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В целях реализации на территории города Москвы Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» Правительством Москвы 21.08.2007 года принято постановление № 712-ПП, которым утверждено Положение о Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы (далее - Городская МВК), а также установлено, что префектура административного округа города Москвы принимает заявление и прилагаемые к нему обосновывающие документы, определяет перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проводит предварительное обследование помещений дома с оформлением акта и представляет документы на рассмотрение Городской МВК.

Пунктом 2.2. Регламента организации работы префектуры административного округа города Москвы по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и подготовки распоряжения префекта о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, утвержденного этим же постановлением Правительства Москвы, предусмотрено, что для подготовки запрашиваемых документов заявитель или представитель заявителя предъявляет документ, удостоверяющий его личность, заявление и следующие документы: - нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; - технический паспорт на жилое помещение (квартиру) в объеме раздела I «Сведения адресного и технического учета»; - доверенность от заявителя на получение документа, оформленная в порядке, определенном законодательством (в случае обращения представителя заявителя).

В соответствии с пунктом 2.5.1 Регламента наличие у заявителя неполного комплекта документов, является основанием для отказа в принятии документов.

Поскольку заявление Кузнецова А.В. от ***года не соответствовало вышеприведенным требованиям, у заявителя отсутствовал полный комплект документов, в связи с чем проверка обжалуемого ответа от ***года на предмет его соответствия требованиям порядка рассмотрения заявлений о признании жилого помещения непригодным к постоянному проживанию, установленных вышеприведенными нормативными правовыми актами, судебной коллегией признано необоснованным, как и вывод суда о нарушении таким ответом прав Кузнецова А.В. на рассмотрения заявления от ***года в установленном порядке.

Судебная коллегия нашла, что в рассматриваемом случае судом были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения; спорные отношения в данном случае урегулированы положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и поскольку на заявление Кузнецова А.В. от ***года последнему в пределах установленного срока был дан ответ от ***года, анализ содержания которого свидетельствует о разъяснении лицу поставленных в обращении вопросов, то все это указывает на соблюдение административным ответчиком, которому такое обращение заявителя поступило, порядка его рассмотрения.

Судебная коллегия пришла к выводу, что у суда не было оснований признавать ответ Префектуры ЮВАО г. Москвы от ***года незаконным и обязывать рассмотреть подобное обращение Кузнецова А.В. в порядке и сроки, предусмотренные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Таким образом, перечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности решения суда, в связи с чем оно отменено с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку административным ответчиком применительно к проведенным положениям процессуального закона было доказано, что обжалуемый ответ соответствовал нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; дан в рамках предоставленной Префектуре ЮВАО г. Москвы компетенции и при соблюдении установленного порядка и сроков, а также при наличии к тому оснований; напротив, административный истец не доказал факта нарушения обжалуемым ответом своих прав, свобод и законных интересов.

Судебной коллегией отмечено, что Кузнецов А.В. не лишен возможности реализовать свое право на обращение с заявлением по вопросу признания занимаемого им жилого помещения непригодным к постоянному проживанию в установленном порядке; рассмотрение данного вопроса по существу осуществляется Комиссией при условии надлежащего оформления заявления и представления полного комплекта документов.

Судебная коллегия на основании статьи 111 КАС РФ отменила решение суда в той его части, которым судом был разрешен вопрос о судебных расходах и с административного ответчика в пользу истца взысканы 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, поскольку в удовлетворении требований административного истца отказано, а потому судебные расходы административного истца по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления возмещению не подлежат.

Выводы судебной коллегии являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в суде апелляционной инстанции, были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.

Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы апелляционной инстанцией либо опровергали её выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,

определил:

в передаче кассационной Кузнецова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02.09.2016г. по административному делу по административному иску Кузнецова А.В. о признании решения Префектуры ЮВАО г. Москвы, выраженного в письме от 21.07.2015г. №ПГ-11001/5 незаконным, обязании рассмотреть вопрос о признании жилого помещения не пригодным к проживанию, взыскании судебных расходов - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.

Судья Московского

городского суда                                                                                          Э.А. Магжанова