ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4Г-1549/2017 от 07.06.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

№ 4Г–1549/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения

в судебном заседании суда кассационной инстанции

07 июня 2017 г. г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Кирюхина М.А., изучив кассационную жалобу директора филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> Бублика ФИО8 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 07 июля 2016 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 02 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» к Витвицкому ФИО9, Витвицкой ФИО10 о взыскании задолженности по оплате услуг по теплоснабжению,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось в суд с иском к Витвицкому ФИО11 и Витвицкой ФИО12. о взыскании задолженности по оплате услуг по теплоснабжению, ссылаясь на то, что истец является централизованным поставщиком тепловой энергии в пгт. Ленино и осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, ответчики являются потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению. В связи с ненадлежащим выполнением ответчиками обязательств по оплате потребленной тепловой энергии сумма задолженности по оплате услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> добровольно ответчиками указанная сумма не погашена. С учетом изложенного, истец просит иск удовлетворить.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 07 июля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 02 февраля 2017 года, в удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, истец, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, принять новое об удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с положениями статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы заявителя не усматривается.

Судами установлено, что ГУП Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» является поставщиком тепловой энергии в многоквартирный <адрес> в пгт. Ленино. По указанному адресу в <адрес> зарегистрированы ответчики. Собственником квартиры является Витвицкая ФИО13 что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом начислена ответчикам задолженность по <адрес> за услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей услуг центрального отопления от ДД.ММ.ГГГГ бывшему собственнику квартиры ФИО1 ФИО14 предоставлено разрешение на отключение от централизованного отопления вышеуказанной квартиры и установку автономного отопления при условии получения технических условий на отключение квартиры от услуг централизованного отопления.

КП «Ленком» утверждены технические условия на отключение вышеуказанной квартиры от системы централизованного отопления. За ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о демонтаже в <адрес> в <адрес> радиаторов центрального отопления на постоянный срок, квартира отключена от центрального отопления, на потребителя возложена обязанность ежегодно предоставлять сведения об отсутствии радиаторов центрального отопления в квартире.

Разработаны технические условия на проектирование газоснабжения вшеуказанной квартиры, квартира обеспечена газоснабжением в установленном законом порядке.

Ч.1 ст.33 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Частями 1,3 ст.153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу ст.ст.25.26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, представляют собой переустройство жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Ст. 714 ГК Украины предусмотрено, что по договору снабжения энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть одна сторона (поставщик) обязуется предоставлять второй стороне (потребителю, абоненту) энергетические и другие ресурсы, предусмотренные договором, а потребитель (абонент) обязуется оплачивать стоимость принятых ресурсов и соблюдать предусмотренный договором режим ее использования, а также обеспечить безопасную эксплуатацию энергетического и другого оборудования.

К договору снабжения энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть применяются общие положения о купле-продаже, положения о договоре поставки, если иное не установлено законом или не вытекает из сути отношений сторон. Законом могут быть предусмотрены особенности заключения и исполнения договора снабжения энергетическими и другими ресурсами.

Согласно ч. 2 ст. 383 ГК Украины владелец квартиры может по своему усмотрению осуществлять ремонт и изменения в квартире, предоставленной ему для использования как единого целого при условии, что эти изменения не приведут к нарушению прав владельцев других квартир в многоквартирном жилом доме и не нарушат санитарных и технических требований и правил эксплуатации здания.

Ст. 6 Закона Украины «О теплоснабжении» предусмотрено, что одними из принципов государственной политики в сфере теплоснабжения является оптимальное сочетание с централизованного и автономного теплоснабжения в соответствии с утвержденными мест органами исполнительной власти схем теплоснабжения, а также обеспечение защиты прав и интересов потребителей. Потребитель или субъект теплоснабжения имеет право избирать (изменять) теплоснабжающую организацию, если это технически возможно.

Согласно ч.1 ст.24 Закона Украины «О теплоснабжении» потребитель тепловой энергии имеет право на выбор одного или нескольких источников тепловой энергии или теплоснабжающих организаций, если это возможно по существующим техническим условиям.

Вопрос отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения регулируется Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630 с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 31 октября 2007 г. № 1268, которые с целью защиты прав всех жильцов многоквартирных домов предусматривают отключение от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой не отдельных квартир многоквартирного дома по инициативе их владельцев или нанимателей, а отключение целых многоквартирных домов по инициативе потребителей.

Согласно п.п.25,26 указанных Правил отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Отключение потребителей от сети централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, если техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления согласно Закону Украины «О теплоснабжении» схемой теплоснабжения, при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в сопредельных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по вопросам состава, порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления.

Пп. 1. 2, п. 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой предусмотрено, что при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года № 4 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 9 декабря 2005 года за № 1478/11758, с изменениями, внесенными приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 6 ноября 2007 года № 169, - такое отключение происходит на основании решения постоянно действующей межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей ЦО и ГВС, созданной органом местного самоуправления или местным органом исполнительной власти.

Комиссия после изучения предоставленных собственником (собственниками) документов в месячный срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий, для изготовления проектной документации. Решение комиссии оформляется протоколом, выписка из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю.

Пунктом 2.2.1, 2.3.1 указанного Порядка установлено, что при позитивном решении комиссии заявителю предоставляется перечень организаций, к которым следует обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отделения от сетей ЦО и ГВС.

Как установлено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, одним из обязательных условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является готовность и соответствие установленным требованиям технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования для предоставления коммунальных услуг (п.п. «е» п.3).

Коммунальная услуга «отопление» - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (пп. «е» п. 4 Правил).

Разрешая вопрос по существу, суды правильно применили нормы права с учетом фактических обстоятельств дела.

Кроме того, исходя из изложенного и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, верно исходил из того, квартира ответчиков с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения межведомственной комиссии отключена от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения с соблюдением установленного порядка, с ведома и согласия теплоснабжающей организации, решение межведомственной комиссии является действующим, не оспорено и не признано недействительным, поэтому ответчики не являются потребителями тепловой энергии с указанного периода, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания суммы задолженности с ответчиков.

Таким образом, выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также требованиям норм материального права.

Доводы кассационной жалобы основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не являются, поскольку сводятся к оспариванию установленных судом обстоятельств и иной оценке имеющихся в деле доказательств, в то время как по правилам части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Существенных нарушений норм материального или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и предусмотренных статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи кассационной жалобы заявителя по приведенным в ней доводам для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 381 и статьей 383 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы директора филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> Бублика ФИО15 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 07 июля 2016 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 02 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО2, ФИО3 о взыскании задолженности по оплате услуг по теплоснабжению, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.

Судья Верховного

Суда Республики Крым Кирюхина М.А.