4г-3252/2014
К Р А С Н О Д А Р С К И Й К Р А Е В О Й С У Д
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции
г. Краснодар 04 апреля 2014 года
Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, поступившую в краевой суд 25 марта 2014 года, на решение Геленджикского городского суда от 29 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 января 2014 года по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации МО г-к Геленджик об отказе в выдаче разрешения на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения на земельном участке по <...>.
В обоснование требований заявитель указала, что она является собственником жилого дома и земельного участка по указанному адресу. В этом доме зарегистрированы по месту жительства и проживают <...> человек, включая ее и членов ее семьи, в том числе несовершеннолетние дети. Площадь существующего жилого дома не позволяет обеспечить каждого члена семьи установленным минимальным размером жилой площади по <...> кв. м на одного человека, поэтому для улучшения жилищных условий она получила документацию, необходимую для получения разрешения на строительство (градостроительный план земельного участка, проектную документацию и т. д.). Она обратилась в администрацию МО г-к Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство, но ей было отказано в связи с непредставлением полного пакета документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ. Она считает, что представила все документы для получения разрешения на строительство.
Решением Геленджикского городского суда от 29 октября 2013 года заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 января 2014 года решение Геленджикского городского суда от 29 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации МО г-к Геленджик просит отменить указанные судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего спора не было допущено существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от <...> ФИО1 является собственником жилого дома с жилой пристройкой и пристройками лит. <...>, общей площадью <...> кв. м, в том числе жилой площадью <...> кв. м, и земельного участка площадью <...> кв. м, имеющего кадастровый номер <...>, предназначенного для размещения многоквартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения, отнесенного к категории – земли населенных пунктов, расположенных по адресу: <...>. Право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <...> и <...>.
Постановлением главы администрации МО г-к Геленджик <...> изменен вид разрешенного использования земельного участка с установленного вида «для эксплуатации индивидуального жилого дома» на испрашиваемый вид «для размещения многоквартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения». Изменение вида разрешенного использования земельного участка внесено в установленном порядке в земельно-кадастровую документацию, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка <...>, из которого следует, что границы земельного участка определены и установлены на местности в установленном порядке.
В отношении земельного участка у заявителя имеется градостроительный план, утвержденный постановлением главы администрации МО г-к Геленджик <...>, на котором показаны места допустимого размещения зданий, назначение (многоквартирный дом со встроенными помещениями общественного назначения) и другие параметры.
Заявителем разработана проектная документация, а также получены технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным коммунальным сетям, другие документы, необходимые для получения разрешения на строительство.
Данные обстоятельства подтверждаются проектом на строительство, техническими условиями (ТУ) подключения объекта заказчика к коммунальным сетям водоснабжения и канализации, обслуживаемым МУП «ВКХ», <...>, предварительными техническими условиями <...> на подключение объекта капитального строительства к газораспределительной сети для формирования архитектурно-планировочного задания, техническими условиями на ливневую канализацию, вывоз строительного мусора и грунта <...>, техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от <...>, договором № <...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от <...>, топосъемкой земельного участка.
Указанная документация на строительство многоквартирного дома со встроенными помещениями общественного назначения соответствует виду разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
ФИО1 неоднократно обращалась в администрацию МО г-к Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта капитального строительства.
Ответами первого заместителя главы администрации МО г-к Геленджик <...> и начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Геленджик <...> отказано в удовлетворении заявлений ФИО1, так как ею не представлены положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также проектная документация не соответствует предъявляемым к ней требованиям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ гарантируется право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован ст. 51 ГрК РФ.
В силу ч. 1 и 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок; градостроительного плана земельного участка: материалы, содержащиеся в проектной документации, и т. д.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (ч. 10 ст. 51 ГрК РФ).
Из указанного следует, что перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, установленный ст. 51 ГрК являются исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. При отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и ч. 9 ст. 51 ГрК РФ или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в выдаче разрешения на строительство должно быть отказано (ч. 11 и 13 ст. 51 ГрК РФ).
Правоустанавливающий документ на земельный участок и иные документы, перечисленные в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, заявителем представлены в администрацию МО г-к Геленджик, что подтверждается распиской в получении документов от <...>.
Статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, в том числе к ним отнесена проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 7.1).
Следовательно, проведение государственной экологической экспертизы обязательно в отношении земельного участка, отнесенного к землям особо охраняемых природных территорий и, соответственно, который ограничен в обороте.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» лишь государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Таким образом, отнесение земельного участка в каждом конкретном случае к землям особо охраняемых природных территорий должно подтверждаться иными документами, на основании которых можно было бы определить точное местонахождение этого земельного участка в границах округа санитарной охраны.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе: земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно ст. 8 ЗК РФ перевод земельного участка из одной категории в другую допускается только на основании федерального закона и категория земельного участка указывается в документах государственного земельного кадастра.
В силу ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты.
На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие сведения об объекте недвижимости: сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведении, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кроме того, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается, что все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. При этом ст. 4 данного Закона определено обязательное ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
В то же время администрацией МО г-к Геленджик и управлением архитектуры и градостроительства администрации МО г-к Геленджик не представлено доказательств, в том числе из государственного кадастра недвижимости, подтверждающих отнесение земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, к землям особо охраняемых природных территорий, а также наличие в отношении него ограничений или обременений.
В отношении принадлежащего заявителю земельного участка отсутствуют какие-либо ограничения или обременения, данный земельный участок отнесен к категории земель – земли населенных пунктов.
Согласно п. 1, 2 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категории. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности заявителю, не исключен из оборота и не ограничен в обороте. В связи с этим в данном случае выдача разрешения на строительство без проведения государственной экологической экспертизы в полной мере соответствует действующему законодательству.
Кроме того, суд первой инстанции верно посчитал, что отсутствует необходимость в проведении государственной экспертизы проектной документации в отношении заявленного ФИО1 объекта капитального строительства.
Согласно ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 и 3.1 данной статьи.
В соответствии с подп. 3 ч. 3 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации на многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Заявитель просила администрацию МО г-к Геленджик выдать разрешение на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома, что свидетельствует об отсутствии необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта капитального строительства.
В силу ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.
Согласно ч. 16 ст. 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские нрава и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что требование администрации МО г-к Геленджик предоставить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации не основано на законе, то есть отказ органа местного самоуправления в выдаче ФИО1 разрешения на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения не основан на законе.
Доводы кассационной жалобы исследовались судебными инстанциями. При этом доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судебными инстанциями доказательств и иное толкование действующего законодательства.
При таких обстоятельствах нарушений закона судами при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы в силу ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Геленджикского городского суда от 29 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 января 2014 года по делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.
Судья И.Г. Корныльева