№ 4г-4009/14
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУДО П Р Е Д Е Л Е Н И Е об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
«15» мая 2014 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Кисляк В.Ф., рассмотрев кассационную жалобу представителя министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, поступившую в краевой суд 15.04.2014 г., на решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 06.11.2013 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.02.2014 г. по делу по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрации МО Лабинский район, администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, министерству природных ресурсов Краснодарского края о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО Лабинский район о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности и полноты мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками на территорий района.
Проведенной проверкой установлено, что в связи с выпадением ливневых осадков 21.06.2010 г. категории «опасное явление» в районе станицы Ахметовской Лабинского района, произошло поднятие уровня реки Горнуха выше опасных отметок, и как следствие, сильно поврежден автомобильный мост на автодороге станица Ахметовская - село Горное. В 2011 г. за счет денежных средств, выделенных департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, проектно-изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» изготовлен проект на «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное» на общую сумму <...>, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.05.2012 г. № <...> администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района выделены бюджетные ассигнования в сумме <...> рублей на софинансирование проведения работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное».
В результате открытого аукциона 07.08.2012 г. администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района заключен муниципальный контракт на проведение работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное» с < Ф.И.О. >3 город Краснодар.
Согласно муниципальному контракту, срок окончания работ 30.10.2012 г.. В связи с тем, что ко времени истечения срока действия муниципального контракта подрядная организация не приступила к выполнению работ на данном объекте, администрация Ахметовского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о расторжении муниципального контракта. Денежные средства краевого бюджета остались не освоены и были возвращены в краевой бюджет. В настоящее время проектно-изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» проведена корректировка проектной документации «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное», пройдена повторная государственная экспертиза.
В связи с изложенным, администрация Ахметовского сельского поселения Лабинского района обратилась к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой о признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.05.2012 г. № <...> «О выделении средств из краевого бюджета». При повторном обращении в министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края письмом от 06.03.2013 г. № <...> о выделении денежных средств администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района было отказано в выделении субсидии на аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное. Поселению отказано без учета того обстоятельства, что в 2012 году на эти цели денежные средства уже выделялись из краевого бюджета, но не были освоены по причине недобросовестности подрядной организации. Жители села Горного неоднократно обращались в адрес администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, в администрацию МО Лабинский район, к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с обращениями о восстановлении моста через реку Горнуха, который является единственным транспортным сообщением между селом Горное, хутором Тегин и станицей Ахметовской Лабинского района.
Решением Лабинского районного суда Краснодарского края от 06.11.2013 г. суд обязал министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрацию МО Лабинский район, администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Горнуха, а именно провести комплекс аварийно-спасательных мероприятий по восстановлению мостового сооружения на автомобильной дороге ст. Ахметовская - село Горное.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.02.2014 г. решение Лабинского районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, в жалобе указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании в президиум Краснодарского краевого суда не имеется.
Судом установлено, что в 2011 г. за счет денежных средств, выделенных департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, проектно-изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» изготовлен проект на «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное» на общую сумму <...>, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
03.05.2012 г. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № <...> от 03.05.2012 г. выделены из резервного фонда администрации Краснодарского края департаменту по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края бюджетные ассигнования в размере <...> рублей для предоставления субсидии бюджету Ахметовского сельского поселения Лабинского района на софинансирование аварийно-восстановительных работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное».
В результате открытого аукциона 07.08.2012 г. администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района заключен муниципальный контракт с < Ф.И.О. >4 на выполнение работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное», по условиям которого, стоимость работ составляла <...> рублей, срок окончания работ 30.10.2012года.
01.11.2012 г. администрация Ахметовското сесльского поселения обратилась к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой о признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.05.2012 г. № <...> «О выделении средств из краевого бюджета».
Главой администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района 27.02.2013 г. было направлено письмо главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой создать межведомственную комиссию для дополнительного обследования и принятия решения об оказании финансовой помощи в виде субсидии Ахметовского сельскому поселению Лабинского района на общую сумму <...> рублей на проведением аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в с. Горном.
06.03.2013 г. министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края главе администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района был направлен ответ на обращение, согласно которого поскольку в положительном заключении государственной экспертизы от 21.02.2012 г. объект «Аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное» указан, как объект капитального строительства и проектом приняты технические параметры работ на подходе к мосту, как реконструкция. Следовательно, восстановление объекта планируется не в прежних параметрах. Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляется из местных бюджетов, за счет бюджета на мероприятия по ЧС не допускается.
29.04.2013 г. главой администрации МО Лабинский район было направлено письмо заместителю главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министру финансов Краснодарского края об оказании содействия в выделении денежных средств на аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное. 07.06.2013 г. и 03.07.2013 г. в ответе на данное обращение комитет по финансово-бюджетной и налоговой политике законодательного собрания Краснодарского края пятого созыва указал, что данное обращение будет рассмотрено комитетом на своем заседании при очередном внесении изменений в закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов». Кроме того, учитывая, что указанный мост не находится в государственной собственности Краснодарского края, софинансирование из краевого бюджета расходов на его реконструкцию может предусматриваться исключительно в соответствии с долгосрочными целевыми программами.
В настоящее время проектно-изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» проведена корректировка проектной документации «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное», пройдена повторная государственная экспертиза.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2013 г. расторгнут муниципальный контракт от 07.08.2012 г., заключенный между администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района ст. Ахметовская и < Ф.И.О. >5 г. Краснодар. Указанное решение вступило в законную силу.
В соответствии с п. «в» п. 9 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794, основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности является обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1.1. Положения «О министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 г. №744 «О министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края» министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности.
Судом правомерно указано, что к основным задачам министерства согласно раздела 2 данного Положения относятся взаимодействие с органами государственной власти края, органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, организациями по вопросам осуществления полномочий Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и водных отношений; организация разработки и реализации краевых целевых программ, участие в разработке и реализации федеральных программ и проектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности; осуществление деятельности в пределах своей компетенции по экстренному привлечению необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; организация и осуществление в рамках предоставленных полномочий государственного надзора и контроля за соблюдением на территории Краснодарского края требований законодательства Российской Федерации, Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 5 Правил выделения и расходования средств краевого бюджета на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 г. № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», средства краевого бюджета на мероприятия по ЧС выделяются через департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края или иной орган исполнительной власти Краснодарского края для частичного покрытия расходов на финансирование ремонтно-восстановительных и строительных работ, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, восстановление территорий после чрезвычайных ситуаций на берегозащитных и иных сооружениях.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления, обязаны провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Горнуха, так как своим бездействием нарушают права неопределенного круга лиц как проживающих, так и пребывающих на территории поселения, поскольку временные объездные пути не соответствуют требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам и создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые в силу ст. 387 ГК РФ рассмотрению в суде кассационной инстанции не подлежат и по мотивам, приведенным в судебном определении, правильно признаны необоснованными.
Учитывая изложенное, судом не допущено нарушений норм материального, либо процессуального права, служащих основанием к отмене судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л :
В передаче кассационной жалобы представителя министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края на решение Лабинского районного суда Краснодарского края от 06.11.2013 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.02.2014 г. по делу по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрации МО Лабинский район, администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, министерству природных ресурсов Краснодарского края о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.
Судья Краснодарского
краевого суда В.Ф. Кисляк