ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4Г-423/2018 от 22.02.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

№ 4Г-423/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 22 февраля 2018 г.

Судья Красноярского краевого суда Михайлинский О.Н., изучив кассационную жалобу Сорокиной Татьяны Викторовны на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 ноября 2017 г. по гражданскому делу по иску Сорокиной Татьяны Викторовны к Мотыгинскому районному Совету депутатов об обжаловании дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Сорокиной Т.В. о признании незаконным и отмене распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 13 июня 2017 г. № 12 «О применении дисциплинарного взыскания», взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 руб., а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в связи с отменой распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 7 июля 2017 г. № 35 о привлечении к дисциплинарной ответственности, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 ноября 2017 г., указанное решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении искового требования Сорокиной Т.В. к Мотыгинскому районному Совету депутатов о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в связи с отменой распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 7 июля 2017 г. № 35 о привлечении к дисциплинарной ответственности отменено, в этой части по делу принято новое решение, которым с Мотыгинского районного Совета депутатов в пользу Сорокиной Т.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 руб. в связи с отменой распоряжения о привлечении ее к дисциплинарной ответственности распоряжением от 7 июля 2017 г. № 35. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 23 января 2018 г., Сорокина Т.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Изучив кассационную жалобу и материалы, приложенные к жалобе, не нахожу оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 указанного Закона нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Законом Красноярского края от 27 декабря 2005 г. № 17-4354 «О Реестре должностей муниципальной службы» утвержден Реестр должностей муниципальной службы», в Перечень должностей муниципальной службы в контрольном органе городского округа, муниципального района включена должность председателя контрольно-счетного органа.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий (части 6, 8 и 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются настоящим Федеральным законом, законодательством о государственной гражданской службе, законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 6 статьи 6 указанного Федерального закона председатель контрольно-счетного органа муниципального образования назначается на должность представительным органом муниципального образования.

Согласно статье 1 Положения о контрольно-счетном органе в Мотыгинском районе (в редакции решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 10 декабря 2015 г. № 4-20) настоящим Положением устанавливаются правовой статус, компетенция, порядок формирования, организации и основы деятельности контрольно-счетного органа Мотыгинского района, а также срок полномочий председателя и аудиторов контрольно-счетного органа.

В силу статьи 2 названного Положения, в своей деятельности контрольно-счетный орган руководствуется федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края, Уставом Мотыгинского района и иными нормативными правовыми актами района, настоящим Положением.

Из пункта 4 статьи 4 поименованного Положения следует, что права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетного органа определяются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно пункту 1 статьи 5 указанного Положения председатель контрольно-счетного органа назначается на должность решением Мотыгинского районного Совета депутатов сроком на 5 лет большинством голосов от общего числа депутатов, в порядке, установленном регламентом Мотыгинского районного Совета делегатов.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Аналогичное положение закреплено в части 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 27 названного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

В части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ дано понятие служебной командировки как поездки работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (пункт 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

Судом установлено, что решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 16 декабря 2010 г. Сорокина Т.В. назначена на должность муниципальной службы, руководителем контрольно-счетного органа Мотыгинского района.

На основании вступившего в законную силу решения Мотыгинского районного суда от 14 октября 2016 г. Сорокина Т.В. восстановлена в должности председателя контрольно-счетного органа Мотыгинского района с 1 апреля 2016 г.

Распоряжением председателя Мотыгинского районного Совета депутатов от 13 июня 2017 г. № 12 Сорокина Т.В. за нарушение трудовой дисциплины привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Обстоятельства нарушения Сорокиной Т.В. своих служебных обязанностей, послужившего основанием издания указанного распоряжения и привлечения к дисциплинарной ответственности были установлены проведенной работодателем проверкой, актами от 31 мая 2017 г., 1 июня 2017 г., 2 июня 2017 г. подтверждено отсутствие Сорокиной Т.В. на рабочем месте, при это из ее письменных объяснений от 7 июня 2017 г. следует, что в указанные рабочие дни она выезжала в служебную командировку, о чем предупредила председателя Мотыгинского районного Совета депутатов.

В судебное заседание Сорокина Т.В. представила распоряжение от 25 мая 2017 г. № 4, изданное самой истицей, о направлении себя в командировку сроком на 3 дня с 31 мая 2017 г. по 2 июня 2017 г. с целью участия в заседании комиссии на основании письма Межрайонной ИФНС России № 23 по Красноярскому краю от 17 апреля 2017 г. № 04-12/3965.

Из объяснений председателя Мотыгинского районного Совета депутатов Я. следует, что Сорокина Т.В. до 31 мая 2017 г., а также в период указанного отсутствия ее на рабочем месте не представила основания для убытия в командировку, распоряжение об убытии в командировку.

Кроме того, распоряжением председателя Мотыгинского районного Совета депутатов от 7 июля 2017 г. № 35 Сорокиной Т.В. объявлен строгий выговор за нарушение трудовой дисциплины.

Полагая, что применение дисциплинарного взыскания распоряжением от 13 июня 2017 г. № 12 не соответствует требованиям трудового законодательства, кроме того, незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности распоряжением от 7 июля 2017 г. № 35 ей был причинен моральный вред, Сорокина Т.В. обратилась в суд с настоящим иском к Мотыгинскому районному Совету депутатов, просила признать незаконным и отменить распоряжение Мотыгинского районного Совета депутатов от 13 июня 2017 г. № 12 «О применении дисциплинарного взыскания», взыскать компенсацию морального вреда в размере 7000 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. в связи с отменой распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности по распоряжению от 7 июля 2017 г. № 35.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Сорокиной Т.В., суд первой инстанции, исследовав доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 11, 22, 166, 192-193 Трудового кодекса РФ, нормами Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», исходил из того, что факт совершения истицей дисциплинарного проступка, выразившегося в отсутствии на рабочем месте в течение трех рабочих дней 31 мая 2017 г., 1 июня 2017 г., 2 июня 2017 г. без надлежащего уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об убытии в командировку, без представления документов о месте, сроках и необходимости выезда в командировку, подтвержден представленными ответчиком доказательствами, порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания соблюдены, примененная мера дисциплинарной ответственности в виде выговора является соразмерной допущенному муниципальным служащим Сорокиной Т.В. нарушению, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 13 июня 2017 г. № 12 и его отмене, а также для взыскания компенсации морального вреда в размере 7000 руб., поскольку ответчиком не допущено нарушения служебных прав Сорокиной Т.В.

При этом суд признал, что с учетом занимаемой Сорокиной Т.В. должности муниципальной службы, условий заключенного с ней трудового договора, положений Устава Мотыгинского района и правового статуса контрольно-счетного органа Мотыгинского района, председатель Мотыгинского районного Совета депутатов как представитель нанимателя (работодатель) обладал правомочиями по принятию оспариваемого распоряжения от 13 июня 2017 г. № 12, которое принято полномочным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением установленного законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством порядка привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение трудовой дисциплины.

Кроме того, указав, что факт нарушения трудовой дисциплины Сорокиной Т.В., выразившегося в убытии в командировку сроком с 2 июля 2017 г. по 4 июля 2017 г. с целью участия в слушании гражданского дела без согласования с работодателем был установлен в ходе служебного расследования, а дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора отменено работодателем по представлению прокурора в связи с тем, что такой вид взыскания не предусмотрен нормами Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудового кодекса РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истицы компенсации морального вреда в связи с отменой распоряжения от 7 июля 2017 г. №35.

Проверяя законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Сорокиной Т.В. требований в части признания незаконным распоряжения Мотыгинского районного Совета депутатов от 13 июня 2017 г. № 12 и его отмене и производного требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 руб.

Вместе с тем, поскольку распоряжение от 7 июля 2017 г. № 35, изданное в нарушение требований Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», является незаконным, судебная коллегия признала, что истица в соответствии со статей 237 Трудового кодекса РФ имеет право на взыскание с ответчика компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения служебных прав.

В связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в пределах полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции статьей 328 ГПК РФ, и по основаниям, установленным статьей 330 ГПК РФ, отменила решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования Сорокиной Т.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. в связи с отменой распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности от 7 июля 2017 г. № 35, приняла в данной части по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, исходя из обстоятельств нарушения прав муниципального служащего, с соблюдением требований разумности и справедливости, определила к взысканию с ответчика в пользу Сорокиной Т.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 67, 198 и 327-1 ГПК РФ.

Приведенные в кассационной жалобе Сорокиной Т.В. доводы о неправомерности наложения на нее дисциплинарного взыскания, мотивированные ссылками на отсутствие у председателя Мотыгинского районного Совета депутатов полномочий по изданию оспоренного распоряжения от 13 июня 2017 г. № 12, а также отсутствие у Сорокиной Т.В. обязанности согласовывать с представителем нанимателя (работодателем) выезд в служебную командировку, повторяют правовую позицию истицы по данному делу, тщательно исследованную нижестоящими судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях.

Суды правомерно исходили из того, что в рассматриваемом случае сторонами трудового договора являются представитель наниматель (работодатель) –Мотыгинский районный Совет депутатов в лице председателя районного Совета и муниципальный служащий – председатель контрольно-счетного органа Мотыгинского района Сорокина Т.В., при этом муниципальный служащий в силу требований законодательства о муниципальной службе и трудового законодательства, а также условий трудового договора, не наделена правом по своему усмотрению принимать решения о своих выездах в служебные командировки, отсутствовать на рабочем месте без согласования с представителем нанимателя (работодателем).

Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов в части оценки представленных в дело доказательств в соответствии со статьей 387 ГПК РФ не может составить основания для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Кассационная жалоба Сорокиной Т.В. не содержит доводов о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, создающих основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Сорокиной Татьяны Викторовны на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 25 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 15 ноября 2017 г. для рассмотрения в судебном заседании президиума Красноярского краевого суда.

Судья

Красноярского краевого суда О.Н. Михайлинский