ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4Г-601/2016 от 10.05.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Красноярск 10 мая 2016 года

Судья Красноярского краевого суда Астапов А.М., изучив по кассационной жалобе АО «Федеральная пассажирская компания» гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, предъявил в суде иск (с учетом уточнений) к АО «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности Пассажирского вагонного депо Красноярск незаконным, возложении обязанности обеспечить государственную охрану указанного объекта транспортной инфраструктуры.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки исполнения Енисейским филиалом ОАО «ФПК» требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что в нарушение требований ФЗ «О транспортной безопасности» охрана Пассажирского вагонного депо Красноярск осуществляется частным охранным предприятием ООО «Бастион», что свидетельствует о непринятии мер по обеспечению государственной охраной объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Пассажирское вагонное депо Красноярск относится к числу объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подлежит государственной охране, так как охрана данного объекта предполагает охрану железнодорожных пассажирских вагонов и иного имущества, используемого в целях обеспечения железнодорожных перевозок подвижным составом. Указанные нарушения законодательства об обеспечении требований транспортной безопасности, непринятие мер по обеспечению государственной охраны объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - Пассажирского вагонного депо Красноярск свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ОАО «ФПК» требований законодательства об обеспечении транспортной безопасности, создают угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО «ФПК», выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности Пассажирского вагонного депо Красноярск, обязать ОАО «ФПК» обеспечить государственную охрану объекта транспортной инфраструктуры - Пассажирское вагонное депо Красноярск Енисейского филиала ОАО «ФПК», внесенного в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый от 12.12.2013), расположенного в <адрес>.

Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 июня 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 августа 2015 года, исковые требования удовлетворены, постановлено признать незаконным бездействие ОАО «Федеральная пассажирская компания», выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной безопасности Пассажирского вагонного депо Красноярск, и обязать ОАО «Федеральная пассажирская компания» обеспечить государственную охрану объекта транспортной инфраструктуры - Пассажирское вагонное депо Красноярск Енисейского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», внесенного в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, расположенного по адресу: <адрес>. С ОАО «Федеральная пассажирская компания» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 25 февраля 2016 года, представитель АО «Федеральная пассажирская компания» ФИО1 просит принятые по делу судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.

Истребованное дело поступило в краевой суд <дата>.

Проверив материалы дела, с учетом доводов кассационной жалобы, оснований для передачи её для рассмотрения в судебном заседании <адрес>вого суда не нахожу.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 02.12.2009 года ОАО «Российские железные дороги» и АНО «Центр организации обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте» договорились создать ОАО «Федеральная пассажирская компания» для осуществления деятельности в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании и извлечения прибыли (т.1 л.д. 45-49).

В соответствии с Приложением к Договору о создании ОАО «ФПК» от 02.12.2009 года, в число зданий, сооружений и объектов, подлежащих государственной регистрации, входят в том числе сооружение-эстакада, общей площадью 618,4 кв.м., по адресу: <адрес>, соор. 22; нежилое здание, общей площадью 1569 кв.м., по адресу: <адрес>; здание котельной, общей площадью 1249,4 кв.м., по адресу: <адрес> стр.9; теплотрасса, протяженностью 425,10 пог.м., по адресу: <адрес>; здание ВЧД, общей площадью 9681,3 кв.м., по адресу: <адрес>; склад-ангар, общей площадью 429,5 кв.м., по адресу: <адрес>, стр.17; административное здание, общей площадью 1047,2 кв.м., по адресу: <адрес>, стр.15; здание технического отдела, общей площадью 898,9 кв.м., по адресу: <адрес>, стр.16; гараж, общей площадью 1134.7 кв.м., по адресу: <адрес>, стр.14; сооружение-эстакада, застроенной площадью 77,50 кв.м., по адресу: <адрес>, соор. 21; здание цеха ТО-3 окраски и помывки вагонов пассажирского вагонного депо Красноярск, общей площадью 7456,3 кв.м., по адресу: <адрес>, стр. 20; сооружение-теплотрасса, протяженностью 863,50 м., по адресу: <адрес>; здание кладовой, общей площадью 1097,1 кв.м., по адресу: <адрес>, стр.13; здание ДОЦ, общей площадью 1327 кв.м., по адресу: <адрес>, стр.6 (т.1 л.д. 86-116).

22.12.2011 года между ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» заключен договор субаренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (т.2 л.д.138-155).

В соответствии с п. 2.2. Положения о Пассажирском вагонном депо Красноярск -структурном подразделении Енисейского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» от 30.11.2012 года, основными задачами структурного подразделения являются: качественное выполнение ремонта, технического обслуживания и экипировки подвижного состава; обеспечение пассажирских перевозок квалифицированными кадрами поездных бригад, качественным съемным инвентарем, чайной продукцией, постельными принадлежностями; обеспечение качественного обслуживания пассажиров в поездах дальнего следования, обеспечение безопасности движения поездов дальнего следования; развитие подсобно-вспомогательной деятельности, повышение доходности пассажирских перевозок дальнего следования.

Согласно п. 2.3 указанного Положения, структурное подразделение при выполнении основных задач осуществляет следующие виды деятельности: капитальный ремонт пассажирских вагонов; деповской ремонт пассажирских вагонов; полное и обыкновенное освидетельствование колесных пар; обточка колесных пар; ремонт узлов и деталей пассажирских вагонов; окраска кузова пассажирских вагонов; техническое обслуживание пассажирских вагонов; техническое обслуживание пассажирских вагонов в объеме; техническое обслуживание пассажирских вагонов; текущий ремонт пассажирских вагонов, который включает в себя текущий отцепочный и текущий безотцепочный ремонты; техническое обслуживание вагонов в пути следования; экипировка пассажирских вагонов водой и топливом; экипировка вагонов-ресторанов топливом; наружная обмывка составов поездов; формирование пассажирских поездов; формирование поездных бригад; экипировка составов поездов съемным мягким имуществом и жестким инвентарем; экипировка составов поездов чайной продукцией; обслуживание пассажиров в пути следования; текущее содержание и ремонт основных фондов, находящихся на балансе Структурного подразделения; ведение работы по внедрению достижений научно-технического прогресса в области железнодорожных пассажирских перевозок, а также рационализаторских предложений; ведение договорной работы, осуществление контроля за выполнением условий договоров со сторонними организациями, ведение претензионной и рекламационной работы; разработка и контроль за проведением мероприятий по охране труда работников Структурного подразделения; проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; проведение мероприятий по защите объектов пассажирского хозяйства, работников структурного подразделения и пассажиров от террористических актов; осуществление иных видов деятельности, предусмотренных законодательством РФ (т.1 л.д.72).

Право собственности на переданные по акту от 31.12.2009 года здания и сооружения, по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ОАО «ФПК» в установленном законом порядке (т.2 л.д.73-98).

Все зарегистрированные за АО «ФПК» объекты недвижимости объединены в единый комплекс - Пассажирское вагонное депо Красноярск, свободный доступ на территорию которого ограничен, введена контрольно-пропускная система. На охрану указанные объекты также приняты как единый комплекс Пассажирское вагонное депо.

Предметом Договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта , заключенного между ОАО «РЖД» (владелец инфраструктуры) и ОАО «ФПК» (перевозчик) 31.03.2010 года, является предоставление перевозчику права на использование являющихся частью инфраструктуры железнодорожных путей общего и необщего пользования, в том числе тракционных путей вагонного депо, участков для производства технического обслуживания, ремонта и экипировки порожнего подвижного состава для обеспечения организации перевозочного процесса (т.2 л.д. 4).

Из ответа начальника Енисейского филиала АО «ФПК» от 09.03.2015 года следует, что согласно п. 1.3.15 «Результатов оценки уязвимости», утвержденных 01.08.2014 года и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), элементы Пассажирского вагонного депо Красноярск, которые должны рассматриваться как отдельные объекты транспортной инфраструктуры, отсутствуют (т.2 л.д.116).

По сведениям Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17.04.2015 года, Пассажирское вагонное депо Красноярск Енисейского филиала ОАО «ФПК» внесено в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта решением Росжелдора от 12.12.2013 года с присвоением реестрового номера и третьей категории по транспортной безопасности. В настоящее время данный ОТИ из Реестра не исключен, оценка уязвимости данного ОТИ утверждена 01.08.2014 года, план обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ в Росжелдор не поступал (т.2 л.д.197).

Удовлетворяя исковые требования транспортного прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ОАО «ФПК», как собственник единого имущественного комплекса Пассажирское вагонное депо Красноярск, включающее в себя объекты транспортной инфраструктуры, не обеспечил его государственную охрану.

Так, в силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В ч.2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

В силу п.5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст.2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003г. №17-ФЗ, железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее -инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Аналогичные понятия содержатся в ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 года № 18-ФЗ.

Федеральным законом от 03.02.2014 года № 15-ФЗ внесены изменения в понятие «объекты транспортной инфраструктуры», которое не предусматривает в качестве такого объекта Пассажирское вагонное депо. Однако, ранее действующая редакция п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» также не предусматривала такого объекта, тем не менее Пассажирское вагонное депо Красноярск было отнесено к объектам транспортной инфраструктуры в силу своего назначения и наличия в своем составе зданий, сооружений, устройств и оборудования, обеспечивающих функционирование транспортного комплекса.

Из анализа приведенных выше положений законодательства следует, что Пассажирское вагонное депо Красноярск относится к объектам транспортной инфраструктуры.

01.04.2012 года ОАО «ФПК» заключило с ООО «Бастион» Договор /) на оказание услуг по охране объектов Енисейского филиала ОАО «ФПК»(т.1 л.д.17-26).

27.02.2014 года ОАО «ФПК» заключило с ООО «Охранное предприятие «Магистраль» Договор «) на оказание услуг по охране Енисейского филиала ОАО «ФПК» (т.1 л.д. 123-176).

Кроме того, Пассажирскому вагонному депо Красноярск установлена третья категория по транспортной безопасности в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

При этом, после внесения изменений 03.02.2014 года в Федеральный закон «О транспортной безопасности», указанная выше категория с вагонного депо не снята.

В соответствии с ч.3 ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 15 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587, к таким объектам относятся, в том числе, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования.

Как следует из содержания Положения о Пассажирском вагонном депо Красноярск, утвержденного начальником Енисейского филиала ОАО «ФПК» 30.11.2012 года, вагонное депо включает в свой состав участки железнодорожных путей, сооружения и здания (эстакады, здание котельной, гараж и др.), которые обеспечивают функционирование транспортного железнодорожного комплекса, из чего следует вывод о том, что Пассажирское вагонное депо Красноярск, располагающееся по адресу: <адрес>, в соответствии с п.5 ч.1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» является объектом транспортной инфраструктуры, подлежащим государственной охране.

Установив, что охрану Пассажирского вагонного депо Красноярск осуществляет частное охранное предприятие, в силу закона не обладающее правом осуществлять охрану объектов транспортной инфраструктуры, каковым является вагонное депо, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком законодательства о государственной охране.

С учетом изложенного, суд признал незаконным бездействие ОАО «ФПК» по непринятию мер по обеспечению транспортной безопасности вагонного депо и возложил на ответчика обязанность по обеспечению государственной охраны указанного объекта транспортной инфраструктуры, взыскав с ОАО «ФПК» в соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Доводы кассационной жалобы о том, что вагонное депо к объектам государственной охраны не относится, являются несостоятельными, противоречащими нормам действующего законодательства РФ.

Так, путем эксплуатации сооружений, зданий и железнодорожных путей общего пользования, непосредственно входящих в единый имущественный комплекс Пассажирского вагонного депо, обеспечивается функционирование подвижного состава железнодорожного транспорта, ремонт и обслуживание вагонов.

Довод кассационной жалобы о том, что судами не дана надлежащая оценка утверждениям Росжелдора от 10.06.2015 года (т.2 л.д. 215-217), о том, что вагонное депо не является объектом государственной охраны, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в порядке кассационного производства.

В указанных пояснениях вывод представителя Росжелдора об отсутствии необходимости обеспечения государственной охраны вагонного депо основывается на том, что данный объект не входит в Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 года № 891-р.

Однако, указанное распоряжение Правительства РФ определяет лишь перечень наиболее важных объектов, которые подлежат охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта. Иные же объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, исходя из смысла действующего законодательства, такие как вагонные депо, подлежат государственной охране.

Довод жалобы о том, что контролирующим органом Ространснадзором по СФО установлено, что Пассажирское вагонное депо Красноярск объектом транспортной инфраструктуры не является, поскольку в Федеральный закон от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» 03.02.2014 года были внесены изменения, в соответствии с которыми вагонные депо не отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, является несостоятельным.

Указанный вывод не может быть принят во внимание, поскольку не вытекает из норм действующего законодательства, анализ которого приведен выше.

Учитывая, что составляющие Пассажирское вагонное депо объекты недвижимого имущества, в том числе железнодорожные пути, обеспечивают функционирование всего технологического комплекса железнодорожного транспорта, в связи с чем, без использования вагонного депо эксплуатация подвижного состава не возможна, поэтому по смыслу действующего законодательства РФ Пассажирское вагонное депо относится к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Поскольку судами нижестоящих инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, основания для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.381, 383 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы АО «Федеральная пассажирская компания» для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.

Судья краевого суда А.М. Астапов