№4г - 7558/13
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД ОПРЕДЕЛЕНИЕоб отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
г.Краснодар «21» августа 2013года
Судья Краснодарского краевого суда Моисеева О.М., рассмотрев кассационную жалобу Чижова Н.В. – директора МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района, поступившую в Краснодарский краевой суд 30 июля 2013 г. на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 июня 2013 г., которым отменено решение Павловского районного суда Краснодарского края от 28 марта 2012 г. по делу по иску прокурора Павловского района в интересах Сербина К.В. к МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края на действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района обратился в суд в интересах Сербина К.В. с иском к МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края о призвании незаконными действий МУП ЖКХ по обязанию абонента Сербина К.В. установить водяной счетчик, о понуждении к опломбированию и принятию в эксплуатацию прибора учета холодной воды в домовладении Сербина К.В.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Павловского районного суда Краснодарского края от 28 марта 2013 г. в удовлетворении искового заявления прокурора Павловского района в интересах Сербина К.В. к МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 июня 2013 г. решение Павловского районного суда Краснодарского края от 28 марта 2013 г. отменено, по делу вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Павловского района в интересах Сербина К.В. к МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края. Суд признал незаконными действия МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района по понуждению Сербина К.В. к переносу и установке водяного счетчика на месте присоединения к магистральному трубопроводу, обязал МУП ЖКХ опломбировать и принять в эксплуатацию прибор учета холодной воды, установленный в домовладении Сербина К.В.
В кассационной жалобе Чижов Н.В. – директор МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района, просит отменить судебные постановления по делу, поскольку не согласен с результатом рассмотрения дела.
Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении кассационной жалобы таких оснований судом не установлено.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. (далее - Закон) положения Закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В соответствии со ст. 9 Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов, требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и т.д.
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения - объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома.
Под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г.). Понятие границы сетей законодателем не определено. Из анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что данная граница не может находиться за пределами территории, принадлежащей на праве собственности гражданину.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования ст. 13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований ст. 13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Наступление срока очередной государственной поверки не свидетельствует о прекращении ранее возникших правоотношений. Следовательно, положения ч. 1 ст. 13 Закона распространяются на случаи отсутствия у потребителей коммунальных услуг приборов учета и оплаты ими услуг по нормам потребления.
Для лиц, у которых приборы учета потребляемых энергетических ресурсов отсутствуют, законодателем установлен срок для установки таких приборов учета.
Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона до 01 января 2012 г. собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 9 ст. 13 Закона установлено, что с 01 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями ст. 13 Закона оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. За необоснованный отказ в заключении таких договоров для организаций предусмотрена административная ответственность. Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утверждены приказом Минэнерго России № 149 от 07 апреля 2010 г.
Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
Кроме того, в ст. 7 Закона установлена обязанность собственников приборов учета используемых энергетических ресурсов обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и замену.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей, и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии в ними.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договор) энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и, (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.
Из судебных постановлений усматривается, что прокурор <...> в интересах < Ф.И.О. >6 судебном порядке поставил вопрос о призвании незаконными действий МУП ЖКХ по понуждению абонента Сербина К.В. к установке водяного счетчика, о понуждении к опломбированию и принятию в эксплуатацию прибора учета холодной воды в домовладении гражданина Сербина.
Судом установлено, что Сербину К.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ст. Павловская, <...>.
Водоснабжение дома по <...> в ст. Павловской обязалось осуществлять МУП ЖКХ Павловского сельского поселения <...>, что подтверждается договором на отпуск питьевой воды от <...>
<...> МУП ЖКХ предъявило Сербину К.В. предписание, которым обязало его установить прибор учета на границе сетей.
По данному факту прокуратурой Павловского района была проведена проверка, которой было установлено, что внутри дома Сербина К.В. установлен прибор учета холодной воды. После проверки водосчетчика Сербин К.В. установил новый прибор учета холодной воды на том же месте, но получил предписание от 27 июля 2012 г.
Разрешая данный спор и отказывая прокурору Павловского района в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что прибор учета воды должен быть установлен на месте присоединения к центральному водопроводу.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция правильно указала, что правоотношения между организацией, осуществляющей подачу воды, и вышеуказанным гражданином, обратившимся в прокуратуру района, в домовладении которого установлены приборы учета потребляемой воды, возникли до вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.
Суд не дал должной оценки вышеуказанным нормам права, из которых следует, что приборы учета могут устанавливаться в жилых помещениях, а не в месте присоединения к системе централизованного водоснабжения, тогда как требование законодательства об установлении приборов учета на месте присоединения к системе централизованного водоснабжения применяются к лицам, у которых на момент вступления Закона в силу приборы учета отсутствовали.
Поэтому апелляционная инстанция, отменяя решение суда с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора, пришла к правильному выводу, что требования должностных лиц МУП ЖКХ о выносе на место присоединения к системе централизованного водоснабжения приборов учета при их замене после очередной государственной поверки не основаны на действующем законодательстве.
При таких обстоятельствах, оснований, влекущих отмену определения судебной коллегии, предусмотренных ст. 387 ГПК РФ, не имеется.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому они не могут служить основанием к отмене судебных постановлений.
Нарушений норм материального либо процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ: В передаче кассационной жалобы Чижова Н.В. – директора МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района, на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 июня 2013 г., которым отменено решение Павловского районного суда Краснодарского края от 28 марта 2012 г. по делу по иску прокурора Павловского района в интересах Сербина К.В. к МУП ЖКХ Павловского сельского поселения Павловского района Краснодарского края на действия, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда - отказать.
Судья краевого суда О.М. Моисеева