<...>г-8627/16
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУДОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
городКраснодар 11 ноября 2016 года
Судья Краснодарского краевого суда Никольская О.Л., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Новороссийск, поступившую в краевой суд 11 октября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 09 июня 2016 года по делу по иску прокурора г.Новороссийска в интересах муниципального образования г.Новороссийск к администрации муниципального образования г.Новороссийск и Самохваловой Наталье Викторовне о признании незаконными результатов аукциона, признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки купли-продажи муниципального имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Новороссийска, в интересах муниципального образования г.Новороссийск, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г.Новороссийск и Самохваловой Н.В. о признании незаконными результатов аукциона, признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки купли-продажи муниципального имущества - нежилого помещения <...>
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о приватизации муниципального имущества, при заключении договора купли-продажи нежилых помещений по <...>, между управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Новороссийск и Самохваловой Н.В., было установлено нарушение порядка реализации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности в результате аукциона. Прокурор просил суд отменить протокол аукционной комиссии от 17.08.2015 года и признать сделку купли-продажи нежилого помещения недействительной, возвратив стороны в первоначальное положение.
Решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от
01 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 09 июня 2016 года решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 01 февраля 2016 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования г.Новороссийск просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 09 июня 2016 года отменить, решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от
01 февраля 2016 года оставить без изменения.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно ст.387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010г. N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении указанного дела не допущено.
Из судебных постановлений следует, 23 ноября 1992 года было зарегистрировано право собственности муниципального образования <...> на нежилые помещения 1 <...> расположенные по адресу: <...>
Постановлением администрации г.Новороссийска №2412 от 31 марта 2014 года данные объекты были включены в состав перечня имущества для продажи на аукционе, с открытой формой подачи предложений, и неоднократно выставлялись на торги в течение 2014 года с начальной ценой <...>., размер задатка был определен в <...> шаг аукциона - <...>
Указанные помещения были впервые выставлены на открытый аукцион 27.06.2014 года, согласно протоколу заседания комиссии по продаже на торгах муниципального имущества и рассмотрения заявок №47 от 10.06.2014 года, однако, по результатам рассмотрения заявок аукционные торги по лоту №2 признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок. 29.07.2014 года 07.10.2014 года аукционные торги по тому же лоту №2 вновь признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок.
В соответствии с постановлениями администрации муниципального образования г.Новороссийск от 12.02.2015 года №1001, от 27.02.2015 года №1505 нежилые муниципальные помещения по <...> были выставлены на повторные торги по продаже муниципального имущества в виде открытого аукциона, назначенные на 06.05.2015 года. Извещение о проведении открытого аукциона по продаже указанного имущества размещено на официальном сайте администрации муниципального образования г.Новороссийск и опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» №1788 от 11.03.2015 года. Начальная цена помещения <...> размер задатка <...>
Согласно протоколу заседания комиссии по продаже на торгах муниципального имущества, земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков и муниципального имущества №19, составленному 17.04.2015 года, заявки на участие в аукционе по лоту №3 (Нежилое помещение первого этажа, литер 1А, помещения №11, комнаты
№ 1-22, общей площадью <...>, расположенное по адресу: <...>, начальная цена помещения 4 066 500 рублей. Размер задатка 406 650 рублей. Шаг аукциона 203 325 рублей подали два физических лица - < Ф.И.О. >7заявка № 14 от 08.04.2015) и < Ф.И.О. >8 в лице представителя по доверенности < Ф.И.О. >9заявка №15 от 10.04.2015 года). Аукционная комиссия признала указанных лиц участниками аукциона по лоту № 3.
Согласно протоколу об итогах аукциона №24 от 06.05.2015 года по результатам аукциона 06.05.2015 года о продаже нежилых муниципальных помещений по <...>, победителем торгов, предложившим наибольшую цену, признан Самохвалов А.Е., цена предмета аукциона <...> Извещение о результатах торгов опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» №27 (343) от 13.05.2015 года и на официальном сайте.
По результатам торгов 24.05.2015 года управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Новороссийск с Самохваловым А.Е. заключен договор № 3/а купли-продажи нежилого муниципального объекта, расположенного по адресу: <...>, стоимостью <...> Согласно п. 4.2 договора передача имущества должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня его оплаты.
В связи с тем, что оплата не была внесена, помещение фактически Самохвалову А.Е. не передавалось, договор купли-продажи данного муниципального имущества и переход права собственности на него не регистрировались в установленном порядке.
Отменяя решение суда апелляционная инстанция сделала правильный вывод, указав, что договор Самохваловым А.Е. не подписывался, поскольку в судебном заседании исследовался представленный договор № 3/а от 25.05.2015 года, в котором имеются подписи обеих сторон, в том числе покупателя А.Е. Самохвалова (аналогичная подпись Самохвалова А.Е. содержится в заявке на участие в торгах №14 от 08.04.2015 года и в протоколе №24 подведения итогов аукциона от 06.05.2015 года). Факт того, что Самохваловым А.Е. не внесена оплата по договору, также установлен в судебном заседании.
Вместе с тем проведение повторного аукциона Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусматривает, так как в соответствии со статьей 23 указанного Закона в случае признания первого аукциона несостоявшимся нереализованное государственное или муниципальное имущество продается иным способом - посредством публичного предложения, основанным, как и торги, на началах состязательности.
Согласно протоколу заседания комиссии по продаже на торгах муниципального имущества, земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков и муниципального имущества №33, составленному 31.07.2015 года, заявку на участие в аукционе по лоту № 3 (Нежилое помещение первого этажа, литер <...> расположенное по адресу: <...> начальная цена помещения 4 066 500 рублей. Размер задатка 406 650 рублей. Шаг аукциона 203 325 рублей подало только одно лицо - Самохвалова Н.В. (заявка №29 от 23.07.2015 года). Аукционная комиссия согласно протоколу №33 от 31.07.2015 года необоснованно признала Самохвалову Н.В. участником аукциона по лоту №3, при этом решение о признании торгов несостоявшимися не приняла.
Таким образом, судебной коллегией обоснованно установлено, что фактически аукцион не проводился.
Однако при указанных обстоятельствах, администрацией муниципального образования г.Новороссийск 17.08.2015 года вынесено решение о признании аукциона в отношении выставленного лота № 3 несостоявшимся и о заключении договора купли-продажи с единственным участником аукциона Самохваловой Н.В. данные решения приняты одновременно, без проведения публичных торгов.
Судебной коллегией достоверно установлено, что процедура продажи спорного муниципального имущества посредством публичного предложения не проводилась, информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения, которое наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 названного Федерального закона, должно содержать сведения о дате, времени и место проведения продажи посредством публичного предложения, не было опубликовано.
Право собственности Самохваловой Н.В. на указанное помещение зарегистрировано <...> (запись в ЕГРП от <...>
В соответствии с условиями договора купли-продажи от 31.08.2015 года №5/а в счет стоимости приобретенного объекта недвижимости зачтены денежные средства в сумме <...> уплаченные Самохваловой Н.В. в качестве задатка. Оставшуюся сумму в размере 3 659 850 руб. Самохвалова Н.В. уплатила 31.08.2015года в полном объеме (квитанция об оплате от 31.08.2015 года). 03.09.2015 года составлен акт приема-передачи недвижимого имущества Самохваловой Н.В.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги по продаже нежилого помещения первого этажа, <...> расположенного по адресу: <...>, проводились на основании Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в связи с чем торги должны быть проведены по правилам, установленным указанным Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, в том числе, условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов (для платежа по договору). В нарушение у казанных требований закона информационное сообщение о продаже указанных объектов недвижимости опубликованное в газете «Официальный Новороссийск» от 01.07.2015 года и размещенное на сайте муниципального образования г.Новороссийск, условия и сроки платежа за приватизированное имущество не содержит (имеются только размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов для задатка). Сокрытие информации относительно порядка оплаты приватизируемого имущества является существенным нарушением процедуры торгов.
Из материалов дела видно, что аукционной комиссией рассмотрена единственная заявка на участие в аукционе по продаже нежилого помещения <...>, расположенное по адресу: <...>, участником аукциона признана Самохвалова Н.В., аукцион признан несостоявшимся по причине участия только одного участника, результата рассмотрения заявок на участие в аукционе оформлен протоколом № 33 от 31.07.2015 года. Таким образом, фактически аукцион не проводился. Однако аукционной комиссией 17.08.2015 года составлен протокол об итогах аукциона, согласно которому комиссия приняла решение о заключении договора купли-продажи вышеуказанного имущества с единственным зарегистрированным участником Самохваловой Н.В.
Отсутствие в информационном сообщении об аукционе сведений об условиях и сроках платежа, предусмотренных подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», заключение договора купли-продажи имущества, выставленного на аукцион, который признан несостоявшимся, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.
Договор купли-продажи муниципального имущества, заключенный по результатам открытого аукциона, признанного несостоявшимся, с единственным частником аукциона, является сделкой приватизации муниципального имущества способом, не предусмотренным Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Таким образом, судебная коллегия обоснованно пришла к выводу, что оспариваемый договор является ничтожным независимо от того, имеются ли основания для признания недействительным самого аукциона.
Статья 18 данного Закона, определяющая порядок продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, также не предусматривает возможность заключения договора купли-продажи с единственным участником аукциона, признанного несостоявшимся.
Напротив, статьей 23 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Из содержания части 1 статьи 23 этого же Федерального закона следует, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже иного имущества был признан несостоявшимся.
Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется (часть 1 статьи 24 названного Федерального закона).
Заключением договора с Самохваловой Н.В. в нарушение требований федерального законодательства о приватизации затрагиваются права неопределенного круга лиц и муниципального образования, о чём указано и прокурором в иске. То обстоятельство, что исполнительный орган местного самоуправления привлечен к участию в деле в качестве ответчика, не свидетельствует об отсутствии нарушений прав всего муниципального образования.
Кроме того, первоначально рыночная стоимость вышеуказанного имущества согласно отчету об оценке от 20.02.2014 года составляла
17 071200 рублей. После неоднократного выставления в 2014 году на торги, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
16.01.2015 года произведена повторная оценка указанного объекта, по результатам которой стоимость помещения необоснованно снизилась до
4 066 500 руб., то есть более чем в 4 раза.
Согласно отчету об оценке от 16.01.2015 года из общей площади помещения были исключены (демонтированы) туалет и умывальная. Однако из материалов дела видно, что технический паспорт объекта от 22.10.2013 года не переоформлялся, изменения в реестр муниципальной собственности не вносились.
Принимая во внимание, что заключенный управлением имущественных и земельных отношений и Самохваловой Н.В. договор №5/а от 31.08.2015 года купли-продажи нежилого помещения <...> расположенного по адресу: <...>, нарушает требования статей 13, 18, 23 Федерального закона
«О приватизации государственного и муниципального имущества» и нарушает публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку в результате его заключения приватизировано муниципальное имущество, данный договор в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной сделкой.
В связи с недействительностью заключенного управлением имущественных и земельных отношений и Самохваловой Н.В. договора №5/а от 31.08.2015 года купли-продажи нежилого помещения <...> расположенного по адресу: <...> Самохвалова Н.В. обязана возвратить муниципальному образованию указанное недвижимое имущество, а управление имущественных и отношений администрации муниципального образования г.Новороссийск - возвратить покупателю сумму внесенных денежных средств в размере <...>
Согласно части 2 стать 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
С учетом изложенного, судебная коллегия обоснованно пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции, поскольку оно является незаконным и необоснованным, так как вынесено с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Гражданским процессуальным законодательством (ст. ст. 196, 327.1 ГПК РФ) правом оценки доказательств наделен суд первой и апелляционной инстанции. Полномочия суда кассационной инстанции определены ст. 387 ГПК РФ, оценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст.387 ГПК РФ могут являться основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь ст.383 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ), судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования г.Новороссийск на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от
09 июня 2016 года по делу по иску прокурора г.Новороссийска в интересах муниципального образования г.Новороссийск к администрации муниципального образования г.Новороссийск и Самохваловой Наталье Викторовне о признании незаконными результатов аукциона, признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки купли-продажи муниципального имущества, для рассмотрения в судебном заседании в президиуме Краснодарского краевого суда отказать.
Судья краевого суда О.Л. Никольская
<...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...> |
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>