ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-1994/18 от 14.08.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-1994/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., изучив кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 17 августа 2017 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Главе Республики Крым, отделу Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Отдел по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району, Управление федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю, о признании незаконными действий и бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Центральный районный суд г.Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Главе Республики Крым в котором просил суд:

- признать незаконным бездействие по регистрации 15 января 2015 года заявления административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным бездействие по предоставлению письменного ответа на заявление от 15 января 2015 года административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным бездействие по своевременному рассмотрению (в течение трех месяцев) заявления от 15 января 2015 года административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным бездействие по проверке по собственной инициативе, направлению запросов о предоставлении информации по факту постоянного проживания административного истца на территории Республики Крым на момент проведения референдума 2014 года и принятия Республики Крым в состав Российской Федерации на основании обращения административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным требование оплаты государственной пошлины в размере 3500 рублей за определение принадлежности к гражданству Российской Федерации на основании обращения административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным бездействие по невозврату административному истцу оплаты государственной пошлины в размере 3500 рублей за определение принадлежности к гражданству Российской Федерации на основании обращения административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным требование предоставления перевода документов с украинского языка на русский и его нотариального подтверждения на основании обращения административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального Конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным бездействие по невозврату административному истцу нотариально подтвержденного перевода документов с украинского языка на русский на основании обращения административного истца о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года;

- признать незаконным бездействие Главы Республики Крым по защите прав административного истца, постоянно проживающего на территории Республики Крым, на получение паспорта гражданина Российской Федерации на основании заявления административного истца от 15 января 2015 года в орган миграционной службы о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года, посредством организации системы мер взаимодействия с территориальными органами миграционной службы в Республике Крым.

Требования мотивированы тем, что в отношении административного истца, как гражданина Украины, постоянно фактически проживающего на территории Республики Крым в момент проведения референдума 2014 года и принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действует презумпция гражданства, и последний не должен доказывать наличие такой политической связи. По мнению административного истца, для подтверждения своего гражданства Российской Федерации ему достаточно было предъявления паспорта гражданина Украины, который был выдан в Крыму и в котором все отметки о регистрации были крымские и ни одной из другого региона Украины, отказ от гражданства административный истец не писал, в Украину не выезжал. Также административным истцом указано, что установление факта постоянного проживания на территории Республики Крым должно производиться органами по собственной инициативе путем направления запросов в иные органы о предоставлении соответствующей информации, что не было сделано органами ФМС. Более того, с административного истца потребовали предоставления доказательств и оплаты государственной пошлины, которая не предусмотрена действующим законодательством. Административный истец также указал, что органами ФМС был допущен чрезмерный формализм, что выразилось в возложении обязанности на административного истца предоставить множество справок и документов, а также оплатить за свой счет услуги по переводу документов с украинского на русский язык и их нотариального удостоверения.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2017 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Главе Республики Крым, отделу Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым о признании незаконными действий и бездействия отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2017 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики 14 июня 2018 года, ФИО2 просит отменить решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 17 августа 2017 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2017 года, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Кассационная жалоба обоснована тем, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ орган миграции обязан был самостоятельно выдать ФИО3 паспорт гражданина Российской Федерации до 18 июня 2017 года, пункт Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации позволяет проводить проверку наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации органами миграции по своей инициативе. Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции указали на отсутствие доказательств обращения административного истца в письменной или устной форме в период 2015 года с просьбой о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, оставив без внимания ответ прокуратуры Симферопольского района о нарушении со стороны органа миграции Симферопольского района, связанном с утерей журнала регистрации входящей корреспонденции, жалоб и заявлений граждан за 2015 год.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 19 июня 2018 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 09 июля 2018 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 г. подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, согласно статье 5 которого установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которой установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Согласно части 2 указанной статьи документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Статьей 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрены основания приобретения гражданства Российской Федерации: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке предусмотрен статьей 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке - статьей 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

При этом порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации установлен статьей 32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно части 1 названной статьи, заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Заявление подается заявителем лично (часть 2 статьи 32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 04 июня 2014 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2016 года применяются правила, предусмотренные статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя.

В силу пункта 5 указанного Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации вместе с заявлением представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3 x 4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (пункт 8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Пунктом 9 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 годка № 64, определено, что в соответствии со статьей 32 Федерального закона для исполнения государственной функции необходимо личное обращение лица с заявлением по вопросам гражданства в территориальный орган по месту его жительства на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 9.2 данного Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации государственная функция по заявлениям о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров исполняется в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Как указано в обжалуемых решениях, административный истец оспаривает бездействие административных ответчиков по поводу его заявления от 15 января 2015 года о выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации, при этом судами первой и апелляционной инстанции установлено, что доказательства обращения административного истца в письменной или устной форме в период 2015 года, содержащее просьбу осуществить в отношении истца процедуру признания гражданином Российской Федерации, либо просьбу о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, в том числе заявление истца от 15 января 2015 года о выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации, не представлены, в связи с чем у ответчиков отсутствовали правовые основания для совершения юридически значимых действий и рассмотрения заявления по существу поставленных в нем вопросов, а значит отсутствуют основания и для признания неправомерными бездействия ответчиков.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в силу частей 1, 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26 октября 2017 года № 2485-О Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам граждане не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые ссылаются как на основания своих требований (часть 2 статьи 62). Данным законоположениям корреспондируют нормы статьи 226 названного Кодекса, возлагающие на лицо, оспаривающее решения, действия (бездействие) органа государственной власти, обязанность доказывания нарушения такими решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226). Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года № 725-О и от 18 июля 2017 года № 1750-О).

С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств обращения административного истца с заявлением от 15 января 2015 года о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, административные исковые требования в части признания незаконным бездействия по регистрации, по предоставлению письменного ответа и по своевременному рассмотрению (в течение трех месяцев) заявления административного истца от 15 января 2015 года о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года, обоснованно не были удовлетворены судом первой инстанции.

В связи с изложенным также не подлежали удовлетворению административные исковые требования о признании незаконным бездействия Главы Республики Крым по защите прав административного истца, постоянно проживающего на территории Республики Крым, на получение паспорта гражданина Российской Федерации на основании заявления административного истца от 15 января 2015 года в орган миграционной службы о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с признанием его гражданином Российской Федерации согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона № 6 от 21 марта 2014 года, посредством организации системы мер взаимодействия с территориальными органами миграционной службы в Республике Крым.

Ссылка в кассационной жалобе на ответ прокуратуры Симферопольского района о нарушении со стороны органа миграции Симферопольского района, связанном с утерей журнала регистрации входящей корреспонденции, жалоб и заявлений граждан за 2015 год, не освобождает административного истца от установленной статьей статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимости доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, в том числе и с учетом того, что в судебном заседании суда первой инстанции административный истец не смог пояснить в письменной или устной форме им подавалось заявление 15 января 2015 года.

Судом первой инстанции достоверно был установлен факт обращения административного истца с заявлением по проведению проверки наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке 01 июля 2016 года.

Данное заявление зарегистрировано в Журнале учета заявлений по проведению проверки наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации Отдела УФМС России по Республике Крым в Симферопольском районе 01 июля 2016 года под № 152 и 28 июля 2016 года административным истцом приобретено гражданство Российской Федерации, что отображено в сообщении Отдела МВД России от 28 октября 2016 года № ОВМ-68/11768.

При этом в суде первой и апелляционной инстанций административный истец оспаривал законность требования оплаты государственной пошлины в размере 3500 рублей за определение принадлежности к гражданству Российской Федерации, бездействия по невозврату административному истцу оплаты государственной пошлины в размере 3500 рублей, также как оспаривал и законность требования предоставить перевод документов с украинского языка на русский и его нотариальное подтверждение, бездействия по невозврату административному истцу нотариально подтвержденного перевода документов с украинского языка на русский.

В удовлетворении данных административных исковых требований также обоснованно было отказано на том основании, что с 1 января 2016 года в отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» применяются правила, предусмотренные статьей 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», определяющей полномочия федерального органа исполнительной власти, в том числе принимать от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверять факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы; рассматривать заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимать решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; оформлять гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона.

При этом в статье 34 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» определено, что при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 25 части 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, выход из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации взимается государственная пошлина 3500 рублей.

Пункт 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации устанавливает, что все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Возврат приложенных к заявлению документов предусмотрен действующим законодательством только в случае оформления данных документов ненадлежащим образом и вместе с поданным заявлением.

На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций верно указали на обоснованность взимания с административного истца государственной пошлины и предъявления требования о предоставлении перевода документов с украинского языка на русский и его нотариальное подтверждение при подаче им заявления 01 июля 2016 года.

Несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ орган миграции обязан был самостоятельно выдать ФИО3 паспорт гражданина Российской Федерации до 18 июня 2017 года, поскольку пункт 9 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации прямо предусматривает, что для исполнения государственной функции необходимо личное обращение лица с заявлением по вопросам гражданства в территориальный орган по месту его жительства на территории Российской Федерации. Согласно пункту 9.2 данного Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации государственная функция по заявлениям о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров исполняется в срок до трех месяцев именно со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных актов и, соответственно, явиться основанием к их отмене, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 17 августа 2017 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Главе Республики Крым, отделу Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Отдел по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел России по Симферопольскому району, Управление федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю, о признании незаконными действий и бездействия, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым З.И. Курапова