ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-2095/19 от 20.09.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-2095/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., изучив кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 мая 2019 года по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО12 к администрации города Симферополя Республики Крым, главе муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председателю Симферопольского городского совета ФИО3, главе администрации города Симферополя Республики Крым ФИО4, заинтересованные лица: Симферопольский городской совет, МУП «Горпроект», МКУ «Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя», о признании незаконным бездействия администрации города Симферополя при рассмотрении заявлений административных истцов, возложении обязанности на главу администрации города Симферополя принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ФИО5, ФИО6, ФИО7 - ФИО8 обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Симферополя Республики Крым при рассмотрении заявлений административных истцов о внесении изменений в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 28 апреля 2016 года №773; возложении обязанности на главу администрации города Симферополя Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения в силу принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования с учетом рекомендаций, содержащихся в Заключении, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками земельных участков по адресу: <адрес> на основании свидетельств о праве собственности, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилых домов. В 2016 году административным истцам стало известно, что решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 28 апреля 2016 года №733 были утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь. Согласно карте градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки, принадлежащие административным истцам земельные участки были отнесены к территориальной зоне З-1 – зоне зеленых насаждений, в связи с чем административные истцы обратились в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь с заявлениями с просьбой учесть уже существующие права на земельные участки и изменить зону З-1 на зону Ж-1 – для индивидуального жилищного строительства. Заявления были рассмотрены на заседании указанной комиссии 07 октября 2016 года и согласно протоколу №5 заседания комиссии было решено рекомендовать внести соответствующие изменения в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки и изменить зону зеленых насаждений на зону застройки индивидуальными жилыми домами в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков. 31 октября 2016 года проведены публичные слушания и принято решение о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки по обсуждаемым вопросам, в заключении отмечается, что главе администрации города Симферополя Республики Крым необходимо обязать разработчика временных Правил землепользования и застройки МУП «Горпроект» подготовить проект временных Правил землепользования и застройки с учетом рекомендуемых изменений в срок 2 недели с момента направления в адрес данного предприятия протокола и заключения для возможности внесения администрацией города Симферополя Республики Крым на рассмотрение Симферопольского городского совета вопроса о внесении изменений во временные правила землепользования и застройки. Бездействие администрации города Симферополя Республики Крым нарушает права административных истцов, поскольку установленная зона З-1 не позволяет им производить строительство на участках и к административным истцам прокуратурой предъявлен иск о возврате земельных участков, поскольку такие участки находятся в зоне лесов и лесопарков.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года административное исковое заявление ФИО5, ФИО6, ФИО7 удовлетворено частично; признано незаконным бездействие администрации города Симферополя Республики Крым при рассмотрении заявлений административных истцов от 13 сентября 2016 года о внесении изменений в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 28 апреля 2016 года №733, выразившемся в непринятии соответствующего решения на основании Заключения о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года по вопросу изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, по <адрес>; на главу администрации города Симферополя Республики Крым (ФИО4) возложена обязанность по принятию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Заключении о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года по вопросу изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, по <адрес>; в удовлетворении требований, заявленных к главе муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председателю Симферопольского городского совета ФИО3 отказано; с администрации города Симферополя Республики Крым в пользу ФИО5, ФИО6, ФИО7 взысканы судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 300,0 рублей каждому.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 мая 2019 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 06 августа 2019 года, администрация города Симферополя Республики Крым просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 мая 2019 года.

Кассационная жалоба обоснована тем, что Заключение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь носит рекомендательный характер; закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями. Кроме того, административные истцы повторно обращались в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации города Симферополя Республики Крым с заявлениями от 17 мая 2018 года по результатам рассмотрения которых в удовлетворении заявлений было отказано в связи с несоответствием Генеральному плану муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При этом заявления административных истцов от 13 сентября 2016 года были рассмотрены Комиссией, к компетенции которой отнесены вопросы по рассмотрению о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Помимо этого, требование об обязании главы администрации города Симферополя Республики Крым принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в данные правила с указанием причин отклонения фактически влечет к подмене полномочий органа местного самоуправления.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 08 августа 2019 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 21 августа 2019 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

Как было установлено судами первой и апелляционной инстанций, собственники земельных участков по <адрес> в <адрес> ФИО5, ФИО6, ФИО7 13 сентября 2016 года обратились в адрес главы администрации города Симферополя Республики Крым с заявлениями о рассмотрении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь.

В соответствии с протоколом Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Комиссия) от 07 октября 2016 года №5 заявления ФИО6, ФИО5, ФИО7 с предложением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в части изменения зоны З-1 на Ж-1 в отношении земельных участков рассмотрены и по результатам рассмотрения Комиссией принято решение рекомендовать внести соответствующие изменения.

Постановлением Председателя Симферопольского городского совета от 12 октября 2016 года № 23 «О назначении публичных слушаний на 21 октября 2016 года и на 31 октября 2016 года» назначены публичные слушания на 31 октября 2016 года, вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в части изменения зоны З-1 на зону Ж-1 в отношении земельных участков был рассмотрен на публичных слушаниях 31 октября 2016 года, однако в Симферопольский городской совет главой администрации не направлялся.

Из Заключения о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года следует, что Комиссией рекомендовано внести изменения во временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым: изменить зону З-1 на зону Ж-1 в отношении земельного участка в районе <адрес> учитывая наличие права собственности на данные земельные участки, подготовлено заключение о рекомендации главе администрации города Симферополя Республики Крым ФИО9 обязать разработчика временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым МУП «Горпроект» подготовить проект временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с учетом рекомендуемых изменений в срок 2 недели с момента направления в адрес данного предприятия протокола и настоящего заключения по результатам публичных слушаний для возможности внесения администрацией города Симферополя Республики Крым на рассмотрение Симферопольского городского совета вопроса о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции установил, что заявления административных истцов от 13 сентября 2016 года не были надлежащим образом рассмотрены, поскольку не принято окончательное решение по указанным заявлениям, в связи с чем признал незаконным бездействие администрации города Симферополя Республики Крым при рассмотрении заявлений административных истцов от 13 сентября 2016 года, а также возложил на главу администрации города Симферополя Республики Крым (ФИО4) обязанность принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Заключении о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года, по вопросу изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, по <адрес>.

Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, также указал на отсутствие доказательств того, что заявления административных истцов от 13 сентября 2016 года были рассмотрены в установленном законом порядке и что по ним были приняты окончательные решения.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, решения – законными, на основании следующего.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Согласно пунктам 1, 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу частей 15 и 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определен Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением 6-й сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 ноября 2014 года №84 «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым».

В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 указанного Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), председатель Симферопольского городского совета при получении проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.

Проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и проекту решения о внесении в них изменений осуществляется комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, сформированной в соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 5, 6 статьи 13 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет.

Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации города Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что после того, как заявления административных истцов от 13 сентября 2016 года о рассмотрении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь были рассмотрены Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь, которая приняла решение рекомендовать внести соответствующие изменения, администрация города Симферополя Республики Крым должна была принять решение о направлении проекта правил землепользования и застройки в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления, однако возложенную на нее обязанность не исполнила, что свидетельствует об обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии незаконной бездеятельности административного ответчика, которая нарушает права и законные интересы административных истцов.

Довод кассационной жалобы о том, что Заключение комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь носит рекомендательный характер; закон не обязывает главу администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями, не может служить основанием для отмены обжалуемых решений, поскольку, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, то обстоятельство, что принятое Комиссией решение носит рекомендательный характер, не является основанием для непринятия решения об удовлетворении заявлений административных истцов или об отказе в удовлетворении заявлений административных истцов.

Указание в кассационной жалобе на тот факт, что заявления административных истцов от 13 сентября 2016 года были рассмотрены Комиссией, к компетенции которой отнесены вопросы по рассмотрению о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, не освобождает администрацию города Симферополя Республики Крым от возложенной на нее Градостроительным кодексом Российской Федерации обязанности принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в данные правила.

Ссылка в кассационной жалобе на повторное обращение административных истцов в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки администрации города Симферополя Республики Крым с заявлениями от 17 мая 2018 года и рассмотрение данных заявлений, на правильность выводов судов нижестоящих инстанций не влияет, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела являлось бездействие администрации города Симферополя Республики Крым при рассмотрении заявлений административных истцов от 13 сентября 2016 года.

Довод кассационной жалобы о том, что требование об обязании главы администрации города Симферополя Республики Крым принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в данные правила с указанием причин отклонения фактически влечет к подмене полномочий органа местного самоуправления, также был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и был обоснованно отклонен как несостоятельный на том основании, что возлагая на администрацию города Симферополя Республики Крым обязанность принять одно из предусмотренных законодательством решений, суд первой инстанции не возложил на административного ответчика обязанность принять конкретное решение, а фактически обязал рассмотреть заявления административных истцов и принять по ним решение об их удовлетворении или об отказе в их удовлетворении, то есть одно из решений, предусмотренное законодательством.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных актов и, соответственно, явиться основанием к их отмене, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 мая 2019 года по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО13 к администрации города Симферополя Республики Крым, главе муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председателю Симферопольского городского совета ФИО3, главе администрации города Симферополя Республики Крым ФИО4, заинтересованные лица: Симферопольский городской совет, МУП «Горпроект», МКУ «Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя», о признании незаконным бездействия администрации города Симферополя при рассмотрении заявлений административных истцов, возложении обязанности на главу администрации города Симферополя принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) З.И. Курапова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>