ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-3376/2017 от 24.11.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

№ 4Га-3376/2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 24 ноября 2017 года

Судья Красноярского краевого суда Плаксина Е.Е., изучив кассационную жалобу Суртаева Сергея Николаевича на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 ноября 2016 года по административному делу по административному иску прокурора г. Красноярска к Красноярскому городскому Совету депутатов о возложении обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов,

УСТАНОВИЛ:

решением Центрального районного суда г. Красноярска от 23 августа 2016 года административный иск прокурора г. Красноярска удовлетворен, на Красноярский городской Совет депутатов возложена обязанность рассмотреть на ближайшей сессии Красноярского городского Совета депутатов вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов Суртаева Сергея Николаевича, Турова Юрия Васильевича, Егорова Владимира Владимировича, Гордеева Вячеслава Игоревича и Толмачева Сергея Александровича.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 ноября 2016 года решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 августа 2016 года изменено, из решения исключен вывод о возложении на Красноярский городской Совет депутатов обязанности рассмотреть на ближайшей сессии Красноярского городского Совета депутатов вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Толмачева Сергея Александровича. В остальной части решение оставлено без изменения.

Определением Центрального районного суда г.Красноярска от 19 сентября 2017 года Суртаеву С.Н. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на указанные выше судебные постановления

В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 27 октября 2017 года, Суртаев С.Н. просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.

Изучив кассационную жалобу и материалы, приложенные к жалобе, оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не нахожу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 КАС РФ).

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как следует из обжалуемых судебных постановлений, решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов по одномандатному избирательному округу №8 от 09 сентября 2013 года №17/50 депутатом Красноярскою городского Совета по указанному избирательному округу избран Толмачев С.А.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов по одномандатному избирательному округу № 18 от 09 сентября 2013 года №15/29 депутатом Красноярскою городского Совета по указанному избирательному округу избран Суртаев С.Н.

Решением избирательной комиссии города Красноярска от 18 сентября 2013 года №14/232 «О регистрации депутатов Красноярского городского Совета депутатов, избранным по единому общегородскому избирательному округу», зарегистрированы избранные депутаты Красноярского городского Совета депутатов, в том числе, Гордеев В.И, выдвинутый избирательным объединением «Красноярское местное отделение политической партии «Патриоты России», Туров Ю.В., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Красноярском крае», Егоров В.В., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Красноярском крае политической партии «Гражданская платформа».

Прокуратурой г. Красноярска проведена проверка соблюдения депутатами Красноярского городского Совета депутатов требований законодательства о противодействии коррупции в ходе которой установлено, что депутаты городского Совета депутатов Суртаев С.Н., Туров Ю.В., Егоров В.В., Толмачев С.А. и Гордеев В.И. представили сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год с нарушением установленного законом срока (после 30 апреля 2016 года). По результатам проверки 19 мая 2016 года на имя председателя Красноярского городского Совета депутатов прокурором города внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, содержащее требование рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий названных депутатов.

Во исполнение требования прокурора в повестку тринадцатой сессии Красноярского городского Совета депутатов 07 июня 2016 года включены на рассмотрение проекты постановлений о досрочном прекращении полномочий депутатов, однако из повестки заседания указанной сессии данные вопросы исключены и на последующих сессиях Совета не рассмотрены.

Ссылаясь на нарушение административными ответчиком положений ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» прокурор г. Красноярска просит возложить на Красноярский городской Совет депутатов обязанность рассмотреть на ближайшей сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов Толмачева С.А., Суртаева С.Н., Гордеева В.И., Турова Ю.В. и Егорова В.В.

Разрешая административный иск прокурора и принимая решение об его удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.2 ст. 2 Закона Красноярского края от 7июля2009года N8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах», ч.ч. 7.1, 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что несоблюдение депутатами обязанности по представлению в установленный законом срок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием для досрочного прекращения их полномочий.

Суд указал, что после поступления из прокуратуры города представления по результатам проведенной проверки о несоблюдении депутатами Толмачевым С.А., Суртаевым С.Н., Гордеевым В.И., Туровым Ю.В. и Егоровым В.В. установленной законом обязанности о предоставлении в срок до 30 апреля 2016 года сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, вопрос о досрочном прекращении этих депутатов полномочий подлежал рассмотрению на очередной сессии городского Совета – 7 июня 2016 года, в повестку дня которой под номера 22-26 были включены проекты постановлений о досрочном прекращении полномочий депутатов.

Установив, что в последующем из повестки заседания очередной тринадцатой сессии Красноярского городского Совета депутатов 7 июня 2016 года эти вопросы исключены, на пленарном заседании тринадцатой и последующих сессиях Красноярского городского Совета депутатов не рассмотрены, установленный законом срок для принятия такого решения истек, суд признал требования прокурора обоснованными и возложил на Красноярский городской Совет депутатов обязанность рассмотреть на ближайшей сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Толмачева С.А., Суртаева С.Н., Гордеева В.И., Турова Ю.В. и Егорова В.В.

При этом, суд указал, что рассмотрение такого вопроса 01 июля 2016 года на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Красноярском городском Совете депутатов не свидетельствует о его рассмотрении в порядке, установленном частью 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как такое решение носит для Совета депутатов рекомендательный характер.

Проверяя законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия выводы районного суда признала правильными, вместе с тем, установив, что Толмачев С.А. избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края, депутатом Красноярского городского Совета депутатов не является, исключила из решения суда выводы о возложении на Красноярский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий его полномочий, указав, что судебное решение в данной части не исполнимо.

Изложенные Суртаевым С.Н. в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора со ссылкой на решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Красноярском городском совете депутатов, которой оснований для принятия к депутатам указанной меры ответственности не установлено, и Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за 2015 год), утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ, являются несостоятельными в силу следующего.

Пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4 статьи 12.1 закона).

Частью 2 ст. 2 Закона Красноярского края от 7июля2009года N8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах» установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются лицом, замещающим муниципальную должность, муниципальным служащим - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря).

Неисполнение данной обязанности влечет досрочное прекращение полномочий депутата на основании части 7.1 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу абз. 1 ч.11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Принимая во внимание, что обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов возложена законом на представительный орган муниципального образования, однако соответствующий порядок прекращения полномочий депутатов Уставом г. Красноярска не определен, суды первой и второй инстанций указали, что из анализа положений части 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что данный подлежит рассмотрению представительным органом муниципального образования непосредственно на пленарном заседании сессии данного органа.

Нарушение депутатами Красноярского городского Совета депутатов Суртаевым С.Н., Туровым Ю.В., Егоровым В.В., Толмачевым С.А. и Гордеевым В.И. указанных выше требований закона о непредставлении в установленный срок сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, являющихся основанием для досрочного прекращения их полномочий, нашло своё подтверждение при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. Поэтому вопрос о досрочном прекращении полномочий этих депутатов подлежал рассмотрению на сессии Красноярского городского Совета депутатов, учитывая, что в установленный законом срок данный вопрос на сессии городского Совета не рассмотрен, суды правомерно возложили на административного ответчика обязанность рассмотреть данный вопрос на ближайшей сессии.

Заключение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Красноярском городском совете депутатов принимается во внимание при решении на сессии Совета депутатов вопроса о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов и в случае установления факта надлежащего исполнения депутатом предусмотренной законом обязанности по представлению названных сведений или признания причин нарушения срока представления указанных сведений уважительными названная мера ответственности к депутатам может не применяться.

Так, в п. 12 решения Красноярского городского Совета депутатов от 7 июня 2016 г. N 13-174 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Красноярском городском Совете депутатов согласно приложению» указано, что по итогам рассмотрения вопроса о непредставлении или представлении с нарушением установленного срока сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о расходах комиссия рекомендует городскому Совету применить к депутату меры ответственности, предусмотренные законодательством.

В данном случае суд возложил на Красноярский городской Совет депутатов обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, а не принять решение о досрочном прекращении их полномочий.

Поэтому доводы кассационной жалобы со ссылкой на указанное решение городского Совета и незаконность судебных постановлений в связи с отсутствием оснований для возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутатов являются несостоятельными. Возложив на административного ответчика обязанность по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутатов суда не допустили вмешательства в работу представительного органа муниципального образования и не подменили результаты его деятельности судебным актом, так как возложение данной обязанности основано на необходимости осуществления определенной, установленной частью 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедуры, которая представительным органом местного самоуправления не соблюдена.

При этом, как верно указали суды первой и второй инстанций, рассмотрение такого вопроса на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Красноярском городском Совете депутатов не свидетельствует о его рассмотрении в порядке, установленном ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Доводы заявителя жалобы о надлежащем исполнении им обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год со ссылкой на то, что в связи с нахождением в служебной командировке такие сведения направлены им почтовой корреспонденцией 28 апреля 2016 года и предоставлены лично в первый рабочий день после истечения указанного срока - 04 мая 2016 года, противоречат установленным по делу обстоятельствам и не влияют на правильные выводы суда о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по исполнению требований части 11 статьи ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и рассмотрению на ближайшей сессии Красноярского городского Совета депутатов вопроса о досрочном прекращении полномочий вышеназванных депутатов.

Ссылка в жалобе на Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за 2015 год), утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ, не принимается во внимание, так как указанный документ нормативным правовым актом не является и носит рекомендательный характер.

Доводы кассационной жалобы со ссылкой на иную судебную практику не являются основанием для отмены судебных постановлений по настоящему делу, так как обстоятельства по каждому конкретному делу суд устанавливает непосредственно при его рассмотрении и решение принимает на основании представленных доказательств с учетом норм права, регулирующих правоотношения сторон.

Судами не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

При таких обстоятельствах, оснований для передачи кассационной жалобы по приведенным в ней доводам для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323,324 КАС РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Суртаева Сергея Николаевича на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 23 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 ноября 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Судья Красноярского краевого суда Плаксина Е.Е.