№ 4Га-3481/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Красноярск 6 декабря 2017 года
Судья Красноярского краевого суда Прилуцкая Л.А., изучив кассационную жалобу начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 30 января 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 мая 2017 года по делу по административному иску ФИО2 к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий об отказе в отправке почтовой корреспонденции,
УСТАНОВИЛА:
Решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 30 января 2017 года признан незаконным пункт 9 указания врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года № в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в органы прокуратуры при отсутствии по независящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете, нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2 Действия ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю по отказу 27 июля 2016 года в направлении обращения осужденного ФИО2, адресованного в Генеральную прокуратуру РФ, признаны незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. На ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю возложена обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО2 и сообщению об исполнении решения суда последнему и суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 10 мая 2017 года указанное решение изменено, постановлено описательно-мотивировочную и резолютивную части решения в части пункта 9 указания врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года № изложить следующим образом: «Признать незаконным пункт 9 указания врио начальника ГУ ФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года № в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при отсутствии по независящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете». В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 8 ноября 2017 года, начальник ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив кассационную жалобу, не нахожу оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами установлено, что ФИО2 осужден приговором Красноярского краевого суда от 10 апреля 2013 года с учетом изменений, внесенных постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 5 марта 2015 года, к <данные изъяты> лишения свободы, отбывает наказание в ИК-34 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 28 апреля 2014 года, прибыл из <данные изъяты>.
2 июня 2016 года врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 начальникам учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю дано письменное указание №, пункт 9 которого предусматривает, что любые почтовые отправления осужденных, содержащихся в учреждениях ГУФСИН, осуществлять за счет их собственных средств без ограничения их количества. В случае отсутствия денежных средств на лицевом счете, оплату расходов производить только при направлении обращений в судебные органы.
Переданный осужденным ФИО2 27 июля 2016 года в отдел специального учета ИК-34 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю закрытый конверт, адресованный в Генеральную прокуратуру РФ, администрацией учреждения ему возвращен с указанием на то, что отправка данной корреспонденции должна осуществляться осужденными за счет собственных средств.
ФИО2, полагая пункт 9 распоряжения врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года незаконным, нарушающим его права, обратился в суд с административным иском к ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, требуя признать незаконными действия сотрудников администрации ИК-34 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также органов, давших им распоряжение о запрете отправки корреспонденции за счет средств федерального бюджета в надзорные органы, возложить на орган, вынесший данное распоряжение, обязанность по устранению данного нарушения.
Определением суда от 21 октября 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В силу частей 1,3 статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно части 1 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
Пункт 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, вступивших в законную силу 7 января 2017 года, предусматривает, что при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, вышеуказанные предложения, заявления и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, установив факт отсутствия на лицевом счете ФИО2 по независящим от него причинам денежных средств, достаточных для отправки переданного им в отдел специального учета исправительного учреждения конверта в Генеральную прокуратуру РФ, пункт 9 указания врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года № в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в органы прокуратуры при отсутствии по независящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете, а также действия ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в отказе направления обращения ФИО2, адресованного в Генеральную прокуратуру РФ, признал незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Вместе с тем суд возложил на административных ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО2, указав на необходимость сообщения информации об исполнении решения суда последнему и суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Проверяя законность и обоснованность решения, судебная коллегия, признавая выводы суда об удовлетворении заявленных ФИО2 требований правильными, с учетом содержания пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, указала, что уполномоченный федеральный орган власти в области уголовно-исполнительной политики в подзаконном нормативном акте, утвержденном после 27 июля 2016 года, конкретизировал существовавшие на момент возникновения спорных правоотношений положения части 4 статьи 12 УИК РФ, предусмотрев возможность направления предложений, заявлений и жалоб в перечисленные в данной норме органы за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм) в случае отсутствия на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств.
Вместе с этим суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что пункт 9 указания врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года признан незаконным лишь в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в органы прокуратуры, в то время как незаконным также является и запрет оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в иные органы, указанные в части 4 статьи 12 УИК РФ, в случае отсутствия на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, уточнив решение суда в части признания незаконным пункта 9 указания ГУ ФСИН России по Красноярскому краю от 2 июня 2016 года, признал незаконным указанный пункт в части запрета оплаты исправительным учреждением расходов по направлению обращений осужденных в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при отсутствии по независящим от осужденного причинам денежных средств на его лицевом счете.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии в нормативных актах, действовавших на момент обращения ФИО2 с просьбой о направлении конверта в Генеральную прокуратуру РФ, указания о наличии у осужденного права на отправку почтовой корреспонденции в случае отсутствия денежных средств на его лицевом счете за счет средств федерального бюджета, в связи с чем данная почтовая корреспонденция в соответствии с распоряжением врио начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 от 2 июня 2016 года подлежала отправлению за счет собственных средств осужденного, не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Суд первой инстанции, исследуя представленные доказательства, установил, что ФИО2 не трудоустроен, в период с <дата> по <дата> доходов не имел, на его лицевом счете имелась сумма в размере <данные изъяты>. При таких обстоятельствах действия ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в отказе направления обращения ФИО2, адресованного в Генеральную прокуратуру РФ, следует рассматривать как создание ему чрезмерных практических препятствий для рассмотрения его жалобы, что указывает на законность обжалуемых судебных актов.
Судами не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и влекущих отмену обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, поэтому оснований для ее передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 324 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
отказать в передаче кассационной жалобы начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья Красноярского краевого суда Л.А. Прилуцкая