№ 4Га-461/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 12 апреля 2017 года
Судья Красноярского краевого суда Астапов А.М., изучив кассационную жалобу представителя ООО «Дар» Помеловой Е.Д. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 января 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Антекс» об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года с учетом определения этого же суда от 30 ноября 2015 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 января 2016 года, ООО «Антекс» отказано в удовлетворении требований о признании не действующими и не подлежащими применению Решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № В-377 «О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и Решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № (ред. от <дата>) «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в части установленных значения коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 4 к указанному решению. На Красноярский городской Совет депутатов возложена обязанность опубликовать сообщение о данном судебном решении в течение месяца со дня вступления его в законную силу в издании «Городские новости».
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 03 февраля 2017 года, представитель ООО «Дар» Помелова Е.Д. просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 13 февраля 2017 года ООО «Дар» восстановлен срок на подачу кассационной жалобы по настоящему делу.
Для проверки доводов кассационной жалобы 14 февраля 2017 года гражданское дело истребовано и поступило в Красноярский краевой суд 06 марта 2017 года.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 КАС РФ).
Изучив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы, оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не нахожу.
Как следует из материалов дела, решением Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», принятым в целях определения размера арендной платы за землю на территории города Красноярска на основании на основании статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 года № 5-1581 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», Постановления Совета администрации Красноярского края от 25 марта 2008 года № 132-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края», было утверждено Положение об арендной плате за землю в городе Красноярске согласно приложению 1; определены значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 2; определены значения коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 3.
Данное решение было опубликовано в издании «Городские новости» от <дата>№.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от <дата> №№ «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» были внесены изменения в указанное решение Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № №, а именно: определены значения коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (К3), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению 4 (пункт 3.1 решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № №).
При этом Положение об арендной плате за землю в городе Красноярске (приложение № 1 к решению Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № №) было дополнено пунктом 2.3.1, предусматривающим, что расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), производится по формуле: А = Кс x К1 x К2 x К3, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка. Значения К1 признаются равными значениям коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора. Значения К2 признаются равными значениям коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2), утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
К3 - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок. Значения К3 признаются равными значениям коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (К3), утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, решение Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № было дополнено приложением №, в соответствии с которым значение коэффициента К3 до истечения трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка равняется 1, по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка равняется 2, по истечении шести лет с даты предоставления в аренду земельного участка равняется 4.
Решение Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № опубликовано в издании «Городские новости» от <дата>№.
Разрешая заявленные ООО «Антекс» требования о признании недействующими и не подлежащими применению решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № и вносящего в него изменения решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № в части установления значений коэффициента, учитывающего срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, суд пришел к выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений Красноярского городского Совета депутатов) использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений Красноярского городского Совета депутатов) предусмотрено, что Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установление порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания края.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542.
Согласно пункту 4 статьи 12 указанного Закона Красноярского края при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора. При определении размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), учитывается также срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 12 названного Закона Красноярского края расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), производится по формуле:
А = Кс х К1 х К2 х КЗ, где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
КЗ - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.
Пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 предусмотрено, что коэффициенты K1, K2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3 утверждается Правительством Красноярского края.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 г. №121-п (редакция от 3 июня 2013 г.) утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка, расчет экономической обоснованности коэффициента КЗ, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), государственная собственность на которые не разграничена, направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом срока (определяемого с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.
Согласно пункту 2 данного Порядка органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты K1, K2 и К3 исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности; принцип предсказуемости расчета арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка расчет экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3 осуществляется при подготовке проекта решения об утверждении (изменении) коэффициентов K1, K2 и К3 его разработчиком до внесения в представительный орган городского округа (муниципального района) края проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Расчет экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3 осуществляется в отношении арендаторов, на финансово-экономическое положение которых повлияет предусмотренное в проекте решения утверждение (изменение) указанных коэффициентов.
Согласно подпункту 2 пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 г. № 121-п, для расчета экономической обоснованности коэффициента К3 разработчику проекта решения необходимо: провести анализ истекших (истекающих) сроков (определяемых с даты предоставления в аренду земельных участков) ввода арендаторами земельных участков в эксплуатацию объектов, для строительства которых были предоставлены в аренду земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства).
Судом также установлено, что из сопроводительного письма Главы города Красноярска от <дата>№ следует, что в адрес председателя Красноярского городского Совета депутатов, вместе с проектом решения «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № «Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1) и категорию арендатора (К2), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», внесенным <дата>№, было направлено экономическое обоснование, подготовленное в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от <дата>№-п.
Исследовав содержание указанного экономического обоснования в отношении коэффициента К3 (№), суд установил, что при его подготовке был проведен анализ истекших (истекающих) сроков (определяемых с даты предоставления в аренду земельных участков) ввода арендаторами земельных участков в эксплуатацию объектов, для строительства которых были предоставлены в аренду земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), а также иных сведений.
Принимая решение об отказе ООО «Антекс» в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Красноярским городским Советом депутатов значение коэффициента К3 определено в оспариваемом решении от <дата> № № (в редакции решения от <дата> № №) в соответствии с предоставленными ему полномочиями, с соблюдением предусмотренного действующим законодательством порядка, с учетом экономического обоснования установления значений коэффициента К3, в зависимости от срока аренды земельного участка.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о незаконности обжалуемых судебных постановлений со ссылкой на то, что взаимосвязанные положения решения Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № №, с учетом изменений, внесенных в него решением Красноярского городского Совета депутатов от <дата> № № в части установления значений коэффициента К3, определения с использованием данного коэффициента размера арендной платы за землю с даты вступления в силу решения от <дата> № №, противоречат федеральному законодательству, подлежат отклонению в силу следующего.
Оснований для выводов о неправильном применении судами Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>№, не имеется.
Установление органом местного самоуправления коэффициента К3 не нарушает принцип экономической обоснованности, в данном случае оспариваемые по делу положения нормативного правового акта были приняты на основе подробного экономического обоснования, подготовленного в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от <дата>№-п, устанавливающим соответствующие требования.
При этом, действующее законодательство Российской Федерации обязательного приведения экономического обоснования применения соответствующего коэффициента при определении размера арендной платы за землю в самом нормативном правовом акте не предусматривает, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, в рассматриваемом случае также не нарушен, поскольку оспариваемыми по настоящему делу нормами установлен единый порядок расчета арендной платы с применением коэффициента К3 для всех земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением жилищного строительства) и по отношению ко всем арендаторам, заключившим договор аренды таких земельных участков.
По общему правилу, в случае, если к договору аренды земельного участка подлежит применению регулируемая арендная плата, порядок определения ее размера, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа, применяется для таких договоров с момента вступления в силу данного акта, даже если в момент заключения договора аренды такой порядок еще не был установлен, в связи с чем отсутствуют достаточные основания считать, что судами дана неправильная оценка оспариваемых положений нормативного правового акта на его соответствие принципу предсказуемости.
Доводы жалобы о нарушении судом установленных статьей 20 КАС РФ правил подсудности являются несостоятельными, поскольку настоящее дело было принято районным судом к производству ранее 15 сентября 2015 года, то есть до введения в действие КАС РФ.
Юридически значимые для разрешения дела обстоятельства судами определены правильно, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судами первой и второй инстанций не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных актов.
Оснований для передачи кассационной жалобы по приведенным в ней доводам для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 323 и 324 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы представителя ООО «Дар» Помеловой Е.Д. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 27 октября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 января 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья
Красноярского краевого суда
А.М. Астапов