Кассационная жалоба поступила в ВС РИ 25 ноября 2015 г. № 4ГА-612
определение
об отказе в передаче кассационной жалобы
для рассмотрения в судебном заседании
суда кассационной инстанции
г. Магас 7 декабря 2015 г.
Председатель Верховного Суда Республики Ингушетия ФИО2, изучив кассационную жалобу ФИО1 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 30 апреля 2015 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 июля 2015 г. по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия,
УСТАНОВИЛ:
Указанным решением районного суда от 30 апреля 2015 г. удовлетворено заявление ФИО1 и отказ УФМС по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца у указанного лица признан неправомерным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 июля 2015 г. решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1
В кассационной жалобе заявитель указывает, что апелляционное определение вынесено с существенным нарушением норм материального права, а потому подлежит отмене с оставлением в силе первоначального решения районного суда.
В жалобе ФИО1 отмечает, что, продление срока действия статуса вынужденного переселенца необходимо для получения жилья в рамках Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы».
В рамках данного Постановления право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах местного самоуправления, как нуждающиеся в улучшении жилищно-бытовых условий.
Зарегистрированное за заявителем на праве собственности жилое помещение общей площадью 59,3 кв.м. приобретено ФИО1 с использованием средств материнского капитала.
Материнский (семейный) капитал является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, которая предоставляется за счет средств федерального бюджета в случае рождения в семье (усыновления) второго и последующих детей в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. в твердой сумме (которая ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и на 2014 год составляла 429 408,5 руб.) без учета возраста родителей и которая может быть использована, в частности, на улучшение жилищных условий, причем независимо от факта признания семьи нуждающейся в жилом помещении.
Средства материнского капитала в рамках Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не являются целевой программой по обеспечению жильем, помимо жилищного обустройства государство предоставляет другие возможности использовать материнский капитал.
Установленные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат условия предоставления мер социальной поддержки не предполагают возможность отнесения материнского капитала к числу иных форм государственной поддержки, которые по своей правовой природе аналогичны социальной выплате на приобретение жилья.
Таким образом, препятствия в жилищном обустройстве заявителя органами государственной власти до сих пор не устранены и оснований для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не имеется.
Изучив кассационную жалобу, нахожу её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно подпункту «б» п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 г. № 845, территориальный орган Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, в том числе проживающих в жилых помещениях, принадлежащих одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.
Кроме того, Приказом Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации 10 апреля 2001 г. № 31 утвержден Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, где в пункте 9 указано, что в сводные списки, формируемые комиссией, не включаются вынужденные переселенцы: постоянно проживающие в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи, использовавшие иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.
Принимая во внимание указанные нормы права, полагаю, что суд второй инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие у ФИО1 в собственности жилого помещения препятствует продлению статуса вынужденных переселенцев, с учетом чего оставил заявленные требования без удовлетворения.
Статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. Закон предусматривает возможность продления статуса вынужденного переселенца только при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
Государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем состоявшееся определение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы ФИО1 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 30 апреля 2015 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 июля 2015 г. по гражданскому делу по заявлению ФИО1 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Председатель Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО2
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Председатель Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО2
Определение28.06.2016