ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 октября 2019 г. г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда Браславцев С.В. (<...>), изучив поступившие в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд материалы дела об административном правонарушении в отношении военнослужащего войсковой части №00000<...> ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Военный комендант военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г. Ростов-на-Дону) направил в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ в отношении военнослужащего войсковой части №00000<...> ФИО1 для принятия решения о применении дисциплинарного ареста.
Вместе с тем, данные материалы подлежат возвращению по следующим основаниям, препятствующим принятию вышеуказанного решения.
Так, ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как усматривается из представленных материалов, в отношении ФИО1 16 августа 2019 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым, со ссылкой на ст. 28.6, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, статья 28.6 КоАП РФ определяет порядок назначение административного наказания без составления протокола, а согласно ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ постановление по делу выносится только по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, в частности, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.
В силу п. 109 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ, в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Однако военнослужащие не могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ, поскольку КоАП РФ предусмотрено, что за совершение такого административного правонарушения военнослужащие несут только дисциплинарную ответственность.
В соответствии с нормами, закрепленными в абз. 20 п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также в абз. 20 п. 1 Перечня грубых дисциплинарных проступков (приложение N 7 к Дисциплинарному уставу ВС РФ), административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность, по своему характеру является грубым дисциплинарным проступком.
В этой связи в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, то есть военнослужащим, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение он несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Таким образом после возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ, и выяснения всех обстоятельств совершения этого административного правонарушения, на должностное лицо, в чьем производстве находилось это дело, возлагается обязанность прекратить производство по делу на основании ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, то есть еще до передачи дела на рассмотрение, поскольку дальнейшее производство по делу об административном правонарушении исключается.
При этом, согласно ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, в случае привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, она применяется не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом ВС РФ.
Согласно п. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ, командир воинской части (начальник органа военной полиции) принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка, которое заканчивается составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке (приложение N 8 к Дисциплинарному уставу ВС РФ). В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены материалами об административном правонарушении, разбирательство может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части (начальник органа военной полиции) назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.
Также следует учесть, что дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. При этом если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.
Исходя из вышеизложенного следует признать, что должностное лицо органа военной полиции, составившее материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, после прекращения производства по делу об административном правонарушении для привлечения этого военнослужащего к дисциплинарной ответственности, на основании этих же материалов вправе составить протокол о грубом дисциплинарном проступке.
Этот протокол по решению начальника органа военной полиции вместе со всеми материалами об административном правонарушении и подлежит направлению в гарнизонный военный суд для рассмотрения вопроса о применении к военнослужащему меры дисциплинарного воздействия в виде дисциплинарного ареста.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан выяснить, правильно ли составлены или оформлены материалы дела, не имеется ли обстоятельств, исключающих производство по делу.
Поскольку при подготовке данного дела к рассмотрению установлен факт неправильного составления и оформления материалов об административном правонарушении, а также наличие обстоятельств, препятствующих привлечению ФИО1 к административной ответственности, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении материалов об административном правонарушении должностному лицу, направившему их в суд.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении военнослужащего войсковой части №00000<...> ФИО1, военному коменданту военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г. Ростов-на-Дону).
Судья С.В. Браславцев