ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 5-1073/2021 от 01.09.2021 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 5-1073/2021

УИД 44RS0006-01-2021-001577-44

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 сентября 2021 г. гор. Галич

Судья Галичского районного суда Костромской области Лыткина А.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Токмакова Хамидби Анатольевича,

установил:

<дата> инспектор группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Галичский» М возбудил в отношении Токмакова Хамидби Анатольевича дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, и назначил проведение по делу административного расследования.

Как следует из данного определения (в редакции составителя), <дата> около 12 часов 10 минут в районе <адрес> посёлка <адрес> было установлено транспортное средство <данные изъяты>, под управлением Токмакова Хамидби Анатольевича. При проверке Токмакова Х.А. по базе ФИС ГИБДД-М установлено, что он лишён права управления транспортными средствами, но поскольку у него на руках имелась апелляционная жалоба на постановление о лишении права управления транспортными средствами, возникла необходимость в запросе данного постановления с отметкой о вступлении в законную силу.

По результатам административного расследования ИДПС ГИБДД МО МВД России «Галичский» Н<дата> составила в отношении Токмакова Х.А. протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.7 КоАП РФ, - управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортными средствами.

Как видно из данного протокола, <дата> в 12 часов 10 минут у <адрес> посёлка <адрес> водитель Токмаков Х.А. управлял транспортным средством <данные изъяты> будучи лицом, лишённым права управления транспортными средствами, чем нарушил п.2.1.1 Правил дорожного движения РФ. В действиях Токмакова Х.А. отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.

Определением врио. зам. начальника ОГИБДД МО МВД России «Галичский» В от <дата> названный протокол об административном правонарушении направили для рассмотрения в Галичский районный Костромской области.

Изучив указанный протокол об административном правонарушении и материалы, к нему прилагаемые, прихожу к следующему:

Как следует из п.3 и п.5 ст.29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

Исходя из содержания статьи 29.4 КоАП РФ, а также пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, в частности, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).

Из дела видно, что протокол об административном правонарушении <дата> составлен в отсутствие Токмакова Х.А. При этом в деле имеется сопроводительное письмо врио. начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Галичский» В от <дата>..... о направлении Токмакову Х.А. копии протокола, но отсутствуют документы, подтверждающие фактическое направление копии данного протокола (почтовые квитанции и т.п.).

Отсутствие указанных документов лишает суд возможности проверить соблюдение должностным лицом процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении.

Помимо этого санкция ч.2 ст.12.7 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

Исходя из положений ч.2 ст.28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест либо административное выдворение, передаётся на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ установлен сокращённый срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу ч.3 ст.25 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Из содержания приведённой нормы следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем назначение перечисленных в ней видов административного наказания, необходимо не только надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении, но и создание условий, обеспечивающих присутствие такого лица в судебном заседании.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. № 1125-О, от 29 сентября 2015 г. № 1902-О, ч.3 ст.25.1 КоАП РФ создаёт для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

Аналогичная правовая позиция изложена в п.24.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», из которого следует, что дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведётся производство по такому делу.

Таким образом, стадия подготовки к рассмотрению дела и рассмотрение по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде административного ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечёт за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.

Между тем, Токмаков Х.А. для рассмотрения протокола об административном правонарушении в суд не доставлен.

Отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, нарушает его право на защиту. Кроме того, названное нарушение закона лишает суд возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения в совершении административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах считаю, что протокол об административном правонарушении составлен неправильно. Кроме того, имеет место неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Как следует из п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Таким образом, прихожу к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении с материалами, к нему прилагаемыми, в отношении Токмакова Х.А. в ОГИБДД МО МВД России «Галичский» для устранения недостатков.

Руководствуясь ч.3 ст.23.1, ст.28.2, ч.3.1, ч.5.2 ст.28.7, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,

определил:

Возвратить ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Галичский» протокол об административном правонарушении <адрес> от <дата> с материалами, к нему прилагаемыми, в отношении Токмакова Хамидби Анатольевича для устранения недостатков.

Судья А.Н. Лыткина