Дело № 5- 14/2020ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Заполярный 25 января 2020 года
ул. Стрельцова, д. 3а
Судья Печенгского районного суда Мурманской области Горбатюк А.А., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении О.Г.В. по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
В Печенгский районный суд Мурманской области из ОМВД России по Печенгскому району поступил административный материал в отношении О.Г.В. по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в числе иных вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 1 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 N 3-ФКЭ Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.
Так, согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, неявка лица, совершившего правонарушение, наказание за которое может быть назначено в виде ареста, либо недоставление органом (должностным лицом) такого лица в суд не является безусловным основанием для возвращения протокола об административном правонарушении.
Принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:
- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;
- санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;
- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
При этом судье надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Из протокола <адрес> от *.*.* следует, что *.*.* в 17:00 час. около <адрес> в <адрес>О.Г.В. управляя автомобилем марки «Шевролет Нива» государственный регистрационный знак №, допустил наезд на автомобиль марки «Лифан 215800» государственный регистрационный знак № принадлежащего З.И.С., после чего в нарушение пункта 2.5 Правил дорожного движения, оставил место ДТП, участником которого она является.
Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 2 статьи 12.27 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Принимая во внимание, что О.Г.В. не относится к числу лиц, к которым не может применяться административный арест, в судебное заседание административным органом он не доставлен, а санкция части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает возможность назначения наказания только в виде административного ареста, протокол об административном правонарушении от *.*.* по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в отношении О.Г.В. и приложенные к нему материалы подлежат возвращению в ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
постановила:
протокол об административном правонарушении от *.*.* по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в отношении О.Г.В. и приложенные к нему материалы возвратить в ОГИБДД ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области.
Судья А.А. Горбатюк