ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 5-228/2016 от 09.02.2016 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело № 5-228/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 февраля 2016 г. Саки

Судья Сакского районного суда Республики Крым Мазалова М.И., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 ФИО1, привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в магазине ООО «Кортп Маркет» реализовала спиртосодержащую продукцию несовершеннолетнему лицу.

Действия ФИО2 квалифицированы должностным лицом Органа внутренних дел по ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ.

Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст.23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении передает его на рассмотрение судье.

Согласно правовой позиции, выраженной в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

По смыслу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.

Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и позиции, изложенной в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2.1 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.

По общему правилу, передача дела об административном правонарушении на рассмотрение судьи не требует принятия какого-либо специального решения и оформляется простым сопроводительным письмом. Исключение из этого правила составляют дела об административных правонарушениях, перечисленные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которые направляются в суд на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Такое определение выносится в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения. Однако при отсутствии указанного определения судья не вправе отказать в принятии материалов дела, поскольку такой отказ Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен.

Согласно ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 23.49, ч. 1 ст. 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы внутренних дел (полиция), орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, а также органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Таким образом, решение вопроса о передаче дела об указанном административном правонарушении на рассмотрение судье находится в компетенции указанных выше должностных лиц путем вынесения соответствующего определения.

В нарушение установленного порядка, административный материал в отношении ФИО2 поступил на рассмотрение судьи Сакского районного суда Республики Крым без определения должностного лица органа внутренних дел.

Кроме того, санкция ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей и не содержит более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.

Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что привлекаемому к ответственности лицу вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, рассмотрение которого, согласно ст. 23.1 КоАП, не находится в исключительной компетенции суда.

Кроме того, в качестве доказательств в административном материале представлены объяснения свидетелей, которые отобраны с грубыми нарушениями положений КоАП РФ, а именно: свидетелям не разъяснялись положения ст.17.9 КоАП РФ об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, что ведет к исключению данных доказательств, согласно ст.26.2 КоАП РФ.

Из содержания ст.29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Исчерпывающий перечень оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, отражен в пункте 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Учитывая, что должностным лицом неправильно оформлен административный материал и безосновательно направлен на рассмотрение судье районного суда, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению в МО МВД России «Сакский».

В соответствии со ст. 28.8. КоАП РФ в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

С учетом изложенного, судья, руководствуясь ст. 29.4, 23.1, 23.3 КоАП РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Возвратить протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 ФИО1, привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в МО МВД России «Сакский» для устранения недостатков.

Судья М.И. Мазалова