ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 5-367/2016 от 27.04.2016 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е дело № 5-367/2016 г.

«27» апреля 2016 года г. Белгород

Судья Октябрьского районного суда г.Белгорода Фурманова Л.Г., изучив в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.9 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью <К>

у с т а н о в и л:

05.04.2016 года сотрудниками отделения № 6 отдела УФМС России по Белгородской области в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства РФ установлено, что ООО <К> как сторона, принимающая иностранного гражданина на территории РФ, в установленный законом срок не уведомила орган миграционного учета в срок с 17.03.2016 года о прибытии гражданки Швеции О.А.М.. в место пребывания по <адрес>

Из представленных материалов следует, что гражданка Швеции О.А.М. 13.01.2016 года въехала на территорию РФ по деловой визе на основании приглашения ООО <К> 25.01.2016 года поставлена на миграционный учет по вышеуказанному адресу.

Согласно рапорту заместителя начальника отдела - начальника отделения № 6 отдела УФМС России по Белгородской области в период с 02.03-03.03.2016 года О.А.М. пребывала и состояла на миграционном учете в Московской области, в связи с чем была снята с миграционного учета с прежнего места пребывания. 04.03.2016 года О.А.М. вернулась в Белгородскую область и прибывала по <адрес>

В связи с чем, должностным лицом миграционного органа вменено ООО <К> нарушение требований ч.3 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.9 КоАП РФ.

Согласно определению заместителя начальника отдела - начальника отделения № 6 отдела УФМС России по Белгородской области материалы дела в соответствии с ч.1 ст.22.3 КоАП РФ переданы на рассмотрение Октябрьского районного суда г.Белгорода.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов дела должностному лицу УФМС России по Белгородской области по нижеследующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно разъяснениям, содержащимися в п.4 абз.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Восполнить имеющиеся существенные недостатки протокола об административном правонарушении вправе должностное лицо, составившее этот протокол.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении должны быть подробно описаны событие правонарушения и все обстоятельства, установленные в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию данного процессуального документа, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, виновность которого должна быть установлена в силу положений, предусмотренных ст.26.1 КоАП РФ.

Поскольку протокол об административном правонарушении фактически выполняет обвинительную функцию, то должен обеспечивать право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту. Описание правонарушения в протоколе об административном правонарушении должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.

Данные положения закона направлены на соблюдение гарантий прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку позволяют последнему знать суть и основания привлечения его к административной ответственности.

Составленный в отношении ООО <К> протокол об административном правонарушении не может быть признан отвечающим требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Так протокол содержит указание на нарушение Обществом ч.3 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Данной нормой предусмотрена обязанность принимающей стороны уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в следующий срок: 1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; 2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации; 3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных п.п.«а»-«д» п.1 и п.п.«а»-«в» п.2 ч.2 настоящей статьи.

При этом, какой именно из указанных подпунктов нарушен ООО <К> протокол об административном правонарушении не содержит.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении описания события административного правонарушения, в том числе достаточного для квалификации действий привлекаемого лица, нарушает право его право на защиту, является существенным нарушением требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

Кроме того, ссылаясь на факт снятия иностранного гражданина О.А.М. с учета по месту пребывания <адрес> данных подтверждающих это обстоятельство, в том числе основания снятия с учета, в материалы дела не представлено. При этом снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания согласно п.2 ст.23 Федерального закона № 109-ФЗ осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (с указанием в этой части бланка даты его убытия из места пребывания).

Также следует отметить, что согласно сведениям документов миграционного учета, в том числе - досье на имя О.А.М. 17.03.2016 года ей выдано разрешение на работу для высококвалифицированного специалиста (работа в ООО <К>»), что миграционным органом оставлено без внимания.

При этом в силу положений Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» на высококвалифицированных специалистов распространяется льготный режим миграционного учета.

В соответствии с ч.4.1 ст.20 указанного Федерального закона высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

При постановке на миграционный учет по фактическому адресу уведомление о прибытии оформляется собственником жилого помещения на срок от 90 суток (при осуществлении процедуры через почту с возможностью последующего продления регистрации) до 3-х лет (при оформлении регистрации непосредственно в территориальном отделении органа миграционного учета). Отрывной бланк уведомления передается иностранному гражданину.

При постановке на миграционный учет по адресу работодателя бланк уведомления о прибытии может быть оформлен также на срок от 90 суток до 3-х лет.

Если высококвалифицированный специалист сразу по прибытии в РФ был автоматически зарегистрирован по адресу гостиницы на краткий срок, то, согласно миграционному законодательству, после его перемещения в иное место пребывания он освобождается от обязанности регистрации по новому месту пребывания в течение 30 суток.

Кроме того, ст.23.1 КоАП РФ регламентирован перечень составов административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к подведомственности и подсудности судов общей юрисдикции.

Так к исключительной подведомственности судей относятся дела, перечисленные в ч.1 ст.23.1 КоАП РФ. В ч.2 приведен перечень составов административных правонарушений, которые подлежат рассмотрению судьями в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Вместе с тем, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.18.9 КоАП РФ в ч.ч.1, 2 ст.23.1 КоАП РФ не указаны. Рассмотрение дел данной категории в силу ч.1 ст.23.67 КоАП РФ отнесено к полномочиям органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции.

Однако в нарушение приведенных требований закона должностным лицом административного органа принято решение о направлении материалов дела в отношении ООО <К> для рассмотрения в суд, который не наделен законным правом (ст.23.1 КоАП РФ) рассмотрения данной категории дел.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности

Согласно правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 года № 623-О-П, 15.01.2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч.1 ст.47, ч.3 ст.56 Конституции РФ, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела, и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч.1 ст.46, ч.1 ст.47 Конституции РФ, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Ссылка должностного лица административного органа в определении о передаче дела на рассмотрение в Октябрьский районный суд г.Белгорода на положения ч.1 ст.22.3 КоАП РФ не может быть признана обоснованной.

Согласно указанной норме закона в случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

При этом в силу положений ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, указанные в ч.ч.1,2 ст.23.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями. Судьями районных судов указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются только в случае, когда производство по делу осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

В рассматриваемом случае приведенных обстоятельств не имеется, санкция ч.1 ст.18.9 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекусоров и в сфере миграции» № 156 от 05.04.2016 года постановлено упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу. Однако функции и полномочия упраздняемых органов переданы в МВД РФ, которое является их правопреемником.

При этом сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, срок которых установлен до 01.06.2016 года.

Таким образом, с учетом изложенного, направление протокола об административном правонарушении и иных материалов в отношении ООО <К> в суд нельзя признать законным. В связи с чем материалы подлежат возвращению в УФМС России по Белгородской области в г.Белгороде для рассмотрения по существу, либо решения вопроса о передаче на рассмотрение в Управление по вопросам миграции УМВД России по Белгородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

о п р е д е л и л:

возвратить протокол об административном правонарушении <номер> от 05.04.2016 года по ч.1 ст.18.9 КоАП РФ и другие материалы в отношении Общества с ограниченной ответственностью <К> в УФМС России по Белгородской области в г.Белгороде.

Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение десяти суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Белгорода.

Судья: