ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 5-3/2017 от 10.01.2017 Пристенского районного суда (Курская область)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 января 2017 года пос. Пристень

Судья Пристенского районного суда Курской области Дмитричева В.М., изучив в порядке подготовки материалы административного дела в отношении ФИО1 <данные изъяты> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ в Пристенский районный суд от заместителя начальника отделения МВД России по <адрес>ФИО3 поступил протокол об административном правонарушении, с приложенными документами в отношении ФИО1 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В порядке подготовки к судебному рассмотрению дела об административном правонарушении установлено следующее.

Согласно п.п. 3, 5 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также процедуры оформления протокола.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Его копия, в силу ч. 3.1. указанной статьи, в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений определение должностного лица о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не вручено (не направлено) лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Однако, в протоколе об административном правонарушении не указаны сведения о том, привлекался ли ФИО1 к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются адреса места жительства потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.

В представленном протоколе об административном правонарушении не указаны сведения о потерпевшей ФИО5, сведения об ее извещении, о составлении протокола об административном правонарушении, разъяснении потерпевшей ее прав и вручении ей копии протокола об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях событие административного правонарушения относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должно быть указано место, время совершения и событие административного правонарушения.

Ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 116 УК РФ уголовная ответственность наступает за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Согласно примечанию к данной статье под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.

Согласно ст. 116.1. УК РФ, к уголовной ответственности привлекаются лица за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

Согласно представленному протоколу об административном правонарушении <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 21.00 часов ФИО1 нанес один удар ногой в живот ФИО5 от чего последняя почувствовала боль в животе. Согласно заключению эксперта при обращении (обследовании) ФИО5 телесных повреждений не обнаружено. Тем самым совершил иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ.

Исходя из вышеизложенных норм, в протоколе об административном правонарушении не указано место совершения административного правонарушения, не указано из каких побуждений действовал ФИО1 при совершении правонарушения.

Кроме того, из представленных материалов следует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 состоит в зарегистрированном браке со свидетелем ФИО4, потерпевшей является мать ФИО4-ФИО5

Федеральным законом от 03.07.2016г. №323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" внесены изменения в ст.116 УК РФ, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с указанными изменениями уголовная ответственность по ч.1 ст.116 УК РФ может наступить за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц.
Согласно примечанию 1 к ст.116 УК РФ под близкими лицами понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.
Свойством называются отношения между собой родственников каждого из супругов. От родства свойство отличается тем, что возникает как последствие брака.

Учитывая, что противоправное деяние, в котором обвиняется ФИО1 совершено после вступления в законную силу указанных изменений, а также, что ФИО5 является ему тещей, то есть лицом, состоящим в свойстве, а возможно и ведущие с ним общее хозяйство, поскольку они совместно проживают, то данные обстоятельства являются значимыми для правильного разрешения дела по существу, но между тем, не нашли своего отражения в представленных материалах, не приложены сведения, которые подтверждали, либо опровергали данные обстоятельства.

Кроме того, в материалах дела имеется характеристика на ФИО1, выданная главой Субботинского сельсовета, без указания даты ее выдачи. Имеются справки с места регистрации (жительства) из Субботинского сельсовета и Сазановского сельсовета, которые противоречат друг другу, установить, где фактически, с какого времени проживает ФИО1 не представляется возможным. Копии, представленные в материалы дела не заверены должностным лицом.

Наличие указанных обстоятельств, свидетельствует о существенных нарушениях процессуальных требований административного законодательства, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении. Устранить отмеченные недостатки в оформлении вышеуказанных документов и восполнить неполноту представленных материалов при подготовке дела к рассмотрению не представляется возможным и являются основанием для возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей разрешается вопрос о возвращении протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Возвратить протокол об административном правонарушении <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы административного дела в отношении ФИО1 <данные изъяты> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заместителю начальника отделения МВД России по <адрес> для устранения указанных недостатков.

Судья В.М. Дмитричева