ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 5-507/19 от 03.06.2019 Щелковского городского суда (Московская область)

дело № 5-507/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2019 г. г. Щелково Московской области

Судья Щелковского городского суда Московской области Петрова Е.Ю., с участием представителя по доверенности Заместителя главы администрации г.о. Фрязино ФИО1 -адвоката Андреева К.М., председателя Контрольно – счетной палаты ФИО2, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заместителя Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1, по ч. 3 ст. 15.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Щелковский городской суд поступило дело об административном правонарушении, где в отношении заместителя Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.

Председателем Контрольно-счетной палаты г/о ФИО3 ФИО2, 19 апреля 2019 года в 10 часов в помещении Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино, по адресу: <адрес>, в соответствии со статьями 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, cт. 16.5 Кодекса Московской области об административных правонарушениях, составлен Протокол в отношении должностного лица, заместителя Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1, допустившего административное правонарушение, выразившееся в нецелевом расходовании в 2018 году бюджетных средств с выполнением работ по ремонту подъездов в многоквартирных домах города Фрязино, при следующих обстоятельствах:

В соответствии с пунктом 2.2 плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино на 2019 год (далее - Контрольно-счетная палата), утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 25.12.2018 № 68, в период с 21 февраля по 18 марта 2019 года проведена проверка эффективности бюджетных расходов на ремонт подъездов многоквартирных домов города Фрязино в 2017-2018 годах (далее — контрольное мероприятие).

В результате проведения контрольного мероприятия установлено, что Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года безусловным приоритетом государственной политики в регионе определено создание условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области.

В рамках обеспечения стопроцентного вовлечения муниципальных образований Московской области в создание условий для повышения уровня комфортности проживания населения предусматривается мероприятие по созданию благоприятных условий для проживания граждан в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных на территории Московской области, которое предусматривает, в том числе, предоставление субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на ремонт подъездов многоквартирных домов.

В 2018 году программа Московской области по ремонту подъездов в МКД реализовывалась в рамках Государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 № 864/38 (далее — Государственная программа Современная среда).

Правила предоставления субсидии из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на ремонт подъездов в многоквартирных домах определены в разделе 5.1 подпрограммы I «Комфортная городская среда» Государственной программы Современная среда.

Пунктом 12 раздела 5.1 определены конкретные виды работ, подлежащие субсидированию за счет средств бюджета Московской области. При этом указано, что перечень и объем этих работ может быть расширен путем принятия соответствующего решения собранием собственников помещений в МКД и сбора ими дополнительных средств на их проведение.

Постановлением Главы городского округа Фрязино от 24.05.2018 № 372 утверждена муниципальная программа городского округа Фрязино «Формирование современной городской среды городского округа Фрязино Московской области на 2018 — 2022 годы» (далее — муниципальная программа Современная среда). Куратором программы является заместитель Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1

Постановлением Главы городского округа Фрязино от 06.07.2018 № 435 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета муниципального образования Московской области юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирным домами, на возмещение части затрат, связанных с ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории городского округа Фрязино Московской области на 2018 год (далее - Порядок предоставления субсидии № 435), аналогичный порядку, установленному Государственной программой Современная среда.

При проверке первичных документов, представленных получателями субсидии (Акты выполненных работ по ф. КС-2, справки-расчеты), Контрольно-счетной палатой установлено, что ООО «УК «ГЖУ г. Фрязино» в 2018 году представило в Администрацию городского округа Фрязино документы на возмещения затрат на ремонт подъездов по адресу: <...>, в объеме, превышающем фактические затраты общества на сумму 109 933,38 руб., из которых 52 218,36 руб. были оплачены за счет средств субсидии из бюджета Московской области и городского округа Фрязино.

Выборочные осмотры и контрольные замеры выполненных в 2018 году работ по ремонту подъездов МКД, произведенные Контрольно-счетной палатой в ходе настоящего контрольного мероприятия в присутствии представителей управляющих организаций и Администрации городского округа Фрязино, установили случаи проведения и оплаты работ, не входящих в перечень работ, утвержденный Государственной программой Современная среда и Порядком предоставления субсидии № 435, оплата которых должна была производиться за счет средств граждан.

Из объяснений ФИО1 установлено, что при выполнении работ по ремонту подъездов МКД им были даны указания управляющим организациям использовать Методические рекомендации № 9 Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, а не перечень видов работ, утвержденный Государственной программой Современная среда и Порядком предоставления субсидии № 435.

Как установлено Контрольно-счетной палатой, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее — МинЖКХ) действительно направляло Главам муниципальных образований Московской области письмо № 157-01Вх-5166 от 27.04.2018 с Методическими рекомендациями, указывая, что они направляются для ознакомления, но вступят в силу со дня официального опубликования правового акта Правительства Московской области о внесении изменений в Госпрограмму.

В течение 2018 года рекомендуемые МинЖКХ изменения не были внесены в Государственную программу Современная среда.

Таким образом, направление бюджетных средств на возмещение затрат управляющих организаций в 2018 году частично были произведены не на цели, определенные Государственной программой Современная среда и Порядком предоставления субсидии № 435, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Данные нарушения установлены при оплате работ по ремонту подъездов МКД города Фрязино ООО «ЖЭС-2», ООО «УиЭО» и ООО «ЖЭС» за счет средств бюджетной субсидии на общую сумму 92 809,28 руб.

Таким образом, в 2018 году ФИО1, являясь заместителем Главы администрации городского округа Фрязино, находясь на рабочем месте по адресу: <...> допустил нецелевое расходование бюджетных средств в размере 144 567,71 руб.

Представитель Заместителя главы администрации г.о. Фрязино ФИО1 адвокат Андреев К.М., М.В., не согласен с протоколом №03, пояснил, что 19 апреля 2019 г. был составлен протокол № 03 в отношении заместителя Главы административного округа Фрязино, ФИО1, председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино ФИО2, которая квалифицировала его действия по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посчитав, что находясь на рабочем месте по адресу: <...> ФИО1, допустил нецелевое расходование бюджетных средств
в размере 144 567,71 руб., что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С указанным протоколом ФИО1 не согласен, так как последний вынесен с существенным нарушением норм материального и процессуального права:

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ производство по делам об административном правонарушении должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом.

Согласно статье 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением
случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В 2018 г. программа Московской области по ремонту подъездов в МКД реализовывалась в рамках Государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 30.10.2018 г, № 864/38.

Срок первого этапа программы предоставления субсидии на ремонт
подъездов в многоквартирных домах, из бюджета Московской, согласно
пункту Соглашения №129С-РП/2018 от 22 мая 2018 г закончился 31.08.2018г. (согласно п.2.4. Соглашения).

ФИО1 был назначен на должность заместителя Главы административного округа Фрязино 11.09.2018 г., что отражено в Акте №2019/02 от 18 марта 2019 г контрольного
мероприятия «Проверка эффективности бюджетных расходов на ремонт
подъездов многоквартирных домов города Фрязино в 2017-218 г» (стр. 50). Таким образом, ФИО1 не мог повлиять на ход и выполнение программы на первом этапе.

Количество отремонтированных подъездов на ту же дату составляло 50 штук, что подтверждается актами комиссионной приемки, что выражается в финансовых показателях выполнения программы в 21,74% от запланированного объема финансирования. Согласно п.2.2, пункту Соглашения №129С-РП/2018 от 22 мая 2018 г размер собственных средств
должен составлять 20% от общего объема расходного обязательства
местного бюджета.

Таким образом, свои обязательства Администрация городского округа Фрязино выполнило в полном объеме по первому этапу. Всего за счет субсидии Московской области было отремонтировано лишь 13 подъездов. Остальные были отремонтированы за счет средств бюджета г.о. Фрязино и внебюджетных средств.

Председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино не учла фактических показателей целевой программы, а именно достигнутых результатов в рамках запланированного бюджета (не превышая его) - ремонта 230 подъездов, что вывело городской округ Фрязино на
первое место по данному показателю в районе.

ГБУ МО «УТНКР» в лице уполномоченного должностного лица, проверило виды и объемы выполненных работ по ремонту подъездов и установило их в объеме 230 штук. О чем свидетельствуют соответствующие подписи в актах комиссионной приемки по выполнению работ по ремонту подъездов в МКО по форме, утвержденной Министерством ЖКХ МО от
23.03.2018 года № 32 РВ «Об осуществлении мониторинга выполнения
получателями межбюджетных трансферов из бюджета МО, согласно Методическим рекомендациям № 8 «Стандартам ремонта подъездов в МКД». Согласно открытой информации Ведомственной отчетности ЦИОГВ, ГО Московской области ГАС «Управление» МО о ходе работ ремонта подъездов 2018 г Министерства ЖКХ МО, всего полностью отремонтировано 230 подъездов.

Таким образом, по мнению представителя, Председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Фрязино ФИО2 ошибочно делает выводы о несоответствии
фактически выполненных работ по ремонту подъездов требованиям Госпрограммы проверяющими органами (ГБУ МО «УТНКР», Госжилинспекцией), а также не корректно дает оценку действиям Заместителя Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1

В соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета муниципального образования Московской области юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим управление многоквартирным домами, на возмещение части затрат, связанных с ремонтом подъездов в многоквартирных домах на территории городского
округа Фрязино Московской области на 2018 год получатель субсидии предоставляет на рассмотрение в администрацию Заявку с приложением следующих документов:

- копии устава, заверенную печатью и подписью руководителя;

копии свидетельства о регистрации, заверенную печатью и подписью руководителя:

копии лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (для получателя субсидии – управляющей организации, индивидуального предпринимателя), заверенной печатью и подписью руководителя;

информационного письма (на бланке организации, с печатью и подписью руководителя), содержащего:

информацию об отсутствии управляющей организации в списке иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых существует доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является
государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких
юридических лиц;

сведения об отсутствии получателя субсидии в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также отсутствие процедуры реорганизации, ликвидации, банкротства и ограничений на осуществление хозяйственной деятельности;

-сведения об отсутствии у получателя субсидии просроченной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, превышающей шестимесячные начисления за поставленные коммунальные ресурсы, или наличие графика погашения задолженности;

сведения об отсутствии у получателя субсидии задолженности по уплате
налогов, сборов и иных платежей;

банковские реквизиты получателя субсидии (для перечисления субсидии);

копий протоколов о выборе совета МКД или уполномоченных представителей собственников помещений МКД, заверенных печатью и подписью руководителя организации - получателя субсидии (кроме получателей субсидии - товариществ собственников жилья, жилищных или ьиных специализированных потребительских кооперативов);

оригиналов Актов комиссионной приемки выполненных работ по ремонту подъездов МКД, подписанных представителями получателя субсидии и Администрации, уполномоченными представителями собственников, с отметкой ГБУ МО «УТНКР» (по форме согласно приложению 2 к Порядку).

оригинала Справки-расчет о подтверждении фактических затрат, связанных с выполненным ремонтом подъездов в МКД (по форме согласно приложению 1 к Порядку), с приложением оригиналов (актов приемки выполненных работ по форме КС-2; справок о стоимости работ по форме КС-3).

Из акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3 не видно, что фактически подрядчиком по ремонту данного подъезда являлось ООО «РемИнвестСтрой-Щелково» и расходы по акту о приемке выполненных работ от 25.06.2018 № 1 указаны в сумме 104 329,79 руб.

Пунктом 9 Порядка предоставления субсидии № 435 утверждены виды работ, на финансирование которых выделяется субсидия. Данные виды работ соответствуют
рекомендованному перечню видов работ по ремонту подъездов, приведенному в таблице 2 подраздела 5.1 Государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 годы».

По домам ул. <адрес> находящимся в управлении ООО «ЖЭС-2», <адрес> находящимся в управлении ООО «ЖЭС»; <адрес> находящимся в управлении ООО «УЭО» объемы и виды работ (в том числе по замене плитки) отражены в дефектных ведомостях, которые подписаны председателями Советов МКД. В Методических рекомендациях Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № 8
«Стандарты ремонта подъездов в МКД», направленных в адрес муниципальных образований с сопроводительным письмом за подписью министра жилищно-коммунального хозяйства ФИО4 приведены разъяснения и уточнения к Госпрграмме по обустройству подъездов
«Стандарты обустройства входной группы подъезда МКД» и «Стандарты обустройства внутриподъездного пространства», где рекомендовано восстановление плиточного покрытия на лестничных площадках выше 1-го этажа в объеме до 20% (Копию письма от 20.03.2018 № 11исх-2367 с методическими рекомендациями прилагаю). В письме заместителе министра ЖКХ ФИО5 (№ Писх-3903 от 24.04.2018) разъясняется что администрации муниципальных образований обязаны при приемке работ проверять виды и объемы работ в соответствии с дефектно ведомостью и соблюдением Стандартов обустройства входной группы
внутриподъездного пространства. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства, является
разработчиком Госпрограммы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2018-2022 годы», поэтому рекомендации Министерства являются обязательными к выполнению органами местного самоуправления. Администрация принимает работы по ремонту подъездов в составе комиссии с обязательным участием представителей общественности (председателей
Советов МКД), управляющего МКД, с обязательным участием специалиста
технического надзора ГБУ МО «УТНКР».

В соответствии с Регламентом, утвержденным Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 06.06.2018г. №77-РВ специалист технического надзора ГБУ МО «УТНКР» осуществляет обследование видов и объемов работ, фактически
выполненных при ремонте подъездов в многоквартирных домах и при отсутствии замечаний визирует и заверяет штампом акты комиссионной приемки. При наличии замечаний акты комиссионной приемки специалистом ГБУ не визируются и выполненные работы оплате не
подлежат. Акты комиссионной приемки с подписью и печатью
представителя ГБУ прилагаются.

Также проверку соответствия выполненных работ стандартам обустройства подъездов в обязательном порядке проверяет Госжилинспекция Московской области.

Несоответствие фактически выполненных работ по ремонту подъездов требованиям Госпрограммы проверяющими органами не выявлено.

Согласно ст. 15.14 КоАП гласит: нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично
целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в
направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы
Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с п.1.1 Соглашения № 129С-РП/2018 между главным
распорядителем средств бюджета Московской области и администрацией муниципального образования Московской области, субсидия предоставляется на ремонт подъездов в многоквартирных домах в соответствии с перечнем мероприятий согласно Приложению № 1 к Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения). Данное
Приложение носит название ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, в целях
софинансирования которых предоставляется субсидия и в графе наименование мероприятия стоит один пункт - предоставление субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на ремонт подъездов в многоквартирных домах.

Таким образом, Заместитель Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1, по мнению представителя, не нарушил закон РФ, а действовал строго согласно Методическим рекомендациям «Стандартам ремонта подъездов в МКД», которые носят обязательный характер.

Кроме того, не доказано, когда именно были возмещены затраты на ремонт подъездов по адресу: <адрес> (до, или после назначения ФИО1 на должность). Суду предоставлена формулировка «...в 2018 г».

Согласно п.1 ст. 1.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: «Лицо подлежит административной ответственности только за те
административные правонарушения, в отношении которых установлена его
вина».

Кроме того, в действиях ФИО1 отсутствуют признаки общественной опасности, деяние не причиняет и не создает угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым административным законом. Действия Заместитель Главы администрации городского округа Фрязино ФИО1 не были направлены на обогащение и извлечение материальных благ, а также нецелевое расходование бюджетных средств.

Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Анализируя исследованные материалы дела в совокупности с объяснениями участников процесса, судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении №03 от 19.04.2019 года вынесен должностным лицом без всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств по делу, при производстве по делу допущены вышеуказанные процессуальные нарушения, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, не имеется сведений, когда именно были возмещены затраты на ремонт подъездов по адресу<адрес>до, или после назначения ФИО1 на должность). Суду предоставлена формулировка «...в 2018 г».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что протокол №03 от 18.04.2019 следует возвратить на доработку и, учитывая, что срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности составляет 1 года с момента совершения административного правонарушения, то дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно суду рассмотреть дело.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ суд,

Определил:

Возвратить Протокол №03 от 18.04.2019 года, вынесенный председателем Контрольно- счетной палаты г.о. Фрязино ФИО2, согласно которому Глава административного округа Фрязино ФИО1, привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, другие материалы дела в Контрольно счетную палату г/о Фрязино, в связи с неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела в суде

Определение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток.

Судья: Петрова Е.Ю.