ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2018 года г. Тула
Судья Центрального районного суда г. Тулы Ковальчук Л.Н.,
изучив в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «МОДЕРН» ФИО1,
установил:
из протокола об административном правонарушении и иных материалов дела следует, что дата в 13 часов 37 минут на обочине дороги по <адрес> агент ООО «Модерн» ФИО2, в рамках агентского договора, без специального разрешения (лицензии) осуществил сбор аккумулятора автомобильного свинцового марки «Тюменский медведь» 62An540А, являющегося в соответствии с приказом Росприроднадзора от * отходом II-III класса опасности.
ФИО2 представлен агентский договор, заключенный между ним и ООО «МОДЕРН», которое, как установлено административным органом не имеет лицензии на сбор, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, что является нарушением юридическим лицом п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Протокол составлен в отношении генерального директора ООО «МОДЕРН» ФИО1, допустившего осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такие разрешение (лицензия) обязательна, и его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Изучив в порядке подготовки к рассмотрению дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении генерального директора ООО «МОДЕРН» ФИО1, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Согласно пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287 (далее - Положение), установлены лицензионные требования, необходимые для получения лицензии и осуществления лицензируемого вида деятельности.
В силу пп. "а" п. 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя работы по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов.
В п. 4 Положения под заготовкой понимается приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Предметом агентского договора является совершение агентом юридических и фактических действий от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
При этом, согласно правилам статьи 1006 ГК РФ предусмотрено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для квалификации действий ФИО1 по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ послужили выводы административного органа об осуществлении ООО «МОДЕРН» деятельности по заготовке и хранению лома цветных металлов на основании представленного лицом, фактически осуществляющим деятельность по обороту цветных металлов ФИО2 агентского договора с ООО «МОДЕРН».
Из копии договора, имеющего неоговоренные исправления в дате его заключения (дата), следует, что договор предусматривает обязанность агента (п.2 Договора): представлять принципалу отчет о выполненной работе в виде Квитанции, которая является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение № 1 к Договору); осуществлять подписание всех актов, иных документов, предусмотренных договором. Правом агента (п. 2.2 Договора) является своевременное получение Вознаграждение на условиях, предусмотренных Договором. Сумма вознаграждения за услуги, оказанные в соответствии с п. 1.1, предусмотрена п. 3.1 Договора и составляет <данные изъяты> в месяц. Предметом договора яляется, в том числе, передать в установленные договором сроки собранное Агентом имущество для дальнейшего восстановления и сдачи в торговую сеть, предоставить отчет и получить вознаграждение в соответствии с выполненными обязательствами и условиями Договора (п.1.1 Договора). При этом, предметом договора не является сбор аккумуляторов, потерявших потребительские свойства – отработанные аккумуляторные батареи, поскольку из п.1.1 Договора следует, что агент осуществляет прием и сбор автомобильных аккумуляторов в неисправном состоянии, но не имеющих признаков предельного состояния по критериям «вспученности» и утраты герметичности аккумулятора.
Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
Документов, подтверждающих заключение и исполнение указанного договора ФИО2 не представлено, указанный вопрос, в том числе, соответствие договора требованиям ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ, при проведении административного расследования, не исследовался.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из представленных материалов дела следует, что заключение указанного агентского договора лицом, фактически осуществляющим деятельность по заготовке и хранению лома цветных металлов – ФИО2, административным органом фактически не проверялось. В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ООО «МОДЕРН» предпринимательской деятельности, связанной со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I - IV классов опасности. Представленный в материалы дела агентский договор содержит неоговоренные исправления в части даты его заключения, и иных доказательств того, что ООО «МОДЕРН» является стороной представленного ФИО2 договора, ведет деятельность по заготовке и хранению лома цветных металлов, в материалы дела об административном правонарушении не представлено. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполноте представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Составление протокола в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не может являться существенным нарушением процессуальных требований только в случае, если лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Копия протокола об административном правонарушении в соответствии с правилами ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Сведений о направлении копии протокола лицу, в отношении которого он составлен, материалы дела об административном правонарушении не содержат, в материалах дела имеется уведомление ФИО1 о составлении протокола об административном правонарушении, что не может быть признано направлением протокола.
Нарушение указанных положений законодательства является существенным процессуальным нарушением, поскольку нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту, гарантированное ему ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Меры обеспечения по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не избиралась, срок, предусмотренный ст. 4.5 КОАП РФ по настоящему делу не истек.
Указанные обстоятельства позволяют юрисдикицонному органу устранить недостатки по делу об административном правонарушении, при возврате протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол в соответствии с правилами п.4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. п.4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья Центрального районного суда города Тулы
определил:
возвратить в Отдел полиции «Центральный» Управления МВД России по городу Туле протокол об административном правонарушении № * и другие материалы дела по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленные в отношении генерального директора ООО «МОДЕРН» ФИО1 в связи с неправильного составления протокола и оформления других материалов дела и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Судья: