ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 5-78/2021 от 13.12.2021 Сараевского районного суда (Рязанская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Федеральныйсудья Сараевского районного суда Рязанской области Ширшова Н.В., проверив материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ВРН,

У С Т А Н О В И Л А:

В Сараевский районный суд Рязанской области поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ВРН.

Проверив материалы указанного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статья 23.1 КоАП РФ определяет общие нормы подведомственности судам дел об административных правонарушениях.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела.

При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее:

судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы (абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что 07 декабря 2021 года государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МОМВД России «Сараевский» Мотиным А.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – ВРН по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, из которого следует, что ВРН, являясь должностным лицом – мастером строительных и монтажных работ Александро-Невского участка по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог Ряжского ДРСУ филиала АО «Рязаньавтодор», ответственным за производство строительно-монтажных работ на ремонтном участке автодороги с 0 км + 062 метров до 2 км + 880 метров 61 ОП РЗ 61К-040 «Ухолово – Дегтяные борки – граница района» Ухоловского района Рязанской области, на основании приказа Ряжского ДРСУ филиала АО «Рязаньавтодор» №267 от 01 ноября 2021 года, не выполнил требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дороги по вышеуказанному адресу, а именно: в соответствии со схемой организации дорожного движения в месте производства дорожных работ, отсутствуют средства организации дорожного движения: временные дорожные знаки, конусы, направляющие (ограждающие) устройства, в нарушение п. 13, п. 14 ОП по ДТС ПДД РФ, ОДМ 218.6.019.2016, ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.

Определением начальника ОГИБДД МОМВД России «Сараевский» административное дело в отношении должностного лица – ВРН по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ передано для рассмотрения в Сараевский районный суд Рязанской области, поскольку по делу вынесено постановление о проведении административного расследования в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов только в случае, если производство по ним осуществлялось в форме административного расследования. В остальных случаях дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ).

Согласно положениям ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Так, из представленных материалов следует, что административное правонарушение было обнаружено 09 ноября 2021 года, этим же числом 09 ноября 2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого 10 ноября 2021 года у ОАО «Рязаньавтодор» истребованы копии устава, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица ОАО «Рязаньавтодор», выписка из ЕГРЮЛ, реквизиты юридического лица, контракт на выполнение подрядных работ по ремонту вышеуказанного участка автодороги, схема организации дорожного движения в месте производства дорожных работ, сведения об исполнителе производства дорожных работ, положение о филиале Ряжского ДРСУ, сведения о должностном лице, ответственном за производство работ на вышеуказанном участке автодороги: приказ о назначении на должность, приказ о назначении ответственного лица, закрепленного за данным участком, его должностная инструкция и трудовой договор. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. Указанные сведения были получены ОГИБДД МОМВД России «Сараевский» 12 ноября 2021 года. После чего, с учетом времени извещения, 07 декабря 2021 года отобраны объяснения у должностного лица – ВРН и составлен протокол об административном правонарушении.

То есть, из всех перечисленных выше действий видно, что после возбуждения дела сделан один запрос учредительных документов АО «Рязаньавтодор», и сведения о должностном лице, привлекаемом к административной ответственности, от 10 ноября 2021 года, на который 12 ноября 2021 года получен ответ. 07 декабря 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, совершенном должностным лицом.

Остальное время, в промежутке между указанным запросом и составлением протокола, органами МВД в рамках административного расследования никак не использовалось.

После вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09 ноября 2021 года можно сделать вывод о том, что фактически административное расследование не проводилось, само по себе вынесение определения о проведении административного расследования не свидетельствует о том, что данное расследование имеет место.

Таким образом, все вышеперечисленные действия свидетельствуют о том, что административное расследование, представляющее собой комплекс процессуальных действий, требующих значительного времени, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности по делу фактически не проводилось.

Установление вышеуказанных данных не требовало длительных временных затрат и не представляло большой сложности при сборе данных документов (только один запрос), имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют и не подтверждают факт проведения по делу административного расследования.

Иных процессуальных документов, свидетельствующих о проведении процессуальных действий, представляющих какую-либо сложность или требующих объективных значительных временных затрат, в материалах дела не имеется.

Кроме того, санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ не предусматривает наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части первой статьи 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

То есть, из материалов дела видно, что административное правонарушение по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ является длящимся и объективная сторона его выражается в бездействии. Правонарушение, согласно протоколу совершено в Ухоловском районе Рязанской области.

Исходя из вышеприведенных норм права, рассмотрение данного дела об административном правонарушении подведомственно мировому судье по месту совершения правонарушения в соответствии с требованиями КоАП РФ. Таким образом, данный материал подлежит направлению по подведомственности мировому судье судебного участка № 46 судебного района Ухоловского районного суда Рязанской области на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент направления дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛА:

Материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ВРН № 5-78/2021 направить по подведомственности мировому судье судебного участка №46 судебного района Ухоловского районного суда Рязанской области.

Судья – подпись

Копия верна: Судья Сараевского

районного суда Н.В. Ширшова