ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 580017-01-2019-000254-41 от 17.01.2019 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

Дело №2а-216/2019

УИД №58RS0017-01-2019-000254-41

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2019 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

при секретаре Мишаниной И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Пензенской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени.

В обоснование требований административным истцом указывается, что налогоплательщик ФИО2 имеет в собственности земельные участки.

На основании ст.23 НК РФ, налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги. Согласно расчету земельный налог по ФИО2 составляет 2244 руб..

ФИО2, получив налоговое уведомление №54096985 от 21.09.2017 об уплате земельного налога за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 в сумме 1122 руб., обязанность по уплате земельного налога не исполнила (отправлено по почте 03.10.2017).

ФИО2, получив налоговое уведомление №81342149 от 13.09.2016 об уплате земельного налога за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 в сумме 1122 руб., обязанность по уплате земельного налога не исполнила (отправлено по почте 21.09.2016).

13.08.2018 был уменьшен размер земельного налога на 281 руб.

В соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2017 по 26.02.2018 в сумме 25,38 руб., были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2016 по 19.12.2016 в сумме 6,73 руб. и за период с 04.12.2015 по 08.08.2017 в сумме 771,31 руб..

ФИО2 было направлено требование №3204 об уплате земельного налога за 2016 год и пени с требованием оплатить задолженность до 17.04.2018 (отправлено по почте 02.03.2018).

ФИО2 было направлено требование №4887 об уплате земельного налога за 2015 год и пени с требованием оплатить задолженность до 07.02.2017 (отправлено по почте 28.12.2016).

ФИО2 было направлено требование №7721 от 23.11.2017 года об уплате пени по земельному налогу в общей сумме 771,31 руб. с требованием оплатить задолженность до 17.01.2017 (отправлено по почте 30.11.2017).

На основании сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ Управлением ГИБДД УМВД России по Пензенской области, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Пензенской области установлено, что за физическим лицом – ФИО2 зарегистрированы транспортные средства, которые, согласно ст.358 НК РФ, являются объектом налогообложения.

В связи с неуплатой начисленного транспортного налога в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 721,11 руб. (требование №7721 от 23.11.2017).

ФИО2 было направлено требование №7721 от 23.11.2017 об уплате пени по транспортному налогу в общей сумме 721,11 руб. с требованием оплатить задолженность до 17.01.2017 (отправлено по почте 30.11.2017).

Указанные выше требования в добровольном порядке не были исполнены и налоговым органом было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 в адрес мирового судьи судебного участка №1 Кузнецкого района Пензенской области для вынесения судебного приказа.

01.08.2018 мировым судьей судебного участка №1 Кузнецкого района Пензенской области вынесено определение об отмене судебного приказа по делу №2а-812/2018 от 11.07.2018.

Задолженность налогоплательщиком до настоящего времени не погашена.

Ссылаясь на ст.ст.31, 45, 48 НК РФ, ст. 1, 2 решения Собрания представителей г.Кузнецка от 19.10.2010 №109-28/5 (ред. от 21.12.2017) «Об установлении земельного налога», Закон Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» №397-ЗПО от 18.09.2002, ст.ст. 124-126, 286, 287, 290 КАС РФ, просит взыскать с ФИО2 задолженность в размере 3470,48 руб. из которых: 678,95 руб. – недоимка по пени по транспортному налогу; 1963 руб. – недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских округов; 796,29 руб. – недоимка по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских округов; 32,24 руб. – недоимка по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских поселений.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании поддержала административное исковое заявление и просила взыскать с ФИО2 задолженность в размере 3470,48 руб. из которых: 678,95 руб. – недоимка по пени по транспортному налогу; 1963 руб. – недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских округов; 796,29 руб. – недоимка по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских округов; 32,24 руб. – недоимка по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских поселений, пояснив суду, что административный ответчик решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2018 года признана банкротом. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 5 марта 2019 требования МИФНС №1 по Пензенской области о задолженности ФИО2 по налогам и сборам по состоянию на 14.09.2018 года были включены в реестр требований кредиторов, в том числе и по заявленным в рассматриваемым в данном административном деле требованиям. В настоящий момент завершена реализация имущества ФИО2

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и своевременно, представила заявление, в котором указала, что в отношении нее введена процедура банкротства и требования кредиторов заявляются в рамках указанного дела №А49-8524/2018, в связи с чем, просила производство по данному административному исковому заявлению прекратить.

Суд, изучив материалы административного дела и проверив на официальном сайте Арбитражного суда Пензенской области (www.penza.arbit.ru) предоставленные административным ответчиком сведения о наличии в арбитражном суде дела № А49-8524/2018 в отношении ФИО2 о признании её банкротом, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в частности, уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).

В силу положений п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 9 и 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим кодексом, в том числе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административным истцом Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области заявлены требования к ФИО2 о взыскании задолженности в размере 3470,48 руб. из которых: 678,95 руб. – недоимка по пени по транспортному налогу; 1963 руб. – недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских округов; 796,29 руб. – недоимка по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских округов; 32,24 руб. – недоимка по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенных в границах городских поселений.

Между тем, судом установлено, что решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2018 по делу № А49-8524/2018 должник ФИО2 признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1, член Ассоциации «<данные изъяты>».

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 05.03.2019 требование уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Управления ФНС России по Пензенской области в сумме 7797,06 руб. основного долга признано установленным и подлежащим включению во вторую очередь реестра требований кредиторов ФИО2; требование уполномоченного органа Федеральной налоговой службы в лице Управления ФНС России по Пензенской области в сумме 34237,88 руб., из которых 14023,96 руб. – основной долг, 20213,92 руб. – пени, признаны установленными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ФИО2; требование уполномоченного органа в сумме 20213,92 руб. – пени учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности, для целей голосования не учитываются.

Требования Управления ФНС России по Пензенской области, указанные в вышеназванном определении включают в себя также задолженность административного ответчика по транспортному, земельному налогам, а также пени, заявленные в рамках рассматриваемого судом административного дела. Данное обстоятельство подтверждается справкой МИФНС №1 по Пензенской области №456 от 14.09.2018 года о наличии у ФИО2 задолженности по обязательным платежам перед Российской Федерацией по состоянию на 14.09.2018 года и не оспорено сторонами по делу.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 18.04.2019 завершена процедура реализации имущества должника в отношении ФИО2 с 18.04.2019; прекращены полномочия финансового управляющего ФИО1 с 18.04.2019; ФИО2 освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.

Специфика дел по искам налоговых органов к гражданам, признанным решениями арбитражных судов несостоятельными (банкротами), о взыскании недоимок по налогам обусловлена регулированием данных правоотношений Федеральным законом от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

В соответствии с ч. 1 ст. 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 7 ст. 213.25Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают, в частности, следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Исходя из положений ст.ст. 2 и 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с п. 8 указанного Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее: в силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Налоговым периодом в соответствии с ч. 1 ст. 360 НК РФ признается календарный год.

Соответственно, применительно к указанным положениям закона и их разъяснениям, датой возникновения обязанности у административного ответчика ФИО2 по уплате налогов, заявленных в рамках рассматриваемого дела за 2015 год является дата окончания налогового периода по такому налогу, то есть 31.12.2015, а за 2016 год соответственно датой окончания налогового периода является 31.12.2016.

Заявление о признании административного ответчика банкротом рассмотрено Арбитражным судом Пензенской области 18.10.2018, с 18.04.2019 завершена процедура реализации имущества должника в отношении ФИО2.

Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что дата возникновения у административного ответчика ФИО2 обязанности по уплате земельного и транспортного налога 2015 и 2016 годы относится к периоду возникновения у него реестровой задолженности, образованной до возбуждения производства по делу о банкротстве. В связи чем, задолженность ФИО2 по уплате налогов за 2015 и 2016 годы в заявленном административным истцом размере 3470,48 руб., является реестровой задолженностью и не относится к текущим платежам.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данное административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу и пени не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Поскольку решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2018 ФИО2 была признана несостоятельной (банкротом) и в отношении нее была введена процедура реализации имущества, 05.03.2019 удовлетворено требование уполномоченного органа ФНС и включены в реестр требований кредиторов ФИО2, в связи с чем заявленные административные исковые требования в силу Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а подлежат рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве.

В связи с изложенным, суд прекращает производство по административному делу по такому административному исковому заявлению.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194, 195, 198-199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Пензенской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогу, пени, прекратить, разъяснив административному истцу, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области.

Судья: подпись