УИД 59RS0001-01-2022-003127-53
Дело № 72-800/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 11 августа 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению жалобу защитника администрации г. Перми - Костроминой Натальи Викторовны на постановление заместителя начальника отдела-начальника отделения надзорной и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2022 г., решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 19 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Перми,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела-начальника отделения надзорной и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2022 г. администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 151000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 19 июля 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Защитник Администрации г. Перми Костромина Н.В. обратилась в Пермский краевой суд с жалобой на указанные постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда.
Частью 1 статьи 30.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 72, 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный КоАП РФ, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1, частей 1 и 2 статьи 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 КоАП РФ, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2, 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При подаче жалобы на решение, состоявшееся по результатам обжалования постановления по делу об административном правонарушении, лицо, действующее в качестве защитника, обязано подтвердить наличие у него соответствующих полномочий. При отсутствии оформленной в надлежащем порядке доверенности на представление интересов лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, решение по жалобе на это постановление, жалоба на указанное выше решение подлежит возвращению защитнику.
При подаче жалобы на постановление судьи районного суда защитником Костроминой Н.В. представлена копия доверенности от 11 июля 2022 г., в соответствии с которой она наделена полномочиями на представительство интересов администрации г. Перми в суде общей юрисдикции со всеми правами, предоставленными Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу, административному ответчику, заинтересованному лицу в судебном процессе по административным делам и в исполнительном производстве по административным делам, в том числе с правом подписания административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачи административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление в суд, предъявления встречного административного иска, подписания и предъявления заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску либо замене мер предварительной защиты по административному иску, с правом полного или частичного отказа от административного иска или признания иска, изменения предмета или основания административного иска, заключения соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела, обжалования судебного акта, в том числе подписания апелляционных и кассационных жалоб, подписания заявления о пересмотре судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, предъявлении исполнительного документа к взысканию (л.д. 38).
Объем полномочий, которыми упомянутой доверенностью наделена защитник Костромина Н.В., не дает ей право на представление интересов администрации г. Перми при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в которых администрация г. Перми является лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Таким образом, жалоба защитника Костроминой Н.В. подлежит возврату без рассмотрения по существу, поскольку право указанного лица на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на такое постановление в указанной доверенности не оговорено.
Одновременно разъясняется, что защитник не лишен возможности защитить права привлекаемого юридического лица в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда с соблюдением установленного процессуального порядка обжалования в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 25.5, 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
о п р е д е л и л:
возвратить жалобу защитника Администрации г. Перми Костроминой Натальи Викторовны на постановление заместителя начальника отдела-начальника отделения надзорной и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 17 мая 2022 г., решение судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 19 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Перми без рассмотрения по существу.
Дело об административном правонарушении возвратить в Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья: подпись.