ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 77-356/2015 от 25.02.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья А.В. Никитина Дело № 77-356/2015ОПРЕДЕЛЕНИЕ    25 февраля 2015 года город Казань

 Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.Р. Фатхутдинов при секретаре судебного заседания Э.М. Гилязетдиновой рассмотрел жалобу А.Ф. Горбунова (далее – заявитель) на решение судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП Российской Федерации), в отношении заявителя.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением исполняющего обязанности Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Аксубаевского района Республики Татарстан от 12 сентября 2014 года руководитель Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан А.Ф. Горбунов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

 Решением судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

 В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан заявитель просит решение судьи районного отменить.

 Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов заявителя свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

 Согласно части 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, -

 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

 В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

 Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

 Из материалов дела об административном правонарушении следует, что <дата> в ходе обследования земель Аксубаевского района Республики Татарстан Федеральной службой Государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) выявлено, что на земельном участке, расположенном в <адрес>, с кадастровым номером ...., которая относится к землям сельскохозяйственного назначения, осуществлена разработка общераспространенных полезных ископаемых неустановленными лицами, а именно песка, на площади 0,25 гектар. В результате данных действий земли сельскохозяйственного назначения, площадью 0,25 гектар, приведены в непригодное для использования состояние. Установлено, что указанный земельный участок находится в государственной собственности, то есть в распоряжении Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.

 Согласно Положению об Исполнительном комитете Аксубаевского муниципального района, утвержденному решением Совета Аксубаевского муниципального района № 78 от 8 декабря 2011 года, Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района является органом местного самоуправления муниципального образования Аксубаевский муниципальный район Республики Татарстан, который осуществляет исполнительно-распорядительные функции.

 Решением Совета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан № 164 от 27 мая 2013 года руководителем Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан назначен ФИО1.

 В силу статьи 2.4 КоАП Российской Федерации, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

 Из материалов дела следует, что должностным лицом, ответственным за допущенное нарушение, является руководитель Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
ФИО1.

 Вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации подтверждается: протоколом об административном правонарушении; фототаблицей; решением заместителя Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан от 14 августа 2014 года; положением об Исполнительном комитете Аксубаевского муниципального района; представлением прокурора района об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; решением Совета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан от 8 декабря 2011 года; положением о Палате имущественных и земельных отношений Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан; решением Совета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан № 164 от 27 мая 2013 года, а также другими доказательствами, которые были оценены судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации.

 Административное наказание заявителю назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации.

 Доводы жалобы заявителя о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации, являются несостоятельными.

 Ответственность по части 2 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

 Как усматривается из дела об административном правонарушении, <данные изъяты> в ходе обследования земель установлено, что в результате разработки общераспространенных полезных ископаемых неустановленными лицами, а именно песка, земельный участок, расположенный в <адрес>, с кадастровым номером ...., на площади 0,25 гектар, приведен в непригодное для использования состояние. Указанный земельный участок, находящийся в государственной собственности, относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, и находится в распоряжении Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.

 В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

 В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

 Из анализа указанной нормы следует, что органы местного самоуправления, в данном случае Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, несет ответственность за ненадлежащее исполнение, возложенных на него полномочий по использованию и охране земель, а именно, за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Передача функций по управлению, владению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе землей, Палате имущественных и земельных отношений Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, не исключает ответственности Исполнительного комитета муниципального образования Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан за неисполнение вышеуказанных обязанностей.

 Согласно пункту 4.5 Положения об Исполнительном комитете Аксубаевского муниципального района, утвержденному решением Совета Аксубаевского муниципального района № 78 от 8 декабря 2011 года, руководитель исполнительного комитета несет ответственность за выполнение возложенных на исполнительный комитет задач и осуществление своих функций.

 Таким образом, привлечение ФИО1, являющегося должностным лицом, к административной ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по использованию и охране земель Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, а именно, по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, следует признать обоснованным и законным.

 Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения судьи районного суда, при рассмотрении жалобы не допущено.

 Решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

 Вместе с тем в тексте решения судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан допущены описки, а именно, вместо «ФИО1» указано «А.В. Горбунов», которые должны быть устранены судьей, вынесшим данное решение, в соответствии со статьей 29.12.1 КоАП Российской Федерации. При этом указанные описки не влекут каких-либо правовых последствий и не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП Российской Федерации,

 ОПРЕДЕЛИЛ:

 решение судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 19 января 2015 года по данному делу оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Судья Р.Р. Фатхутдинов