Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д
О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №88-1009/2022
УИД 29RS0018-01-2021-000389-49
Санкт-Петербург 26 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Лепской К.И., Смирновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определении судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 09 сентября 2021 года по делу №2-1116/2021 по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области»,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения лиц участвующих в деле: представителя ответчика ФИО4 – действующей на основании доверенности от 10 ноября 2021 года №300,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» с 3 ноября 2020 г.
В обоснование требований указал, что с 4 февраля 2015 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости. 3 ноября 2020 г. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области». Решением ответчика № 10-3/5516 от 5 ноября 2020 г. в удовлетворении заявления отказано. Причиной явилось то, что он не подходит под условия п.3 ст.1 Областного Закона «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан» от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03. Разъяснено, что он имеет право обратиться в отделение социальной защиты по своему месту жительства по вопросу присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» при наличии страхового стажа 40 лет и справки об отсутствии судимости. С указанным решением он не согласился.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 мая 2021 года исковые требования ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» удовлетворены.
За ФИО1 признано право на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» с 3 ноября 2020 г.
С Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в пользу ФИО1 взыскана 300 рублей в возврат государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 09 сентября 2021 года решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 мая 2021 года отменено, по делу принято новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области», отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерного судебного акта.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представил возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебного постановления и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, являющийся членом совета Архангельской региональной общественной организации «Устьянское землячество», распоряжением председателя Архангельского областного собрания депутатов от 11 февраля 2020 г. № 25пг награжден почетной грамотой Архангельского областного собрания депутатов за активную жизненную позицию, личный вклад в развитие общественного самоуправления на территории Архангельской области и в связи с юбилейным днём рождения.
30 ноября 2020 г. истец обратился в территориальный орган ГКУ АО «АОЦСЗН» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области».
Решением № 10-3/5516 от 5 ноября 2020 г. в удовлетворении заявлена отказано, с указанием на то, что по представленным документам страховой стаж ФИО1 на 31 декабря 2019 г. составил 36 лет 8 месяцев 18 дней, в связи с чем истец не подходит под условия п. 3 ст. 1 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан». Разъяснено, что ФИО1 имеет право обратиться в отделение социальной защиты по своему месту жительства по вопросу присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» при наличии страхового стажа 40 лет и справки об отсутствии судимости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции со ссылкой на положения Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан», Закона Архангельской области от 23 сентября 2008 г. № 567-29-03 «О наградах в Архангельской области», Порядка присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области», утвержденного Постановлением администрации Архангельской области от 7 октября 2008 г. № 222 - па/35, утратившего силу 27 февраля 2014 г., а также ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к выводу, что на день обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» 3 ноября 2020 г. у Кокорина Н.П. имелся необходимый трудовой (страховой) стаж не менее 40 календарных лет, в связи с чем он, как награжденный наградой Архангельского областного Собрания депутатов и не имеющий неснятой и непогашенной судимости, имеет право на присвоение такого звания.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что по сведениям пенсионного органа на момент установления истцу досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии, составила 35 лет 8 месяцев 23 дня (с учетом периодов деятельности по ДД.ММ.ГГГГ), а учитывая, что после назначения пенсии он продолжил трудовую деятельность с уплатой за периоды работы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что отражено в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, на день обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» 3 ноября 2020 г. у ФИО1 суммированный трудовой (страховой) стаж составил более 40 календарных лет.
Вместе с тем, судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
В силу п. 2 ст. 10, ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В Архангельской области присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» и предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда Архангельской области регулируется Законом Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан» (далее - Закон Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 звание «Ветеран труда Архангельской области» является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд.
Звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается гражданам, не имеющим права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пп. 1 п. 3, п. 4 ст. 1 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается, в том числе гражданам, имеющим суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 календарных лет для мужчин и не менее 35 календарных лет для женщин, награжденным наградами Архангельской области, наградами Архангельского областного Собрания депутатов, наградами Губернатора Архангельской области (наградами администрации Архангельской области и главы администрации Архангельской области), отраслевыми званиями и знаками отличия Архангельской области, а также региональной общественной наградой «Достояние Севера» и не имеющим неснятую и непогашенную судимость.
Звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается гражданам, проживающим на территории Архангельской области, при условии, что не менее 20 лет страхового стажа, учитываемого для назначения страховой пенсии по старости, для мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев указанного страхового стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Архангельской области.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51- 12-03 установлено, что порядок присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» утверждается постановлением Правительства Архангельской области.
Суд первой инстанции необоснованно при разрешении спора руководствовался положениями Порядка присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области», утвержденного Постановлением администрации Архангельской области от 7 октября 2008 г. № 222 - па/35, утратившего силу 27 февраля 2014 г. и уже не действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 Постановлением Правительства Архангельской области от 11 февраля 2014 г. № 42-пп утвержден Порядок присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области», действующий в период спорных правоотношений (далее - Порядок).
На основании п. 4 названного Порядка звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается распоряжением Губернатора Архангельской области о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» (далее - распоряжение Губернатора), на основании которого лицам, которым присвоено звание «Ветеран труда Архангельской области», выдается удостоверение ветерана труда Архангельской области (далее - удостоверение).
При этом граждане, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, дополнительно к заявлению и документам, предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка, прилагают:
1) документы, подтверждающие суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 календарных лет для мужчин и не менее 35 календарных лет для женщин, - справки о страховом стаже;
2) копию документа о награждении наградами Архангельской области, наградами Архангельского областного Собрания депутатов, наградами Губернатора Архангельской области (наградами администрации Архангельской области и главы администрации Архангельской области), отраслевыми званиями и знаками отличия Архангельской области, региональной общественной наградой "Достояние Севера";
3) справку об отсутствии неснятой и (или) непогашенной судимости (п. 7 Порядка).
При соответствии документов, представленных гражданином, претендующим на присвоение звания, требованиям настоящего Порядка, учреждение социальной защиты населения не позднее 15 календарных дней со дня принятия такого решения, указанного в подпункте 1 пункта 20 настоящего Порядка, включает сведения о гражданине, претендующем на присвоение звания, в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области», и направляет его в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, которое осуществляет подготовку проекта распоряжения Губернатора о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области», что следует из п. 23 и п. 24 Порядка.
Основанием для отказа ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» послужила недостаточность по представленным документам требуемого страхового стажа, который на 31 декабря 2019 г. составил 36 лет 8 месяцев 18 дней, в связи с чем истец не соответствует условиям п. 3 ст. 1 Закона Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан». При этом в страховой стаж, требуемый для присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области», органом социальной защиты населения исключены периоды обучения истца в Архангельском лесотехническом институте.
Из материалов дела следует, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 4 февраля 2015 г.
При обращении в территориальный орган ГКУ АО «АОЦСЗН» истцом была представлена справка ГУ-УПФ РФ в г.Архангельске от 21 октября 2020 г., согласно которой на момент установления истцу досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии, составила 35 лет 8 месяцев 23 дня (с учетом периодов деятельности по 30 сентября 2014 г.).
Вместе с тем, при определении количества страхового стажа истца в его общий трудовой стаж на основании ранее действовавшего законодательства пенсионным органом для определения права на страховую пенсию по старости учтены периоды его обучения в Архангельском лесотехническом институте (с 1 сентября 1978 г. по 16 июля 1979 г., с 9 сентября 1979 г. по 1 июля 1980 г., с 26 августа 1980 г. по 14 октября 1982 г., с 4 января 1983 г. по 16 июня 1983 г.).
При этом сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 31 декабря 2014 г. указанные периоды обучения не содержат, и продолжительность периодов работы, иных периодов составила 31 год 8 месяцев 18 дней.
В данном случае спорные правоотношения вытекают не из пенсионных, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, которые регулируются специальным законодательством; положения пенсионного законодательства на спорные отношения не распространяются.
Вместе с тем, вышеприведенными нормами специального законодательства по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, предусмотрено, что суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, необходимая для присвоения звания «Ветеран труда <адрес>», определяется путем подсчета периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (то есть застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, в которые работник, не будучи рабочим или служащим, подлежит обязательному пенсионному страхованию, перечислены в ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Также ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
Однако периоды обучения в высших учебных заведениях для включения их в страховой стаж в данных нормах не указаны. Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов обучения в высших учебных заведениях.
Периоды обучения истца в Архангельском лесотехническом институте учтены пенсионным органом исключительно в целях определения страхового стажа, как учеба, учитываемая в общем трудовом стаже на основании ранее действовавшего законодательства, то есть в рамках иных, пенсионных правоотношений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с выводом суда первой инстанции о наличие у истца суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости с учетом периодов обучения истца в Архангельском лесотехническом институте (при продолжении трудовой деятельности после назначения пенсии) на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда Архангельской области» в количестве не менее 40 календарных лет и возникновения у него права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области».
При подсчете страхового стажа, учитываемого при назначении досрочной страховой пенсии по старости (при продолжении трудовой деятельности после назначения пенсии) на момент обращения за присвоением звания «Ветеран труда Архангельской области» без учета вышеуказанных периодов обучения истца в Архангельском лесотехническом институте, такой стаж составит менее требуемых Законом Архангельской области от 12 ноября 1997 г. № 51-12-03 40 календарных лет.
Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда Архангельской области» у него отсутствовала установленная Законом Архангельской области № 51-12-03 суммарная продолжительность такого стажа, органом социальной защиты населения обоснованно отказано в удовлетворении его заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика не допущено нарушений норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта основаны на неправильном применении норм действующего законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворения иска и для отказа в удовлетворения требований истца.
Предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 09 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.