ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-10248/2021 от 05.07.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-10248/2021

Дело № 88-12866/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

5 июля 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Иванова А.В.,

судей Штырлиной М.Ю., Колесникова С.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс», кассационную жалобу акционерного общества «Энергосбыт Плюс» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 марта 2021 г. по гражданскому делу № 2-1440/2020 по иску ФИО1 к АО ПТС о защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг.

Заслушав доклад судьи Штырлиной М.Ю., пояснения ФИО1, представителя ПАО «Т Плюс» ФИО2, действующей на основании от ДД.ММ.ГГГГ представителя АО «Энергосбыт Плюс» ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя ЕИРЦ «Квартплата 24» ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику АО «ПТС» (с 1 февраля 2021г. - ПАО «Т Плюс») о защите прав потребителей в сфере коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГг. ответчик, являющийся единой теплоснабжающей организацией в г.о. Самара, осуществляет прямое ресурсоснабжение и оказывает коммунальные услуги, поставляя коммунальный ресурс теплоснабжения и горячее водоснабжение (ГВС) потребителям жилого дома по <адрес>, где проживает истец.

В договоре теплоснабжения, а также путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом ответчиком в нарушение пп. "п" п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 не предоставлена информация об исполнителе и реализуемых им коммунальных услугах, установленные законодательством РФ параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров.

С декабря 2019г. ответчик разорвал договоры с платежными агентами, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Сбербанк и Почта России отказались принимать у истца оплату коммунальных услуг АО «ПТС» за январь 2020 г наличными денежными средствами без комиссии, мотивируя тем, что они с 2020г. не являются платежными агентами ответчика. Сам ответчик также отказался принять у истца наличные денежные средства по оплате коммунальных услуг на основании счета АО «ПТС» за январь 2020 г.

По мнению истца указанные действия АО «ПТС» нарушают право истца по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами непосредственно исполнителю АО «ПТС».

ДД.ММ.ГГГГ ответчику подана претензия о нарушении им обязанности исполнителя в части нарушения установленного законом порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно исполнителю либо действующему по его поручения платежному агенту или банковскому платежному агенту, которая ответчиком не удовлетворена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнения иска, просил суд пресечь и прекратить заведомо неправомерные и противоправные действия АО «ПТС»; установить факт нарушения прав истца - материальное благо как потребителя-собственника жилого помещения - квартиры , дома <адрес>, предоставленное подпунктами «а» и «г» пунктов 65 и 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 и части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и защитить его нарушенное неимущественное право - материальное благо как потребителя; понудить и обязать ответчика АО «ПТС» предоставить истцу путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию: об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах (показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопления, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров; понудить и обязать АО «ПТС» обеспечить принятие от истца ежемесячной платы за коммунальные услуги ГВС и отопление путем внесения наличных денежных средств непосредственно ресурсоснабжающей организации - АО «ПТС», расположенной по адресу: <адрес>, с выдачей соответствующих кассовых документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств потребителя перед ресурсоснабжающей организацией в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС»; пресечь и прекратить противодействие АО «ПТС» проводимой государственной политики Президента РФ, направленной на повышение материального благополучия российских граждан, в том числе миллионам самарчан; взыскать с АО «ПТС» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.

Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Энергосбыт плюс», ООО «ЕИРЦ «Квартплата 24» и ООО УК «Равновесие».

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 29 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 марта 2021 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Судом постановлено установить факт нарушения прав – материальное благо потребителя – собственника жилого помещения квартиры , <адрес> ФИО1, предоставленное подпунктами а) и г) пунктов 65 и 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 и ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Обязать АО «ПТС», как единую теплоснабжающую организацию и ресурсоснабжающую организацию предоставить потребителю - собственнику жилого помещения квартиры , <адрес> ФИО1 путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию: об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ - параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров.

Обязать АО «ПТС», как единую теплоснабжающую организацию и ресурсоснабжающую организацию, обеспечить принятие от потребителя – собственника жилого помещения квартиры , <адрес> ФИО1 ежемесячной платы за коммунальные услуги ГВС и отопление путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС» по адресу: <адрес> выдачей соответствующих кассовых документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств потребителем ФИО1 перед ресурсоснабжающей организацией АО «ПТС» в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС».

Взыскать с АО «ПТС» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальных требований отказано.

С ПАО «ПТС» взыскана государственная пошлина в доход бюджета г.о. Самара в размере 300 рублей.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, установив, что фактически АО «Т Плюс» находится с 1 февраля 2021 г. по адресу: <адрес>, уточнил абзац четвертый резолютивной части решения суда, изложив его в следующей редакции:

«Обязать ПАО «Т Плюс», как единую теплоснабжающую организацию и ресурсоснабжающую организацию, обеспечить принятие от потребителя - собственника жилого помещения квартиры , <адрес> ФИО1, ежемесячной платы за коммунальные услуги: ГВС и отопление, путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю и ресурсоснабжающей организации ПАО «Т Плюс» по адресу: <адрес> (либо по иному месту нахождения ответчика) с выдачей соответствующих платежных документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств потребителем ФИО1 перед ресурсоснабжающей организацией в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств исполнителю и ресурсоснабжающей организации.»

В кассационной жалобе представитель АО «Т Плюс» ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное определение судами фактических обстоятельств дела, неверное применение норм материального права, указав, что, удовлетворив иск, на ответчика судом фактически возложена обязанность организовать по адресу местонахождения организации помещение кассы для приема наличных денежных средств от одного конкретного гражданина – истца ФИО1, что противоречит действующему законодательству и ограничивает право ответчика, как ресурсоснабжающей организации выбрать способ принятия платежей за поставленные коммунальные ресурсы, при этом в материалы дела представлены доказательства наличия у истца возможности оплачивать коммунальные услуги ГВС и отопления различными способами, в том числе, наличными денежными средствами без комиссии в кассе платежных агентов.

В дополнениях к кассационной жалобе указано на незаконное возложение судом на ответчика обязанности отразить в договоре, а также путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ и параметрах качества коммунальных услуг и т.д., поскольку суд руководствовался положениями подп. «п» п.31 Привил №354 в недействующей на момент вынесения решения редакции.

В кассационной жалобе АО «Энергосбыт Плюс» ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по тем же доводам, которые указаны в кассационной жалобе ПАО «Т Плюс».

В судебном заседании представители ПАО «Т Плюс» ФИО2, представитель АО «Энергосбыт Плюс» ФИО3 поддержали доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в них.

Представитель ЕИРЦ «Квартплата 24» ФИО4 поддержал позицию ПАО «Т Плюс», АО «Энергосбыт Плюс».

Истец ФИО1 возражал против удовлетворения кассационной жалобы ПАО «Т Плюс», полагая, что оснований для пересмотра в кассационном порядке обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется, отметив, что кассационная жалоба АО «Энергосбыт Плюс» рассмотрению судом кассационной инстанции не подлежит, поскольку данный участник процесса не реализовал свое право на обжалование решения суда в апелляционном порядке, полагал неподлежащими рассмотрению дополнения к кассационной жалобе ответчика, поскольку по указанным в дополнениях доводам ответчик решение суда в апелляционном порядке не оспаривал.

Исходя из необходимости соблюдения гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, кассационный суд общей юрисдикции не может отказать лицам, обжалующим судебные постановления в кассационном порядке, в принятии дополнений к кассационной жалобе, представлению, содержащих новые доводы (суждения) по поводу требований, изложенных в кассационных жалобе, представлении, а также дополнений к кассационным жалобе, представлению, содержащих требования, отличные от требований, ранее изложенных в кассационных жалобе, представлении (например обжалуется ранее не обжалованная часть судебного постановления) (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» от 22 июня 2021г. №17).

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с ч.2.1. ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Руководствуясь положениями ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.

Судами установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО1 является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> (<данные изъяты> доля в праве).

Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет третье лицо ООО УК «Равновесие» (ранее: ООО «ПЖРТ Октябрьского района»).

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком АО «ПТС» (с 1 февраля 2021г. - ПАО «Т Плюс») и ООО «ПЖРТ Октябрьского района» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды , согласно которому теплоснабжающая организация обязуется подать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать поставленные энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления. Теплоснабжающая организация обязана поддерживать давление в обратном трубопроводе в соответствии с необходимыми расчетными величинами, обеспечивающими заполнение верхних линий и приборов систем теплопотребления исполнителя, а также в соответствии с необходимом для исполнения договора уровнем давления горячей воды, согласованным в Приложении к настоящему договору (п.2.2.2).

Приказом Министерства энергетики РФ №755 от 20 октября 2014 г. «Об утверждении схемы теплоснабжения г.о. Самара на период с 2014 г. по 2029 г.» ответчику АО «ПТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Деятельность ответчика АО «ПТС» с 1 февраля 2021г. прекращена в форме присоединения к ПАО «Т Плюс».

По ходатайству представителя ПАО «Т Плюс», апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 19 февраля 2021г., произведена замена ответчика АО «ПТС» - на его правопреемника ПАО «Т Плюс» в связи с прекращением с 1 февраля 2021г. деятельности ответчика АО «ПТС» и реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Т Плюс» (филиала в <адрес> не имеется).

Установлено, что между сторонами, посредством конклюдентных действий, заключен договор отопления (теплоснабжения) и горячего водоснабжения (ГВС) в отношении жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, согласно которому ответчик (РСО) обязался предоставлять потребителю коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные ему коммунальные услуги. РСО обязан предоставить потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества. Качество предоставляемой коммунальной услуги должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ (раздел 6 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг п.4.1).

От подписания указанного договора истец ФИО1 отказался, указав, что условия данного договора не соответствует императивным нормам жилищного и гражданского законодательства и законодательства о теплоснабжении, в том числе не указаны соответствующие параметры.

ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлялись заявления о заключении с ним, как с собственником квартиры в доме <адрес>, а также, как старшим по дому, договора теплоснабжения жилого дома, теплоснабжающие установки которого надлежащим образом подключены к тепловым сетям АО «ПТС», включении в договор параметров качества теплоснабжения, параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров, предоставлении ему информации об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показателях качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленного законодательством РФ - параметры качества теплоснабжения, параметры, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемые в точках поставки на границах раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров.

АО «Энергосбыт Плюс», действующим от имени АО «ПТС» на основании субагентского договора от ДД.ММ.ГГГГг., с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. в адрес истца направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которому договор теплоснабжения с истцом заключен путем совершения им конклюдентных действий, оснований для заключения дополнительного соглашения не имеется, поскольку в договоре содержатся сведения о параметрах качества теплоснабжения.

Установлено, что между АО «ПТС» и АО «Энергосбыт Плюс» заключён субагенсткий договор, по условиям которого АО «Энергосбыт Плюс» приняло на себя обязательство за вознаграждение и по поручению АО «ПТС» (принципала) совершать от имени и за счет АО «ПТС» юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы), связанные с осуществлением АО «ПТС» деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В частности, АО «Энергосбыт Плюс» обязалось осуществлять сбор платежей за ресурсы и (или) услуги, обеспечивать перечисление сборщиками платежей в расчетный банк, обеспечивать перечисление Расчетным банком платежей, поступающих от сборщиков на счет по сбору платежей за коммунальные услуги, на счета поставщиков … Субагент отражает перечень доступных сборщиков и способов оплаты на своей сайте kvp24.ru/pay.

Договором предусмотрено, что денежные средства, поступающие от покупателей и контрагентов, а также в кассы агента, не являются собственностью АО «Энергосбыт Плюс», указанные денежные средства являются собственностью АО «ПТС», находящейся в связи с исполнением обязанностей по договору во временном владении АО «Энергосбыт Плюс», и подлежат перечислению на счет АО «ПТС» в течение двух рабочих дней, следующих за днем их поступления на счет (в кассы) АО «ЭнергосбыТ Плюс».

Между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО ДД.ММ.ГГГГ заключен субагентский договор .

По условиям субагентского договора от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 1.2, 1.3, 2.1.5, 2.1.8 с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) АО «Энергосбыт Плюс» поручает, а ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО (субагент) принимает на себя обязательство за вознаграждение от имени и за счет АО «Энергосбыт Плюс» обеспечивать информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, агентом в процессе приема платежей, в том числе, обеспечивать комплекс юридических и фактических действий, направленных на прием и перечисление платежей за предоставленные поставщиками коммунальные ресурсы: тепловую энергию, теплоноситель и (или) коммунальные услуги: отопление, горячее водоснабжение, а также на прием данных приборов учета о потреблении коммунальных ресурсов и (или) коммунальных услуг от плательщиков - физических лиц (потребителей).

В частности, ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО приняло на себя обязательство обеспечивать информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, агентом в процессе приема платежей, в том числе, организовать и обеспечить осуществление сборщиками кассового обслуживания потребителей, обеспечивать сбор сборщиками платежей за ресурсы и (или) услуги, обеспечивать перечисление сборщиками платежей в расчетный банк, обеспечивать перечисление расчетным банком платежей, поступающих от сборщиков, на счет по сбору платежей за коммунальные услуги, на счета поставщиков, указанные в договоре, обеспечивать аналитический учет внесенных потребителями сборщикам, поступающих от сборщиков в расчетный банк и переведенных на счета поставщиков денежных средств, обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление потребителям информации, предусмотренной пунктом 13 статьи 4 федерального закона от 03.06.2009 года 3103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе, информировать потребителей о возможности оплаты услуг в сети мест приема платежей субагента.

Также ЕИРЦ «Квартплата 24» ООО приняло на себя обязательство осуществлять поиск и подключение сборщиков к информационным системам субагента и агента, заключая со сборщиками от своего имени договоры на прием платежей, информационное и технологическое взаимодействие с целью обеспечения плательщиков различными способами оплаты.

Субагент отражает перечень доступных сборщиков и способов оплаты на своем сайте kvp24ru/pay. В целях исполнения договора ООО ЕИРЦ «Квартплата 24» заключило от своего имени с кредитными и иными организациями договоры, в рамках которых организации осуществляют сбор платежей за коммунальные услуги.

Судом установлено, что ООО ЕИРЦ «Квартплата 24», потребителю предоставлено 9 способов оплаты коммунальных услуг наличными без комиссии, и только в терминалах ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ФК Открытие», ПАО КБ «УБРИР», ПАО «Промсвязьбанк», АО «Россельхозбанк», ПАО «Почта-Банк», Терминалы Киви, Элекснет, Киберплат.

Разрешая спор, оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьями 15, 23.9, 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьями 8, 10, 16.1, 37, 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ответчиком нарушены права ФИО1, как потребителя коммунальных услуг, поскольку в договоре не содержится полной информации об исполнителе услуг (отсутствуют сведения о государственной регистрации исполнителя, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя); информация об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах, параметрах качества теплоснабжения, параметрах, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, в соответствии с Правилами организации теплоснабжения, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров не размещена на досках объявлений в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>., в связи с чем возложил на ответчика обязанность предоставить истцу соответствующую информацию путем указания в договоре и размещения на досках объявлений в подъездах многоквартирного жилого дома.

Установив, что истцу не обеспечено право оплачивать коммунальные услуги путем внесения наличных денежных средств без взимания комиссии, при этом оплатить коммунальные услуги наличными средствами непосредственно ответчику АО «ПТС» также невозможно, суд пришел к выводу нарушении права истца на выбор способа оплаты коммунальных услуг, в связи с чем удовлетворил исковые требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить принятие от истца ежемесячной платы за коммунальные услуги ( ГВС и отопление) путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю и ресурсоснабжающей организации АО «ПТС» по адресу его местонахождения.

С такими выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производить наличными деньгами без ограничения суммы.

Вопросам внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги посвящена статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая является специальной нормой, регулирующей рассматриваемые отношения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Таким образом, за названными лицами закреплено право на осуществление расчетов с нанимателями жилых помещений и собственниками жилых помещений и взимание платы за жилое помещение и коммунальные услуги с участием платежных агентов и банковских платежных агентов, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011г. №161-ФЗ.

В соответствии с пунктом 63 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно подп. «а» пункта 65 Правил если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

При этом в Правилах отсутствует указание на обязанность исполнителя принимать оплату в наличной форме.

Согласно пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг)путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2).

При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц (пункт 3).

Согласно части 3 статьи 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 4).

По отношению к требованиям об оплате жилья и коммунальных услуг Закон о защите прав потребителей действует в части правоотношений, не урегулированных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования вышеназванных правовых норм, следует, что действующее законодательство не устанавливает обязанности ресурсоснабжающей организации организовать кассу по месту своего нахождения для приема наличных денежных средств от потребителей с выдачей платежных документов.

Принимая решение о возложении на АО «ПТС» (ПАО Т-Плюс) обязанности обеспечить принятие от ФИО1 ежемесячной платы за коммунальные услуги ( ГВС и отопление) путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю (ресурсоснабжающей организации) ПАО «Т Плюс» по адресу его местонахождения, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что потребителю ФИО1 предоставлено право выбора оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами без комиссии платежных агентов только через терминалы банков, указанных ответчиком, ссылаясь на информацию о способах оплаты ( <данные изъяты>), на что потребитель не согласен, при этом ответчиком также не обеспечено право истца ФИО1 оплатить коммунальные услуги путем внесения денежных средств без комиссии непосредственно в кассу исполнителя.

Между тем судами не учтено, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что ПАО Т Плюс, реализуя свое право на осуществление расчетов и взимание платы за коммунальные услуги с участием платежных агентов и банковских платежных агентов, и соблюдая обязанность обеспечить потребителю право выбора производить оплату без комиссии через платежных агентов, платежных банковских агентов или непосредственно исполнителю, обеспечило прием денежных средств различными способами у различных платежных агентов и банковских платежных агентов (в банковских кассах, банкоматах, терминалах), в том числе, обеспечило прием наличных денежных средств от потребителей в оплату коммунальных услуг с выдачей сдачи и без оплаты комиссии. Данные обстоятельства подтверждаются информацией о способах оплаты коммунальных услуг АО «ПТС» (т.1 л.д.126), из которой следует, что оплата услуг наличными денежными средствами возможна через кассы ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО КБ «УБРИР», АО «Россельхозбанк».

Кроме того, в квитанции на оплату коммунальных услуг ГВС и отопления потребителя ФИО1 содержится информация об оплате коммунальных услуг АО «ПТС» (ПАО Т Плюс) с использованием платежного сервиса «Квартплата 24», где указано, что все доступные способы оплаты, в том числе, без взимания комиссии, приведены в онлайн сервисе «Узнать комиссию» https://kvp24.ru/pay, где также содержится информация о возможности оплаты наличными денежными средствами в кассе Банк «ФК Открытие», в кассе ПАО КБ «УБРИР» (т.1 л.д.127,128).

Судебная коллегия также полагает заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности возложения на ответчика обязанности указать в договоре, а также путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), информацию об исполнителе АО «ПТС» и реализуемых коммунальных услугах: показатели качества коммунальных услуг ГВС и отопление, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ и параметрах качества коммунальных услуг и т.д.

В соответствии с п.п. «п» пункта 31 Правил 354 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 N 897) исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в пункте 31(1) настоящих Правил; размеры тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны; порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета, а также недопуска гарантирующего поставщика (сетевой организации в отношении жилых домов (домовладений) для установки, ввода в эксплуатацию, поверки, технического обслуживания и присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) прибора учета электрической энергии, расположенного в таком помещении, в случаях, предусмотренных разделом VII настоящих Правил; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки.

Пункт 17 Правил 354 устанавливает случаи, в которых ресурсоснабжающая организация выполняет функции исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, ПАО «Т Плюс», являясь ресурсоснабжающей организацией, выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг, должно осуществлять размещение информации, предусмотренной п.п. «п» п.31 Правил №354, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей.

Возлагая на ответчика обязанность размещения соответствующей информации помимо тех мест, которые предусмотрены Правилами, суд допустил неправильное применение норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Суд апелляционной инстанции ошибки, допущенные судом первой инстанции, не устранил.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 марта 2021г. подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить имеющие значение для дела обстоятельства, и разрешить спор в соответствии с заявленными требованиями, подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.


Руководствуясь статьей 379.6, пунктом 2 части 4 статьи 379.7, статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 18 марта 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий А.В. Иванов

Судьи М.Ю. Штырлина

С.Г. Колесников

Постановление01.08.2021