ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-10448/20 от 18.03.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-1093/2021

2-989/2020

41RS0002-01-2020-001691-70

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Виноградовой О.Н.,

судей Кравченко А.И., Панфиловой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к администрации Елизовского городского поселения о признании постановления незаконным и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилым помещениях,

по кассационной жалобе ФИО1, на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 5 ноября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Елизовского городского поселения о признании постановления незаконным и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилым помещениях.

В обоснование требований указав, что на основании постановления администрации Елизовского городского поселения -п от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в 2008 году в состав ее семьи был включен супруг ФИО4, в апреле 2010 года ей предоставлена комната, жилой площадью 17,9 кв.м в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>А <адрес>, в которую она вселила своего супруга. Постановлением администрации Елизовского городского поселения -п от ДД.ММ.ГГГГ она составом семьи 2 человека снята с указанного учета и исключена из списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку она малоимущей не является, ее среднемесячный доход с учетом члена семьи превышает пороговое значение среднемесячного дохода гражданина. С постановлением не согласна, поскольку размер ее пенсии составляет 12257 рублей 77 копеек, иного дохода она не имеет, брак с ФИО4 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, он не является членом ее семьи, общее хозяйство они не ведут, что не было учтено при перерегистрации граждан, состоящих на соответствующем учете.

Просила суд признать незаконным постановление администрации Елизовского городского поселения -п от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, восстановить ее на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента постановки на учет, восстановить в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с момента постановки на учет.

Решением Елизовского районного суда Камчатского края от 17 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 05 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.

В заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

В части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Положениями частей 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Жилищный кодекс РФ гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52 «О Порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Из положений части 1 статьи 6 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52 «О Порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» следует, что уполномоченные органы местного самоуправления в установленные сроки проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перерегистрация граждан осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления с 1 января по 1 апреля один раз в два года.

В силу части 2 статьи 6 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52 «О Порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» для прохождения перерегистрации граждан, состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, гражданин (законный представитель недееспособного гражданина) обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления следующие сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении: в случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин (законный представитель недееспособного гражданина) соответствующей распиской подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений; в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин (законный представитель недееспособного гражданина) обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения.

Частью 4 статьи 6 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52 установлено, что перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края, осуществляется в следующем порядке: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края (законные представители недееспособных граждан), в период, установленный частью 1 настоящей статьи, но не позднее 15 марта текущего года, предоставляют в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края необходимые документы, указанные в пунктах 1, 2 части 2 настоящей статьи, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края, и два заявления: одно - на имя председателя Комиссии для подтверждения статуса нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из жилищного фонда Камчатского края, второе - на имя руководителя уполномоченного органа местного самоуправления о перерегистрации права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Камчатского края; поданные документы и заявления рассматриваются Комиссией в порядке, установленном законом Камчатского края, ежегодно в срок с 1 января по 1 апреля. Решение Комиссии направляется в уполномоченные органы местного самоуправления для проведения перерегистрации граждан.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 (6) Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52 «О Порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 3 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда в Камчатском крае по договорам социального найма» доход граждан - приходящаяся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина сумма всех видов доходов, полученных в денежной и натуральной форме в течение расчетного периода.

Частью 1 статьи 5 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 установлено, что при определении размеров доходов граждан учитываются все виды доходов, полученные гражданами в денежной и натуральной форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Частью 1 статьи 8 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 предусмотрено, что определение уполномоченным органом местного самоуправления размера доходов граждан производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или дохода одиноко проживающего гражданина, указанных в предоставляемых гражданином документах, посредством исчисления: дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период; среднемесячного дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, определяемого путем деления суммы доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных в течение расчетного периода, на 12; среднемесячного совокупного дохода семьи, определяемого путем суммирования среднемесячных доходов каждого члена семьи; среднемесячного совокупного дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, определяемого путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

Материалами дела установлено, что постановлением администрации Елизовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-п ФИО1, составом семьи 1 человек признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма малоимущим гражданам, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.

При перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, в 2008 году в состав семьи ФИО1, включен супруг ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ между Елизовским городским поселением и истцом заключен типовой договор социального найма жилого помещения, по условиям которого Нанимателю и члену его семьи – супругу ФИО4 в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, общей площадью 17,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ значатся зарегистрированными ФИО1, и ФИО4

ДД.ММ.ГГГГФИО1, как состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрацию Елизовского городского поселения подано соответствующее заявление на перерегистрацию, с приложением следующих документов: копия паспорта – 2; копия справки МАУ «Единый расчетно-кассовый центр» от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи ФИО1,, в которой указан муж – ФИО4 - 1; копия правоустанавливающего документа на жилое помещение – 1; документы, подтверждающие доходы – 3+1 (справки о доходах и суммах налога физического лица ФИО4 за 2019 - 2020 годы; справки из УПФ в <адрес> (межрайонное) о размере страховой пенсии по старости на имя ФИО1, и ФИО4

Подавая заявление на перерегистрацию истец указала в качестве члена своей семьи ФИО4 Орган местного самоуправления произвел расчет размера дохода семьи ФИО1, исходя из представленных истцом документов.

Доказательств обращения ФИО1, в орган местного самоуправления об изменении состава своей семьи материалы дела не содержат.

Постановлением администрации Елизовского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ-п ФИО1, с составом семьи 2 человека (она и ФИО4) снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исключена из Списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ответчиком направлено сообщение, в котором указано, что при перерегистрации в соответствии с частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что она не является малоимущей, поскольку ее среднемесячный доход с членами семьи (29351 рубль 87 копеек) превышает пороговое значение среднемесячного дохода гражданина (27354 рубля 62 копейки).

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, с которым согласился суд апелляционной инстанции, учел требования нормативных актов, регулирующих спорные отношения и установил, что уровень доходов ФИО1, и члена ее семьи ФИО4 на основании представленных ФИО1, в орган местного самоуправления документов превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещении по договорам социального найма. При этом довод ФИО1, о том, что брак с ФИО4 расторгнут и его доходы не должны учитываться при перерегистрации, судом не приняты в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку суд не установил, что бывшие супруги не ведут совместного хозяйства и что фактически ФИО4 не является членом семьи ФИО1, Так, ДД.ММ.ГГГГ, достоверно зная, что в ее учетном деле в качестве члена семьи значится супруг ФИО4, истец предоставила в администрацию Елизовского городского поселения на перерегистрацию граждан, состоящих на указанном учете, сведения о доходах последнего, тем самым подтвердив факт отсутствия каких-либо изменений в составе своей семьи, с заявлением об исключении супруга из членов своей семьи, нуждающихся в жилье, истец не обращалась, материалы дела таких сведений не содержат.

В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 17 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 5 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи