ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-10514/2022 от 21.04.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-10514/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-1482/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 21 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Егоровой Е.С., Бетрозовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, поданного в защиту законных интересов несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 и их законного представителя ФИО4, к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, поступившей с делом 18 января 2022 г., на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 мая 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав прокурора Кириенко А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратился в суд в защиту законных интересов несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 и их законного представителя ФИО4 к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой в рамках рассмотрения обращения ФИО4 установлено, что 4 марта 2020 г. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО4, ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи № 28730 со сроком действия до 14 ноября 2020 г., продленное до 10 апреля 2022 г. На основании заявления от 15 июня 2020 г. в период с 1 июня 2020 г. по 13 ноября 2020 г. ФИО4 являлся получателем меры социальной поддержки в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 4 Закона № 39-ЗРК/2014 по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа. 20 октября 2020 г. по заявлению ФИО4, мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг продлена на период с 14 ноября 2020 г. по 9 апреля 2022 г. С целью подтверждения правомерности предоставления мер социальной поддержки, Департаментом 29 октября 2020 г. за исх. № 01- 02/4077 в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым направлен запрос о правомерности получения ФИО4 меры социальной поддержки при регистрации по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации, и наличии регистрации по месту пребывания на территории Симферопольского района. При этом, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым 19 ноября 2020 года в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлена информация о необходимости проверки законности выдачи удостоверений многодетных семей лицам, не имеющим постоянной регистрации на территории Республики Крым, по результатам которой Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым установлена ошибочная выдача ФИО4 удостоверения многодетной семьи письмом от 18 декабря 2020 г. № П-32-311/3369/2, после чего предоставление мер социальной поддержки ФИО4 и членам его семьи Департаментом прекращено с 1 января 2021 г. на основании протокола о прекращении назначения от 3 февраля 2021 г. Полагая, что решение Департамента противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении, нарушает права несовершеннолетних детей на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством, просил признать его незаконным и обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать ФИО4, ФИО2, ФИО1, ФИО2 удостоверение многодетной семьи в соответствии с Порядком выдачи удостоверений многодетной семьи, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24 января 2015 г. № 59, обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым возобновить предоставление ФИО4 меры социальной поддержки, предусмотренной пунктами 1, 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа с 1 января 2021 г.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 мая 2021 г. признано незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым от 3 февраля 2021 г. о прекращении предоставления ФИО4 мер социальной поддержки, предусмотренной пунктами 1, 2 части 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа. На Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым возложена обязанность выдать ФИО4, ФИО2, ФИО1, ФИО2 удостоверение многодетной семьи в соответствии с Порядком выдачи удостоверений многодетной семьи, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24 января 2015 г. № 59. На Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность возобновить предоставление ФИО4 мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 2 части 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа, с 1 января 2021 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 г., решение суда первой инстанции изменить. Дополнить резолютивную часть решения установлением факта постоянного проживания ФИО5 в <адрес><адрес>. Указывает, что П-вы не подпадают под категорию лиц, пользующихся правом на меры социальной поддержки в Республике Крым в связи с отсутствием факта постоянного проживания в Крым и его регистрации.

ФИО4, действующий в законных интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, третье лицо – представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, прокуратурой Симферопольского района Республики Крым установлено, что ФИО4 и ФИО2 являются родителями несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО4 документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии , выданным ОВД Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, с 25 января 2000 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Его супруга ФИО2 зарегистрирована по тому же адресу с 25 августа 2011 г.

4 марта 2020 г. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО4 и ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи № 28730 со сроком действия до 14 ноября 2020 г., которые продлено до 10 апреля 2022 г. Аналогичные удостоверения выданы несовершеннолетним ФИО1 (№ 64210), ФИО2 (№ 64209).

15 июня 2020 г. ФИО4 в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым подано заявление о подтверждении регистрации по месту жительства его с членами семьи по адресу: <адрес>.

Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым на основании заявления ФИО4 от 15 июня 2020 г., принято решение в форме протокола от 8 сентября 2020 г. о назначении меры социальной поддержки на период с 1 июня 2020 г. по 13 ноября 2020 г. по оплате 50% на коммунальные и жилищные услуги на всех членов семьи.

15 июля 2020 г. ФИО4 в Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым подано заявление о предоставлении меры социальной поддержки по льготному проезду ФИО2, зарегистрированное за вх. № 05-23 от 18 июля 2020 г., назначенной согласно уведомлению от 18 июля 2020 г. на период с 18 июля 2020 г. по 14 ноября 2020 г. на основании протокола о принятии решения от 18 июля 2020 г. в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 39- ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым».

Из справки-аттестата, предоставленной Министерством социальной защиты Алтайского края от 20 августа 2020 г. № 15217, следует, что ФИО2 и ФИО4, зарегистрированные по адресу: <адрес>, получателями компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, твердого топлива в г. Барнауле не значатся.

ФИО2 состоит на учете и является получателем ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ). Выплата назначена на период с 5 февраля 2020 г. по 5 февраля 2023 г. в размере 10203,00 руб.

ФИО4 состоит на учете и является получателем ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Выплата в размере 5101,50 руб. назначена на период с 1 января 2020 г. по 25 мая 2021 г.

На основании заявления ФИО4 о назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, вывоза ТБО, водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, газоснабжения, коммунальных услуг от 20 октября 2020 г. Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о продлении выплаты по назначению в соответствии с протоколом от 21 октября 2020 г., на период с 14 ноября 2020 г. по 9 апреля 2022 г.

С целью подтверждения правомерности предоставления мер социальной поддержки ФИО4, Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Крым направлено письмо за исх. № 29\01 -02/4077 от 29 октября 2020 г. о даче соответствующих разъяснений, учитывая внесенное прокуратурой в адрес администрации представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите семей, имеющих детей, опеки и попечительстве от 11 августа 2020 г., в котором обращено внимание, что отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства на территории Республики Крым, не является основанием для отказа в назначении выплаты.

19 ноября 2020 г. за исх. № 4658-НУ15.1-27/02-7949 Министерством труда и социальной защиты Республики Крым в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлено письмо о проверке законности выдачи удостоверений многодетных семей лицам, не имеющим постоянной регистрации на территории Республики Крым.

На письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 19 ноября 2020 г. за исх. № 4658-Н/15.1-27/02-7949, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым письмом от 18 декабря 2020 г. за исх. № П-32-ЭИ/3369/2 сообщено, что согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача, продление действия и замена удостоверения "Родителей многодетной семьи" и "Ребенка из многодетной семьи", утвержденному приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20 января 2018 г. № 128 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», прием заявлений и документов от заявителей, заполнение бланков удостоверения «Родителя многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», выдача результата предоставления государственной услуги осуществляют государственные бюджетные учреждения Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

В связи с неправильной трактовкой статьи 1 Закона № 39-ЗРК/2014, государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Симферопольский районный центра социальных служб для семьи, детей и молодежи», в том числе гражданину ФИО4, и его детям ошибочно выданы удостоверения многодетной семьи и ребенка из многодетной семьи, так как на момент обращения с заявлением о выдаче удостоверений члены данной семьи не имели постоянной регистрации по Республике Крым. По данному вопросу семье ФИО5 даны устные разъяснения. При этом директору ГБУ РК «Симферопольский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» ФИО6 указано на неукоснительное выполнение требований законодательства при формировании пакета документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи (продления) удостоверения многодетной семьи и ребенка из многодетной семьи.

Согласно протоколу Департамента от 3 февраля 2021 г., ФИО4 и членам его семьи прекращено назначение мер социальной поддержки с 1 января 2021 г.

В тот же день 3 февраля 2021 г. ФИО4 по адресу его постоянной регистрации: <адрес> Департаментом направлено уведомление о прекращении назначения МСП в размере 1168,08 руб. с 1 января 2021 г.

4 марта 2021 г. в адрес главы Администрации Симферопольского района Республики Крым прокуратурой Симферопольского района направлено требование за исх. № Исорг-20350022-1212-21/350-20350022 о возможных нарушениях законодательства о социальном обеспечении в отношении ФИО4, на которое администрацией направлен ответ от 11 марта 2021 г. № 01-90/1583, из которого следует, что департаментом решений о прекращении либо отказе в предоставлении мер социальной поддержки по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Республике Крым при наличии регистрации по месту пребывания в отношении ФИО4 не принималось, поскольку статус многодетной семьи ФИО4 не подтвержден, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для предоставления меры социальной поддержки.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к обеспечению детям необходимых для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3).

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей», органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга постановлено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрено, что меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако, такой порядок и условия возмещения расходов не приняты.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года « 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия органов государственной власти - субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», действие данного распространяется, в том числе на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.

Частью 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» установлено, что многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи. Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи установлен Постановлением Совета министров Республики Крым от 24 февраля 2015 г. № 59.

Удостоверение многодетной семьи является документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от 10 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» (пункт 2 Данного Порядка).

Удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения (пункт 4 Порядка № 59).

Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22 января 2018 г. № 128 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи».

Согласно пунктам 2.2 и 2.4. Административного регламента, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым организует выполнение на территории Республики Крым законодательства по предоставлению государственной услуги, принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги, осуществляет выдачу бланка удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», направляет уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, взаимодействуют с органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов.

Предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, определяемом Советом министров Республики Крым.

Порядок реализации прав на получение мер социальной защиты (поддержки) установлен Постановлением Совета министров Республики Крым № 578 от 23 декабря 2014 г. «О порядке предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топливам и сжиженного газа и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым» (далее Порядок).

Из преамбулы к Постановлению Совета министров Республики Крым № 578 от 23 декабря 2014 г., которым утвержден вышеуказанный Порядок, следует, что данный Порядок принят для предоставления льгот нескольким категориям граждан, в том числе указанных в Законе Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым».

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 147 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики. Крым, согласно пункту 1 которого Министерство труда и социальной защиты Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенным к его ведению.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым», органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, а именно по приему документов, назначению (отказ в назначении), перерасчету мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в Республики Крым.

Статьей 5 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 34- ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в Республике Крым» определены права и обязанности исполнительных органов государственной власти Республики Крым при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту

пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту

жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1).

Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, №4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. разъяснено, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из пояснений ФИО4, согласно которым он с супругой действительно имеет регистрацию по <адрес>. Однако в настоящее время проходит службу в органах МВД по Республике Крым, является оперуполномоченным, зарегистрирован по месту пребывания и фактически проживает в служебном жилом помещении вместе с членами своей семьи по адресу: <адрес>, производит оплату квартплаты и коммунальных услуг.

Указанное подтверждается договором найма служебного жилого помещения от 10 апреля 2020 г. № 13-СП, заключенным между МВД по Республике Крым, действующим от имени Российской Федерации, в лице Министра внутренних дел по Республике Крым генерал-майора полиции ФИО7, и старшим прапорщиком внутренней службы ФИО4, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для временного проживания в нем в связи с прохождением службы в МВД по Республике Крым совместно с супругой ФИО2 и детьми ФИО1, ФИО2, ФИО3

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания №№ 979, 980, 981, 982, 983, выданным отделом по вопросам миграции ОМВД России по Симферопольскому району 14 мая 2020 г., ФИО4, его супруга ФИО2, несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО2, ФИО3 зарегистрированы по месту пребывания в занимаемом служебном жилом помещении по адресу: <адрес><адрес> 14 мая 2020 г. по 10 апреля 2022 г.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие постоянной регистрации на территории Республики Крым не являться достаточным основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки, так как ФИО4 находится в служебных отношениях с МВД по Республике Крым, вместе с семьей проживает на территории Республики Крым на основании договора найма служебного жилого помещения от 10 апреля 2020 г. № 13-СП в связи с прохождением службы, все члены семьи имеют регистрацию по месту пребывания, в другом регионе семья ФИО4 не является получателем льгот, предусмотренных многодетным семьям.

При этом право на выдачу (продление) удостоверения многодетной семьи возложено на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым на территории субъекта Российской Федерации - Республики Крым по месту фактического проживания многодетной семьи.

С такими выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что в письме от 18 ноября 2016 г. № 12-10/В-8544 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснило, что отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

В суд апелляционной инстанции истцом дополнительно предоставлены доказательства о получении несовершеннолетними ФИО2, ФИО1 образовательных услуг на территории Республики Крым, нахождения их под наблюдением медицинских учреждений Республики Крым, а также трудоустройства ФИО2 в Республике Крым с 16 сентября 2019 г.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций или опровергали бы выводы оспариваемых судебных актов.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 мая 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий Н.Н. Мартынова

Судьи Е.С. Егорова

Н.В. Бетрозова