ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-1072/2022 от 17.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-1072/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

17 марта 2022 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Ившиной Т.В., Бросовой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи (с Верховным Судом Удмуртской Республики) кассационную жалобу прокуратуры Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 19 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 августа 2021 года по гражданскому делу № 2-1835/2021 по иску Королевой И.Г. к прокуратуре Удмуртской Республики о возложении обязанности зачесть в выслугу лет период службы.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения прокурора Устиновой Т.А., Королевой И.Г., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Королева И.Г. обратилась в суд с иском к прокуратуре Удмуртской Республики о возложении обязанности зачесть в выслугу лет период службы. В обоснование исковых требований указала, что работает в отделе планирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики с 24 марта 1993 года по настоящее время. Первый классный чин прокурорского работника «младший юрист» присвоен приказом Генерального прокурора Российской Федерации -а от 17 июня 1994 года.

31 августа 1999 года она назначена на должность заместителя начальника отдела планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики (приказ прокурора Удмуртской Республики от 31 августа 1999 года №298). 28 марта 2003 года назначена на должность начальника отдела планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики (приказ прокурора Удмуртской Республики от 28 марта 2003 года ).

5 февраля 2007 года должность федеральной государственной службы начальника отдела исключена из штатного расписания прокуратуры Удмуртской Республики с одновременным установлением в этом же отделе должности начальника федеральной государственной гражданской службы (приказ прокурора Удмуртской Республики от 5 февраля 2007 года

2 мая 2007 года истец освобождена от должности начальника отдела и назначена на должность начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики (приказ прокурора Удмуртской Республики от 28 апреля 2007 года ). При переназначении на должность последний классный чин государственной службы «юрист 1 класса», присвоенный приказом прокурора Удмуртской Республики от 28 марта 2003 года в нарушение указа Президента РФ от 1 февраля 2005 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» не учтен.

21 июня 2012 года должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела исключена из штатного расписания прокуратуры Удмуртской Республики с одновременным установлением должности федеральной государственной службы начальника отдела (приказ прокурора Удмуртской Республики от 21 июня 2012 года -к). 29 июня 2012 года истец назначена на должность начальника отдела с сохранением ранее присвоенного классного чина «юрист 1 класса» (приказ прокурора Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года -лс).

В лист расчета выслуги лет для назначения пенсии, для расчета дополнительных дней отпуска, доплаты за выслугу лет не включен период службы в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела, относящейся к главной группе должностей категории «руководители» в прокуратуре субъекта Российской Федерации с 2 мая 2007 года по 28 июня 2012 года, что в календарном исчислении составляет 5 лет 1 месяц 27 дней.

Невключение в выслугу лет службы в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела за указанный период истец считает незаконным.

С учетом изменения исковых требований, просила обязать включить в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, на дополнительно оплачиваемый отпуск, право на доплату за выслугу лет период государственной гражданской службы в прокуратуре Удмуртской Республики в должности начальника отдела с регистрационным номером 17-1-2-031, относящейся к главной группе должностей категории «руководители» в прокуратурах субъектов Российской Федерации с 2 мая 2007 года по 28 июня 2012 года, что составляет 5 лет 1 месяц 27 дней в календарной последовательности.

Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 19 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 августа 2021 года, исковое заявление Королевой И.Г. к прокуратуре Удмуртской Республики о возложении обязанности зачесть в выслугу лет период службы удовлетворено.

Обязали прокуратуру Удмуртской Республики зачесть Королевой И.Г. в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, на дополнительный оплачиваемый отпуск, на доплату за выслугу лет, период службы в органах прокуратуры в должности начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики с 02 мая 2007 года по 28 июня 2012 года в календарном исчислении.

В кассационной жалобе прокуратура Удмуртской Республики просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылается на нарушение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств по делу.

В возражениях на кассационную жалобу Королева И.Г. просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя прокуратуры Устиновой Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Королевой И.Г., просившей решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено, что Королева И.Г. работает в прокуратуре Удмуртской Республики с 24 марта 1993 года по настоящее время на различных должностях.

Период службы Королевой И.Г. в органах прокуратуры Удмуртской Республики с 16 марта 1994 года по 1 мая 2007 года включен в выслугу лет прокурорского работника.

Приказом прокурора Удмуртской Республики от 28 марта 2003 года юрист 2 класса Королева И.Г. с 28 марта 2003 года назначена на должность начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики.В этот же день приказом прокурора Удмуртской Республики от 28 марта 2003 года истцу присвоен классный чин прокурорского работника «юрист 1 класса».

На основании приказа прокурора Удмуртской Республики от 5 февраля 2007 года должность начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики исключена из штатного расписания и введена должность федеральной государственной гражданской службы - начальник отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики, на которую Королева И.Г. назначена с 2 мая 2007 года приказом прокурора Удмуртской Республики от 28 апреля 2007 года с одновременным освобождением от ранее занимаемой должности начальника этого же отдела по трудовому договору от 7 апреля 2003 года.

В период с 2 мая 2007 года по 28 июня 2012 года Королева И.Г. проходила в прокуратуре Удмуртской Республики федеральную государственную гражданскую службу по ранее занимаемой должности на основании служебного контракта от 28 апреля 2007 года.

Указанный период службы не включен в выслугу лет прокурорского работника Решениями комиссии прокуратуры Удмуртской Республики по установлению выслуги лет и комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и их семей Королевой И.Г. отказано в зачете в выслугу лет спорного периода работы в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы Королевой И.Г. со 2 мая 2007 года по 28 июня 2012 года в прокуратуре Удмуртской Республики в должности начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики, подлежит включению в стаж службы, предусмотренный пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона РФ №4468-1, поскольку Королева И.Г. в спорный период являлась прокурорским работником, имеющим право на включение спорного периода в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, выплаты доплаты за выслугу лет и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. При этом суд указал, что Королева И.Г. с 16 марта 1994 года являлась прокурорским работником, 17 июня 1994 года ей впервые присвоен классный чин прокурорского работника. 31 августа 1999 года Королева И.Г. назначена на должность заместителя начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики, а 28 марта 2003 года - на должность начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики, которую занимает по настоящее время. 21 июня 2012 года должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела исключена из штатного расписания прокуратуры Удмуртской Республики с одновременным установлением должности федеральной государственной службы начальника отдела. 29 июня 2012 года истец назначена на должность начальника отдела с сохранением ранее присвоенного классного чина «юрист 1 класса».

Таким образом, на дату назначения истца на должность федеральной государственной гражданской службы (2 мая 2007 года) Королева И.Г. фактически занимала прежнюю должность начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики и имела классный чин прокурорского работника - «юрист 1 класса».

На дату принятия Королевой И.Г. на федеральную государственную службу (29 июня 2012 года) истец продолжила занимать прежнюю должность начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики, за ней сохранен классный чин прокурорского работника - «юрист 1 класса», после чего ей присвоен классный чин «младшего советника юстиции» в соответствии с установленной очередностью.

Таким образом, фактически с момента назначения на должность начальника отдела прокуратуры УР (28 марта 2003 года) по настоящее время должностные обязанности Королевой И.Г. не изменялись и состояли в обеспечении организации бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно пункту 5 ранее действовавшего Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 30 июня 1997 года №659, к присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники Российской Федерации, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и следующий стаж работы в занимаемой должности: - прокуроры, научные и педагогические работники (включая директоров, их заместителей, начальников отделов и подразделений) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации - не менее шести месяцев.

Пунктом 10 данного Положения предусмотрено, что прокурорские работники Российской Федерации, которым присвоены классные чины, состоят в них пожизненно. Прокурорские работники Российской Федерации, осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, могут быть лишены классного чина по приговору суда.

Пунктами 16, 18 действующего Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 года №1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» также установлено, что присвоенный классный чин сохраняется за прокурорским работником при освобождении от замещаемой должности и увольнении из органов или организаций прокуратуры Российской Федерации, а также при поступлении на службу в органы или организации прокуратуры Российской Федерации вновь. Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина прокурорского работника судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Исходя из пункта 6 Положения № 942 пенсии на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» назначаются только лицам, лишенным классного чина в установленном порядке.

Проверяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что Королева И.Г. в спорный период занимала должность начальника отдела прокуратуры Удмуртской Республики, имела классный чин прокурорского работника, который за ней, в силу вышеуказанных Положений, сохранялся, то есть, являлась прокурорским работником, имеющим право на включение спорного периода в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии, выплаты доплаты за выслугу лет и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Проведение организационно-штатных мероприятий в прокуратуре Удмуртской Республики (внесение изменений в штатное расписание прокуратуры Удмуртской Республики), связанных с установлением в штатном расписании должности федеральной государственной гражданской службы не должно создавать препятствий истцу в реализации ее права на материальное, пенсионное и социальное обеспечение прокурорских работников.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами судов в виду следующего.

В силу пунктов 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона №2202-1 пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области пенсионного обеспечения прокурорских работников является Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьи, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №942.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением, имеют, в том числе, Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель, заместители, советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, все нижестоящие прокуроры, их первые заместители, заместители, старшие помощники и помощники, помощники по особым поручениям, начальники главных управлений и управлений органов прокуратуры, их первые заместители и заместители, начальники отделов органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры главных управлений, управлений и отделов и их семьи.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.Статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.В силу статьи 11 вышеуказанного Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 апреля 2002 года №22 (действовавшим до 1 января 2007 года) было утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, пунктом 2.1.1 которого предусматривалось, что в выслугу лет для доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включается служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. Выслуга исчисляется с даты назначения на должность, предусматривающую присвоение классного чина.Аналогичное изложенным выше правилам исчисление выслуги лет было закреплено в Положении о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 декабря 2006 года, а также в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 года №213 «Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации». Этим же приказом определено, что выслуга лет, установленная на основании ранее действовавших положений, сохраняется, если это не ухудшает положения работников.Из приведенных положений нормативных актов следует, что в выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации для установления доплаты за выслугу лет и предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска засчитываются периоды работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. При этом выслуга лет исчисляется именно с даты назначения на такую должность и присвоения сотруднику органа прокуратуры или учреждения классного чина.Судами первой и апелляционной инстанций приведенные положения нормативных правовых актов, подлежащие применению к спорным отношениям и установленные по делу обстоятельства во внимание не приняты.Между тем, как установлено судом и усматривается из материалов дела, Королевой И.Г. в период ее работы с 02 мая 2007 года по 28 июня 2012 года в должности начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики присваивались классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации. Так, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31 июля 2009 года -чг Королевой И.Г. присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 3 класса (Том 2 л.д.5).Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06 декабря 2011 года -ч Королевой И.Г. присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации – государственный советник Российской Федерации 2 класса (Том 2 л.д.6).Кроме того, должность государственной гражданской службы -начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики, занимаемая Королевой И.Г. в спорный период времени, отсутствует в пункте 3 Положения об исчислении выслуги лет лиц, имеющих право на пенсии, назначаемые в соответствии с Положением № 942.При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для зачета в выслугу лет Королевой И.Г. периода ее работы с 02 мая 2007 года по 28 июня 2012 года в должности начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики в стаж федеральной государственной службы, основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения и апелляционного определения и принятию нового судебного постановления об отказе в удовлетворении требований Королевой И.Г., поскольку судами допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права (пункт 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 19 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24 августа 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Королевой И.Г. к прокуратуре Удмуртской Республики о возложении обязанности зачесть в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, на дополнительный оплачиваемый отпуск, на доплату за выслугу лет, период службы в органах прокуратуры в должности начальника отдела планирования, финансирования, труда, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры Удмуртской Республики с 2 мая 2007 года по 28 июня 2012 года в календарном исчислении, отказать.

Председательствующий О.В.Юрова

Судьи Т.В.Ившина

Н.В.Бросова

Определение25.03.2022