ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-11150/2023 от 25.04.2023 Второго кассационного суда общей юрисдикции

УИД 77RS0-55

Дело

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Шамрай М.С., Анненковой К.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновского межрайонного прокурора <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Таксомоторный парк » об обязании выплатить компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест,

по кассационной жалобе общества ограниченной ответственностью «Таксомоторный парк » на решение Симоновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Симоновский межрайонный прокурор <адрес> обратился с иском в суд к ООО «Таксомоторный парк » об обязании выплатить в бюджет <адрес> компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Симоновской межрайонной прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для молодежи в действиях ответчика выявлены нарушения. По информации, представленной ГКУ ЦЗН, ООО «Таксомоторный парк » за период с ДД.ММ.ГГГГ по 4 квартал 2021 года не выполнена квота по трудоустройству молодежи в количестве 843 человек, при этом за указанный период размер задолженности по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест составил 18015753 руб.

Уточнив в ходе судебного разбирательства требования окончательно истец с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности просил обязать ООО «Таксомоторный парк » выплатить в бюджет <адрес> компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи задолженности по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест составил 16 263 331 руб.

Решением Симоновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, иск Симоновского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворен. На ООО «Таксомоторный парк » возложена обязанность выплатить в бюджет <адрес> компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи за период с ДД.ММ.ГГГГ по 4 квартал 2021 г. в размере 16263331 руб.

В кассационной жалобе ООО «Таксомоторный парк » просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции представитель ООО «Таксомоторный парк » по доверенности ФИО3 доводы кассационной жалобы поддержала.

Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатова Е.Г. возражала против доводов кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в городе Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу <адрес> "Социальная поддержка жителей <адрес>", утвержденную постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 420-ПП. Одной из задач подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения", входящей в указанную государственную программу, является стимулирование работодателей к разработке и реализации политики эффективной занятости населения, в том числе, посредством квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон N 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон <адрес> N 90) квотирование рабочих мест осуществляется для молодежи следующих категорий: <данные изъяты> в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

Частью 2 статьи 2 Закона <адрес> предусмотрено, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории <адрес>, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Закона <адрес> работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти <адрес>, а также общественных организаций инвалидов.

Из положений части 3 статьи 2 Закона <адрес> следует, что выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет <адрес> компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами <адрес>.

Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи определен п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП (далее - Положение), согласно которому работодатели ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ГКУ ЦЗН сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес>.

Пунктом 2.8 Положения предусмотрено, что в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно в период с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет <адрес> компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере величины прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения, установленной в городе Москве на день уплаты указанной компенсационной стоимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами <адрес>.

В соответствии с п. 21 Приложения 1 к Приказу Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи" в строке 21 "Остаток неуплаты на начало отчетного квартала за плательщиком, всего" в графе 3 указывается общее количество незанятых квотируемых рабочих мест, за которые на начало отчетного квартала не перечислена в бюджет <адрес> компенсационная стоимость.

Как установлено судом первой инстанции Симоновской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для молодежи.

Из отчетов по форме - квотирование «сведения о выполнении установленной квоты и движения денежных средств» с ДД.ММ.ГГГГ по 4 квартал 2021 года ООО «Таксомоторный парк » установлено, что количество невыполненных квот для трудоустройства молодежи составляет 761.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводам об удовлетворении заявленных исковых требований, об обязании ООО " Таксомоторный парк " выплатить в бюджет <адрес> компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16263 331 руб., исходя из того, что ответчиком не исполнены требования Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест» и Положения о квотировании рабочих мест в <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП.

Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами согласилась, оставив без изменения.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Судами установлено, что в рамках предоставленных полномочий Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест» были установлены квоты для трудоустройства молодежи, а также порядок уплаты компенсационных выплат в случае невыполнения квоты.

Удовлетворяя исковые требования, суды правильно сослались на то, что исполнение действующего Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест» касательно уплаты соответствующих платежей обеспечено мерами государственного принуждения и возможностью привлечения к ответственности за его неисполнение согласно статьи 5 закона. Таким образом, уплата компенсационных платежей в бюджет <адрес> в связи с неисполнением квоты для трудоустройства является обязанностью работодателя.

Действующим законодательством предусмотрены два вида исполнения требований о квотировании рабочих мест в отношении категории впервые трудоустроенной молодежи: либо фактическое предоставление рабочих мест, либо внесение в бюджет <адрес> компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Выбор способа квотирования, остается за работодателем.

Доказательств того, что ответчик выполнил условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, заявителем не представлено. Компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи в сроки, установленные законом, в бюджет <адрес> также не поступила.

С учетом изложенного суды вопреки доводам кассационной жалобы пришли к верному выводу об отсутствии оснований для освобождения ООО«Таксомоторный парк » от уплаты компенсационных платежей.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).

Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Симоновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, кассационную жалобу общества ограниченной ответственностью «Таксомоторный парк » – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи