ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-11244/2021 от 03.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-439/2022

27RS0003-01-2021-000909-13

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Власенко И.Г.,

судей Наконечной Е.В., Хребтовой Н.Л.,

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Скарлухина М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав представителя АО «ЦЭНКИ» ФИО2 и заключение прокурора, полагавших судебные постановления законными, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «ЦЭНКИ» о защите нарушенного права. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности начальника отдела строительного контроля и геодезии Центра строительства космодрома «Восточный» - филиале АО «ЦЭНКИ» Центр инжиниринга, и управления строительства. Распоряжением начальника АО «ЦЭНКИ» от ДД.ММ.ГГГГ уволен на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон). Основанием для издания распоряжения явилось решение комиссии по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что у ответчика отсутствовали основания для увольнения, поскольку увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии. Заседание комиссии по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений назначается и проводится в целях всесторонней и объективной оценки работника, имеющихся у него ограничений или их отсутствие, возможности перевода на другую работу, что предполагает беспристрастное и всесторонней рассмотрение соответствующих материалов членами комиссий и принятие ими решения на основе коллегиальности, что в целом соблюдено не было, заседание комиссии проведено в его отсутствие.

Просил, с учетом уточнений, признать незаконным распоряжение начальника АО «ЦЭНКИ» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия трудового договора, восстановить на работе в ранее занимаемой должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 190 422 руб. 12 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., расходы на оформление доверенности 1 500 руб., расходы на представителя в размере 20 000 руб.

Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен 119 Отдел ГАСН Министерства обороны РФ.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано, изменено основание увольнения на пункт 11 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса РФ (нарушение установленных Трудовым Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это исключает возможность продолжения работы).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08 октября 2021 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований по настоящему делу не установлено.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы (ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации,

Аналогичные требования установлены частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на должность главного инспектора 119 Отдела ГАСН, в его должностные обязанности входило выполнение функций по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства: «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника 119 Отдела ГАСН трудовой договор с ФИО1 расторгнут по пункту 3 части 1 ст.77 Трудового кодекса РФ.

Распоряжением АО «ЦЭНКИ» от ДД.ММ.ГГГГ-к ФИО1 принят на должность начальника отдела строительного контроля и геодезии Центра строительства космодрома «Восточный» филиала АО «ЦЭНКИ» - Центр инжиниринга и управления строительством» на должность начальника отдела.

Согласно должностной инструкции в обязанности начальника отдела строительного контроля и геодезии Центра строительства космодрома «Восточный» входит организация и осуществление строительного, геодезического и лабораторного контроля за проводимыми строительно- монтажными работами. При трудоустройстве в АО «ЦЭНКИ» ФИО1 сообщил, что ранее замещал должность главного инспектора 119 Отдела ГАСН.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой космодрома «Восточный» внесено представление АО «ЦЭНКИ» об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, выразившихся в трудоустройстве в АО «ЦЭНКИ» ФИО1 в отсутствие согласия соответствующей комиссии 119 Отдела ГАСН. Данное представление содержало требование о рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора с ФИО1, который не отрицал, что за таким согласием он не обращался и его не получил.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника АО «ЦЭНКИ» -к прекращено действие трудового договора с истцом от ДД.ММ.ГГГГ. на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (прекращение трудового, договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон).

Разрешая спор, суд, руководствуясь ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 1, 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 3, 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от. 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции», п. 3 приказа Министра обороны РФ от 02.12.2011 № 2300 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны, и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации», приказом Министра обороны РФ от 28,02.2015 № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей», приказом Министра обороны РФ от 21.11.2019 № 685 «Об утверждении Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», пришел к выводу о наличии оснований к увольнению ФИО1, поскольку тот не выполнил обязанность по получению при трудоустройстве в АО «ЦЭНКИ» согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и работниках организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и урегулированию конфликта интересов.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что для трудоустройства в АО «ЦЭНКИ» согласие с прежнего места работы не требовалось являются безосновательными.

Согласно приказу Министра обороны РФ от 28.02.2015 № 119 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» на работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МО РФ, замещающих отдельные должности, при назначении на которые, работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.11.2019 № 685, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

В соответствии с разделом III Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.11.2019 № 685) должность главного инспектора включена в перечень должностей обязанных предоставлять сведения о доходах.

Таким образом, на истца, в связи с замещаемой им должностью в 119 Отделе ГАСН, распространялись положения Федерального закона от 25.11.2008 №- 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе, предусмотренные частью 1 статьи 12 названного Федерального закона.

На момент принятия истца на должность начальника отдела строительного контроля и геодезии Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) имел организационно-правовую форму акционерного общества, которое было реорганизовано из ФГУП «ЦЭНКИ», входящее в Госкорпорацию «Роскосмосс», наделенное полномочиями осуществлять от имени РФ государственное управление и руководство космической деятельностью.

Иные доводы жалобы относятся к иному толкованию норм права и вопросам переоценки доказательств, которые разрешены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями процессуального закона. Переоценка доказательств не входит в круг вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.

Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального и процессуального права, допущенных при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи