88-454/2022
УИД: 28RS0023-01-2021-000570-42
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железнякова Ивана Александровича к Тындинской городской Думе о признании бездействия незаконным, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Железнякова Ивана Александровича
на решение Тындинского районного суда Амурской области от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 июля 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Железняков И.А. обратился в суд с иском к Тындинской городской Думе, указав, что с 17.10.2018 состоит на муниципальной службе в должности руководителя аппарата Тындинской городской Думы, к компетенции которого относится, в частности, проведение правовой и антикоррупционной экспертизы и дача заключений по проектам решений и проектам нормативно-правовых актов, вносимых на рассмотрение Тындинской городской Думы, депутатами, постоянными комиссиями, постановлений и распоряжений Председателя Думы. Наряду с этим истцу поручается подготовка и редактирование проектов правовых актов в качестве исполнителя.
В нарушение п.п. 2 п.9.2 раздела IХ Приложения № 3 нормативного правового акта города Тынды от 14.12.2017 N 45-НПА "Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе", принятого решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 № 671-Р-ТГД-VI, истцу не установлена надбавка за подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, что является нарушением его трудовых прав.
Просил признать незаконным бездействие Тындинской городской Думы в лице председателя Тындинской городской Думы Магарламова И.Ю. выразившиеся в не установлении и невыплате истцу надбавки за подготовку и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя, в размере не менее 40 процентов должностного оклада с ноября по декабрь 2020 г. и на весь 2021 г.
Обязать Тындинскую городскую Думу в лице председателя Тындинской городской Думы Магарламова И.Ю. установить и выплатить ему (Железнякову И.А.) надбавку за подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, в размере не менее 40 процентов должностного оклада за период с ноября по декабрь 2020 года и на весь 2021 год с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Взыскать с Тындинской городской Думы в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 1 апреля 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 июля 2021 года решение Тындинского районного суда Амурской области от 1 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Железняков И.А. просит об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанции. Указывает, что в силу ч. 6 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации в правовой взаимосвязи со ст. 34 Устава города Тынды председатель Тындинской городской Думы не обладает полномочиями по принятию локальных нормативных правовых актов в сфере трудовых отношений. Выводы суда первой инстанции, основанные на положениях, установленных п. 18 ч. 1 ст. 58 Регламента Тындинской городской Думы, также не состоятельны, поскольку указанный нормативный правовой акт с 10 января 2020 года вступил в противоречие с ч. 9 ст. 32 Устава города Тынды. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание доводы истца об отсутствии у председателя Тындинской городской Думы полномочий на выдачу доверенностей иным лицам, в частности, Ширшовой О.А., на представление интересов Тындинской городской Думы в судебных заседаниях, поскольку эти полномочия прямо не прописаны в ст. 34 Устава города Тынды.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Частью 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и положениями ст. 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Амурской области от 30.06.2008 года N 74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (пункт 1).
Муниципальному служащему могут производиться иные выплаты (надбавка за ученую степень, надбавка за проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющего высшее юридическое образование), предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области ( п. 3 ст. 1).
В соответствии с п. 3 и 4 ч. 2 Закона Амурской области от 30.06.2008 года N 74-ОЗ муниципальному служащему, замещающему должность в юридической службе, в основные обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50% должностного оклада.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается положениями об этих выплатах, утверждаемыми представительным органом муниципального образования области.
Решением Тындинской городской Думы от 14.12.2017 № 671-Р-ТГД-VI принят нормативный правовой акт города Тынды от 14.12.2017 N45-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» (далее - нормативный правовой акт города Тынды от 14.12.2017 N 45-НПА).
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 3 нормативного правового акта города Тынды от 14.12.2017 N 45-НПА муниципальному служащему, в обязанности которого входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющему высшее юридическое образование, устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 50 процентов должностного оклада (в ред. нормативного правового акта города Тынды от 09.10.2018 N 4-НПА).
Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается согласно приложению №3 к настоящему нормативному правовому акту (пункт 4 ст. 3).
Приложением N 3 к нормативному правовому акту города Тынды от 14 декабря 2017 года N 45-НПА определен порядок выплаты муниципальным служащим города Тынды дополнительных выплат, в том числе разделом IX условия и порядок установления и выплаты ежемесячной надбавки за правовую экспертизу.
В соответствии с п. 9.1. Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим (приложение №3 (в ред. нормативного правового акта города Тынды от 09.10.2018 года N 4-НПА) ежемесячная надбавка за правовую экспертизу (далее - надбавка) устанавливается муниципальному служащему, имеющему высшее юридическое образование, в размере до 50 процентов должностного оклада.
В силу пункта 9.2. приложения №3 критериями, определяющими право муниципального служащего на установление надбавки, являются определение должностной инструкцией одной из основных обязанностей:
1) проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов;
2) подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.
Ежемесячная надбавка за правовую экспертизу устанавливается на календарный год распоряжением (приказом) Работодателя (пункт 9.3.)
В силу пункта 9.4. приложения №3 работодатель по собственной инициативе и (или) по предложению непосредственного руководителя муниципального служащего в течение календарного года может снизить размер надбавки (в случае уменьшения объема работы, определенной пунктом 9.2 настоящего раздела) или отменить ее установление (в случае если основные обязанности не отвечают критериям, определенным пунктом 9.2 настоящего раздела).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 58 Регламента Тындинской городской Думы председатель Тындинской городской Думы по вопросам своего ведения издает распоряжения и постановления.
В силу п.п. 12 ч. 1 ст. 34 Устава города Тынды от 26.12.2014 N 42-НПА председатель Тындинской городской Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Тындинской городской Думы, подписывает протоколы заседаний, решения Тындинской городской Думы, не имеющие нормативного характера, и другие документы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
В соответствии с п.п. 13.1 ч.1 ст. 34 Устава города Тынды от 26.12.2014 №42-НПА председатель Тындинской городской Думы определяет размеры и условия оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственное и техническое обеспечение деятельности Тындинской городской Думы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми правомочным органом местного самоуправления города Тынды.
Судом установлено, что распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 17.10.2018 № Железняков И.А. принят на главную должность муниципальной службы руководителем аппарата Тындинской городской Думы.
Распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 23.12.2019 № Железнякову И.А. на 2020 год установлена ежемесячная надбавка за правовую экспертизу в размере 40% должностного оклада.
Распоряжением Председателя Тындинской городской Думы от 21.12.2020 № Железнякову И.А. установлена на 2021 год ежемесячная надбавка за правовую экспертизу в размере 10% должностного оклада.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, верно применив ст.т. 129, 132, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 1, 3 Закона Амурской области от 30.06.2008 №74-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», муниципальных правовых актов, исходил из того, что в спорный период истцу в соответствии с действующим нормативным регулированием была установлена ежемесячная надбавка за правовую экспертизу, в 2020 году 40 %, в 2021 году 10%, а несогласие истца с размером установленной надбавки не свидетельствует о нарушении законных прав истца и незаконном бездействии ответчика, поскольку право определять размер ежемесячной надбавки за правовую экспертизу представлено работодателю.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно, нормы материального права к возникшим правоотношениям судом применены верно.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции также полагает необходимым отметить, что вступившим в законную силу 12.05.2021 решением Тындинского районного суда Амурской области от 04.02.2021 Железнякову И.А. было отказано в удовлетворении требований к Тындинской городской Думе, председателю Тындинской городской Думы Магарламову И.Ю. о признании незаконным пункта 1 распоряжения председателя Тындинской городской Думы от 21 декабря 2020 года № «Об установлении ежемесячной надбавки за правовую экспертизу на 2021 год», которым истцу установлена надбавка за правовую экспертизу в размере 10%.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд установил, что у ответчика имелись основания для определения истцу ежемесячной надбавки за правовую экспертизу на 2021 год в размере 10 процентов, поскольку с сентября 2020 года в связи с принятием на должность руководителя экспертно-правового сектора - юриста аппарата Тындинской городской Думы нового сотрудника, с истца были сняты функции, предусмотренные п.п.13.1 Положения об аппарате Думы, в том числе функции по проведению правовой экспертизы и проверке проектов правовых актов, определенные п.п.3, 10, 20 пункта 4.3 Положения об аппарате Думы.
Доводы кассационной жалобы о том, что Председатель Тындинской городской Думы не обладает полномочиями по принятию локальный актов в сфере трудовых отношений судебной коллегией отклоняются, поскольку указанное противоречит требованиям п. 18 ч. 1 ст. 58 Регламента Тындинской городской Думы, пп. 12 ч. 1 ст. 34 Устава города Тынды, определяющих полномочия Председателя Тындинской городской Думы, в том числе право на подписание документов ненормативного характера.
Также не влекут отмену судебных постановлений доводы жалобы об отсутствии у Председателя Тындинской городской Думы полномочий на выдачу доверенностей лицам, участвующим в судебном заседании от имени Тындинской городской Думы, поскольку в силу ч. 13 ст. 34 Устава города Тынды, ст. 53 ГПК РФ являясь руководителем Тындинской городской Думы Председатель наделен такими полномочиями в силу прав по должности.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено. С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Железнякова Ивана Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи