ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11282/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 23 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н.
судей Дмитриевой О.С. и Вульферт С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 55RS0033-01-2019-000692-88 по иску прокурора Таврического района Омской области в интересах Российской Федерации к администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области на решение Таврического районного суда Омской области от 30 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С., выслушав объяснения прокурора Козлицкой О.С., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Таврического района Омской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области о взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № 252-п утверждена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области», предусматривающая предоставление субсидий местным бюджетам на строительство распределительных газовых сетей. Постановлением Правительства Омской области от 14.02.2018 № 41-п Ленинскому сельскому поселению Таврического муниципального района в рамках реализации мероприятия Подпрограммы но строительству газовых сетей предусмотрено предоставление субсидии на общую сумму 7 725 500 руб., в том числе, на строительство газовых сетей в д. Лапино - 1 852 500 руб., из которых за счет средств федерального бюджета - 1 497 700 руб., за счет средств областного бюджета - 354 800 руб.; на строительство газовых сетей в д. Новобелозеровка - 2 841 700 руб., из которых за счет средств федерального бюджета - 2 297500 руб., за счет средств областного бюджета - 544 200 руб.; на строительство газовых сетей в д. Черниговка - 3 031 300 руб., из которых за счет средств федерального бюджета - 2 450 700 руб., за счет средств областного бюджета - 580 600 руб.
После завершения работ по строительству газовых сетей, в период с 26.03.2019 по 5.04.2019 контрольно-счетной палатой Омской области проведена проверка действий администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области при использования субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2018 году на строительство распределительных газовых сетей в рамках государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области». По результатам проверки контрольно-счетной палатой Омской области составлен акт от 5.04.2019, согласно которому общая сумма неправомерно принятых и оплаченных ответчиком работ составила 292 500 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 224 500 руб., за счет средств областного бюджета - 53 300 руб., за счет средств местного бюджета - 14 700 руб.
24.04.2019 контрольно-счетной палатой Омской области в отношении администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области вынесено представление № 08-244 об устранении выявленных нарушений и недостатков. До настоящего времени представление ответчиком не исполнено.
Уточнив требования, прокурор просил взыскать с администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области денежные средства в бюджет Российской Федерации в размере 224 650,39 руб., в бюджет Омской области - 53 201,29 руб., в местный бюджет Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области - 14 623,77 руб. Возврат федеральных денежных средств осуществлять через областной консолидированный бюджет.
Решением Таврического районного суда Омской области от 30 сентября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 декабря 2019 г., исковые требования прокурора удовлетворены.
Взысканы с администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области денежные средства в бюджет Российской Федерации в размере 224 650,39 руб., в бюджет Омской области 53 201,29 руб., в местный бюджет Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области 14 623,77 руб. Указано, что возврат федеральных денежных средств осуществлять через областной консолидированный бюджет.
В кассационной жалобе администрация Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области просит судебные постановления отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что суд проигнорировал расхождение сведений из актов проверки контрольно-счетной палаты Омской области и актов о приемке выполненных работ. Приведенные расчеты, положенные в основу искового заявления и решения суда, являются в части не соответствующими действительности. Полагает, что отказ представителя администрации Ленинского сельского поселения от заявления ходатайства о назначении экспертизы не имеет значения, поскольку обязанность доказать размер ущерба возложена на истца. Сумма, заявленная истцом к взысканию, является необоснованной и не доказанной.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суды исходили из того, что общая сумма неправомерно принятых и оплаченных ответчиком невыполненных работ, в соответствии с расчетом истца, составила 292 475 руб. 45 коп., из которых 224 650 руб. 39 коп. - средства федерального бюджета. 53 201 руб. 29 коп средства областного бюджета, 14 623 руб. 77 коп. - средства местного бюджета.
Представленный истцом расчет был проверен на предмет соответствия законодательству и фактическим обстоятельствам дела с учетом позиции ответчика и признан верным. Он подтверждается материалами проверки, проведенной контрольно-счетной палатой Омской области в период с 26.03.2019 по 05.04.2019 и составленным по ее результатам актом контрольного мероприятия от 05.04.2019.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с актами проверки контрольно-счетной палаты Омской области со ссылкой на их несоответствие актам о приемке выполненных работ, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и отклонены на том основании, что в состав комиссии, осуществлявшей визуальный осмотр, входил в том числе глава Ленинского сельского поселения Левандовский А.А., который получил акты визуального осмотра, подписал их, при этом каких-либо возражений от администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области относительно результатов визуального осмотра в соответствии со Стандартом внешнего государственного финансового контроля СВГФК 55.201 «Общие правила проведения контрольного мероприятия и реализация его результатов Контрольно-счетной палатой Омской области» не поступило, акты всеми членами комиссии подписаны без возражений.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по опровержению представленного истцом расчета обоснованно возложена судом на администрацию Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчик обоснованность своих возражений относительно расчета истца не доказал, собственный расчет не представил, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлял.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства.
Судебные акты содержат выводы, которые соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и норм процессуального права, в том числе при оценке доказательств не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не имеет оснований для пересмотра вынесенных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от 30 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ленинского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области – без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи О.С. Дмитриева
С.В. Вульферт