ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-11676/2021 от 02.08.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-11676/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 августа 2021 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Гусева Д.А.

рассмотрел гражданское дело №2-821/2020 (УИД 22MS0077-01-2020-001420-76) по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в интересах Климовой Виолетты Игоревны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации,

по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 20 января 2021 г.,

по кассационной жалобе краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам» на решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 20 января 2021 г.

установил:

Прокурор Тогульского района Алтайского края обратился с исковым заявлением в интересах Климовой Виолетты Игоревны (далее по тексту -Климова B.И.) к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам» (далее по тексту - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам») о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации расходов па оплату нежилого помещения, отопления и освещения в сумме 10400 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Тогульского района была проведена проверка по обращению Климовой В.И. о нарушении законодательства при предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, связанных с возмещением расходов, понесенных истицей на оплату жилого помещения, отопления и освещения, размер которого устанавливается в твердой денежной сумме. Климова В.H. пользуется льготами как педагогический работник, проживающий в сельской местности. До ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу <адрес>. работала в <данные изъяты> учителем информатики, получала ежемесячную денежную компенсацию. После указанной даты сменила место регистрации на <адрес>, продолжая работать в должности учителя информатики в <данные изъяты>. О смене адреса регистрации Климова B.H. не сообщила в Управление социальной защиты пo Кытмановскому и Тогульскому районам, продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.

22 мая 2020 г. истец получила письмо от ответчика, в котором указывалось о том, что суммы ежемесячной денежной компенсации за период с 1 августа 2019 г. по 31 марта 2020 г. будут удержаны с нее в счет будущей компенсации в связи с нарушением ею пункта 2 Правил предоставления компенсации расходов па оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых н муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края № 103 от 30 марта 2017 г., выразившемся в несообщении о смене места регистрации.

За период с апреля 2020 г. по июнь 2020 г. в результате незаконных удержаний Климова В.Н. не получила компенсацию на сумму в размере 6240 рублей, которую в ее пользу просил взыскать прокурор.

В последующем прокурор Тогульского района уточнил исковые требования, просил взыскать ответчика в пользу Климовой В.И. сумму незаконно удержанной компенсации, произведенной ответчиком в период с 1 апреля 2020 г. пo 31 августа 2020 г. в размере 10400 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. исковые требования с учетом их уточнений были удовлетворены в полном объеме, с КГКУ «Управление социальной защиты населения пo Кытмановскому и Тогульскому районам» в пользу Климовой В.И. взыскана сумма незаконно удержанной компенсации, произведенной ответчиком в период с апреля 2020 г. по август 2020 г. в размере 10400 рублей.

Апелляционным определением Кытмановского районного суда Алтайского края от 20 января 2021 г. решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. оставлено без изменения.

В поданной представителем Министерства социальной защиты Алтайского края кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционного определения Кытмановского районного суда Алтайского края от 20 января 2021 г. как незаконных.

В поданной представителем краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам» кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционного определения Кытмановского районного суда Алтайского края от 20 января 2021 г. как незаконных.

Относительно доводов кассационных жалоб прокуратурой Тогульского района представлены письменные возражения.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не имеется оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года № 103 (далее по тексту - Правила от 30 марта 2017 г.) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, отопления или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно абзацу 1 пункта 5 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.

Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Климова В.И. является педагогическим работником <данные изъяты> Тогульского района Алтайского края, проживала и работала в сельской местности, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Климова В.И. снялась с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась по месту жительства по адресу: <адрес>, то есть сменила место жительства в пределах одного и того же населенного пункта.

Мировой судья, удовлетворяя исковые требования, руководствовался частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», пунктами 2, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. № 103 и исходил из того, что изменение места лишь тогда создает обязанность педагогического работника сообщить в управление социальной защиты населения об этом обстоятельстве, когда влечет утрату права на получение компенсации или изменений условий ее предоставления, тогда как Климова В.И не утрачивала права на компенсацию.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы мирового судьи, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.

Выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции не противоречит фактическим обстоятельствам дела, вывод судов о том, что ответчик не утратила право на получение компенсации, проживала и работала в сельской местности, изменение места жительства в пределах одного населенного пункта не повлекло утраты права на получение компенсации, подтверждается установленными судами обстоятельствами.

Доводы кассационных жалоб повторяют позицию, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.

Производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела. Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств, тогда как доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.

Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Доводы кассационных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 379,7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка Кытмановского района Алтайского края от 24 сентября 2020 г. и апелляционное определение Кытмановского районного суда Алтайского края от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Кытмановскому и Тогульскому районам» - без удовлетворения.

Судья Д.А. Гусев