ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-11680/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-1449/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 26 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Авериной Е.Г., Егоровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коптяевой В.А., Струкова С.С. к администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки
по кассационной жалобе Коптяевой В.А., Струкова С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2021 года,
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав объяснения Струкова С.С., представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края – Князевой Н.А., судебная коллегия
установила:
Коптяева В.А., Струков С.С. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края о признании за ними права на получение мер социальной поддержки в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017 в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на каждого.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2021 года исковое заявление Коптяевой В.А., Струкова С.С. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2021 года по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Туапсинский район по доверенности Синенко М.А. решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2021 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности. В обоснование доводов жалобы заявители указывают, что в судебные заседания суда первой инстанции Коптяева В.А., Струков С.С. предоставляли оригиналы всех документов, подтверждающих факт наличия у истцов гражданства Российской Федерации и постоянного места жительства в жилом помещении по адресу произошедшей чрезвычайной ситуации. По мнению кассаторов, факт того, что суд первой инстанции по неизвестной причине не заверил копии представленных документов, не может служить основанием для отмены решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений такого характера судом апелляционной инстанции, не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 5 июля 2021 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное происшествие – подтопление.
В результате данного происшествия жилому помещению по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, улица Заречная, дом 29, причинен ущерб.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 5 июля 2021 года № 1015 «О введении режима функционирования Туапсинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края «Чрезвычайная ситуация» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Туапсинский район.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017 утвержден Порядок оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, согласно которому граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека, единовременную финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на одного человека).
Списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, а также списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости, по утвержденной указанным постановлением форме, формируются на основании заявления гражданина, заключения и акта обследования (пункты 6-8 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017).
Решением администрации муниципального образования Туапсинский район истцам отказано во включении в соответствующие списки на получение помощи на том основании, что они не зарегистрированы по адресу, где произошла чрезвычайная ситуация - Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, .
Истцы являются гражданами Российской Федерации, Коптяева В.А. зарегистрирована по адресу: , Струков С.С. – Краснодарский край, поселок городского типа Джубга, .
Согласно данным домовой книги по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, , истцы Коптяева В.А., Струков С.С. не значатся, собственником является Арутюнян С.Г., в акт обследования утраченного имущества и заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации от 10 июля 2021 года не вписаны.
В подтверждение доводов о постоянном проживании в месте подтопления истцами представлены копии справок администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30 июля 2021 года №, №, согласно которым последние в момент подтопления проживали по упомянутому адресу, Коптяевой В.А. также представлена справка акционерного общества «Тандер» от 22 июля 2021 года о том, что она с 1 июня 2021 года работает продавцом в магазине «Магнит» без указания адреса торгового объекта.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Коптяевой В.А., Струкова С.С. о признании права на получение мер социальной поддержки, суд первой инстанции сослался на положения Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017, и исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт постоянного проживания истцов в домовладении по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, , со ссылкой на представленные справки органа местного самоуправления, акт обследования и заключение по адресу подтопления, показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Кравченко А.А., Ильченко Л.Г.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что представленные справки администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30 июля 2021 года №, № объективно не подтверждают факт постоянного проживания истцов на территории домовладения, которому причинен ущерб в связи с подтоплением, при этом справка акционерного общества «Тандер» от 22 июля 2021 года не содержит сведений о месторасположении магазина, в котором работает истец Коптяева В.А. Иных доказательств, объективно подтверждающих факт постоянного проживания в домовладении, в том числе, подлинников упомянутых справок органа местного самоуправления, в материалы дела не представлено. Учитывая, что истцами не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о постоянном проживании в жилом доме, которому причинен ущерб в связи с подтоплением, при том, что Коптяева В.А. и Струков С.С. фактически зарегистрированы по иному адресу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцами права на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда апелляционной инстанции правильными.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, администрацией муниципального образования Туапсинский район принят Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017.
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
При этом для получения единовременной материальной помощи обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.3 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года №1017).
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином части или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Из вышеизложенного следует, что обязательными условиями для включения граждан в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года, помимо прочего, является постоянное проживание в месте подтопления и регистрация в нем.
С целью реализации Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1017, на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года № 1018 «О проведении обследования жилых домов, попавших в зону чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года» созданы выездные комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате чрезвычайной ситуации и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Приведенные нормативные положения законодательства судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены правильно.
В материалах дела имеются копии справок администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30 июля 2021 года №, №, согласно которым Коптяева В.А., Струков С.С. в момент подтопления проживали по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, . Указанные справки представлены в виде копий, которые судом с оригиналом не сверены, имеют исправления в части даты начала проживания истцов в жилом доме, которые никем не заверены, оснований для выдачи не содержат.
Также в материалы дела представлена справка акционерного общества «Тандер» от 22 июля 2021 года о том, что Коптяева В.А. с 1 июня 2021 года работает продавцом в магазине «Магнит» без указания адреса торгового объекта.
Иных достоверных доказательств, объективно подтверждающих факт постоянного проживания истцов в домовладении по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, ,, в том числе, подлинники упомянутых справок органа местного самоуправления, в материалы дела не представлено, в то время как подтверждение реальности нахождения гражданина в месте его постоянного проживания не должно составлять для него труда.
Ввиду того, что право граждан на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей связано в силу приведенного выше правового регулирования, в том числе, с фактом постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, а истцы, как установлено судом и следует из материалов дела, зарегистрированы по иному адресу, ими не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о постоянном проживании в жилом доме, которому причинен ущерб в связи с подтоплением, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и, следовательно, является правомерным.
Кроме того согласно части 6 статьи 67 ГПК РФ при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
В силу части 2 статьи 71 ГПК РФ подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Из указанных норм закона следует, что наличие только копии документа при отсутствии оригинала не означает, что обстоятельство доказано.
Статьей 9 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; получать судебные повестки и иные судебные извещения, а также судебные постановления и их копии на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Представленные в подтверждение доводов искового заявления копии справок администрации Джубгинского городского поселения Туапсинского района от 30 июля 2021 года №, № не заверены, в материалах дела подлинники отсутствуют, на обозрение суду апелляционной инстанции не предоставлялись. Доказательства, безусловно свидетельствующие о наличии юридически значимых препятствий для реализации истцами их процессуальных прав, отсутствуют.
Учитывая изложенное, нельзя согласиться с таким основанием отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского областного суда, указанным в кассационной жалобе, как факт того, что суд первой инстанции не заверил копии представленных документов.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для его изменения или отмены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коптяевой В.А., Струкова С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи