ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-11759/2023
УИД 91RS0003-01-2021-002887-45
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 24 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Авериной Е.Г., Губаревой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 Айдера к администрации г. Симферополя, ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение, возврате имущества, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым по кассационной жалобе ФИО2 Айдера на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.12.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО6 обратился в суд с иском к администрации г. Симферополя, ФИО1, в котором просил установить факт утраты жилого помещения на территории Республики Крым, <адрес>, принадлежавшего семье ФИО2 Бахши, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с применением политических репрессий в виде высылки из г. Симферополя в 1944 году; возвратить ФИО2 Айдеру незаконно конфискованное имущество в виде квартиры по адресу: <адрес> либо предоставить равноценное жилье взамен.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2022 исковые требования ФИО6 удовлетворены частично. Установлен факт выбытия <адрес> из владения ФИО2 Бахши, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с применением репрессий в виде выселения в 1944 году из Крымской области. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО6 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на неверное применение судами норм Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", которым установлено право истца на жилье. Указывает на неверную оценку судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств по делу.
В судебном заседании ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно свидетельству о рождении ТЭ №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО2 Бактыша.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Бахши умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии Ш-ТУ№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Крымского районного суда Краснодарского края от 18.01.2021 установлен факт родственных отношений, а именно, что ФИО2 Бахши, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, являлся отцом ФИО2 Айдера, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ№-Б-100, выданной МВД Республики Узбекистана, ФИО2 Бакши (Бахши), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, по национальности татарин, на основании постановления ГОКО СССР от ДД.ММ.ГГГГ выселен в 1944 году из <адрес>. Проживал и состоял на учете спецпоселения в <адрес>. Затем прибыл на спецпоселение в <адрес>. От спецпоселения освобожден там же ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ со снятием ограничений по спецпоселению.
В соответствии с архивной справкой ТКУ РК «Государственный архив Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № С-2128, в адресной картотеке <адрес> периода немецко-фашистской оккупации 1941-1944 годов, по <адрес> значится ФИО2 (так в документе) Бахши, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, татарин. Карточка составлена ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № Б-77, выданной МВД по Республике Крым, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Уз.ССР, является сыном ФИО2 (ФИО2) Бакши (Бахши, Бахшиша) (так в документах), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, репрессированного в виде выселения по национальному признаку в 1944 году из Крымской области на спецпоселение в <адрес> и реабилитированного на основании пункта «в» ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реабилитации жертв политических репрессий» ДД.ММ.ГГГГ ИЦ МВД по Республике Крым. В соответствии с ч. 1 ст. 1.1. Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как находившийся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован. Заключение о реабилитации вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению Информационного центра МВД по Республике Крым от 12.03.2021, сведениями об имуществе и домовладениях, конфискованных при выселении по национальному признаку в 1944 году из Крыма, архив МВД по РК не располагает.
Согласно сообщению ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» от 23.04.2021 № Т-1411, в фонде Совета Народных комиссаров Крымской АССР, хранящемся в Государственном архиве Республики Крым, сведений об имуществе ФИО2 Бахши, проживавшего по <адрес>, не выявлено. Выдать архивную справку об имущественном положении семьи на момент депортации граждан в 1944 году не представляется возможным.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>, площадью 28,7 кв.м, является ФИО1.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца в части возврата ФИО2 Айдеру незаконно конфискованное имущество в виде квартиры по адресу: <адрес> либо предоставить равноценное жилье взамен, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. В связи с отсутствием сведений и доказательств конфискации либо изъятия у ФИО7 указанного имущества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имущество выбыло из его владения иным путем.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (п. «в» ст. 3 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1, заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в п. «в» ст. 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают лицу об отказе в выдаче такой справки.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое рачение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
ГПК РФ содержит примерный перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке; иное федеральное законодательство может предусматривать установление других юридических фактов. Например, установление факта политических репрессий и утраты в связи с этим имущества позволяет получить возмещение стоимости конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества или денежную компенсацию.
При установлении указанного юридического факта подлежат применению Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 926.
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» закреплено, что не подлежат возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем.
Также п. 3 Положения закрепляет, что возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством.
До 18.03.2014 на территории Республики Крым вопросы, связанные с восстановлением прав граждан Украинской СССР, репрессированных по политическим мотивам, были урегулированы Законом Украины от 17.04.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине». Статья 5 вышеуказанного закона закрепляет, что изъятые строения и иное имущество, по возможности (если дом не занят, а имущество сохранилось), возвращаются реабилитированному или его наследникам в натуре. При отсутствии такой возможности заявителю возмещается стоимость строений и имущества.
В соответствии со ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой ст. 16.1.
Частью 6 данной н ре не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.
Согласно части седьмой данной нормы, в случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома.
Так же, согласно ст. 16.1, возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации – в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».
Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Порядок возврата реабилитированным лицам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества (в дальнейшем – конфискованного имущества), возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации определяется Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 926 в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
Положение распространяется на граждан – жертв политических репрессий, в том числе на граждан, подвергшихся насильственному переселению в составе репрессированных народов, в отношении которых совершены незаконные действия по политическим мотивам на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, и реабилитированных в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
Согласно п. 1 Положения, конфискованным считается имущество, в отношении которого имеются указания в приговорах судов и решениях внесудебных органов.
Под изъятым понимается изъятое органами следствия имущество, в отношении которого не было судебных (внесудебных) решений о конфискации. Вышедшее иным путем из владения – имущество, оставленное, в частности бесхозным, а результате репрессирования его собственника или владельца, в отношении которого не было официальных решений о конфискации или изъятии.
В случае смерти реабилитированного лица, возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти (п. 2).
Согласно п. 3 Положения, возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось.
Согласно п. 4 Положения, вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованными в установленном законодательством порядке.
Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
В соответствии с п. 5 Положения, на основании заявления, документов и материалов, полученных от правоохранительных и иных органов, а также архивных учреждений, комиссией устанавливается факт конфискации имущества, определяется характер данного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.).
В случаях отсутствия документов о конфискации имущества, комиссия имеет право запрашивать необходимые документы у соответствующих органов контрразведки, внутренних дел, а также архивных и иных организаций по месту нахождения или реализации имущества на момент применения репрессий в целях проверки имущественных претензий граждан.
При отсутствии документальных сведений факт, конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке.
Согласно п. 9, реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома при условии, что эти жилые дома необходимы им с членами их семей для постоянного проживания, в случае освобождения занимаемых реабилитированными лицами жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда.
Лицам и членам их семей, проживающим в настоящее время в жилых домах, ранее принадлежащих реабилитированным лицам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления предоставляется равноценная жилая площадь либо оказывается помощь в строительстве жилья. До предоставления другого жилого помещения выселение лиц из возвращаемых домов не производится.
С согласия реабилитированных лиц вместо возврата в натуре жилого дома им в первоочередном порядке предоставляется благоустроенная жилая площадь, либо оказывается помощь в строительстве жилья, либо возмещается стоимость жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.
В соответствии с п. 18 Положения, споры, связанные с возвратом реабилитированным лицам и их наследникам имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Как верно указал суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы истца требование ФИО6 о возврате ему незаконно конфискованного имущества в виде квартиры по вышеуказанному адресу, не подлежит удовлетворению, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий в порядке, предусмотренном Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации. В случае нарушения решением Комиссии прав истца, спор может быть разрешен в судебном порядке.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь ормы установлено, что при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в разме
статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.04.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 Айдера – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева