ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-11943/2021 от 21.07.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88 – 11943/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 июля 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Стешовиковой И.Г.

судей Ирышковой Т.В., Белинской С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2021 г. по делу № 2-4877/2020 по иску ФИО1 к войсковой части 22280 и Военному комиссариату Ленинградской области о признании права на получение пенсии в повышенном размере, обязании включить в списки, направить денежный аттестат, внести запись в денежный аттестат, произвести перерасчет пенсии.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., объяснения представителя ФИО1ФИО5, действующего на основании доверенности <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд Санкт-Петербурга с иском к войсковой части 22280 и Военному комиссариату Ленинградской области о признании права на получение пенсии в повышенном размере, обязании включить в списки, направить денежный аттестат, внести запись в денежный аттестат, произвести перерасчет пенсии.

Истец просил признать за ним право на получение пенсии (выплаты) в повышенном размере 1,25 оклада по воинской должности, в соответствии с Перечнем видов деятельности, утвержденных Указом Президента РФ №1563 от 27.08.2000 г. «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ»; обязать войсковую часть 22280 включить его с 1 августа 2019 г. в списки военнослужащих, непосредственно участвующих в одном из видов деятельности, указанных в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ №1563 от 27.08.2000 г., имеющих право на перерасчет пенсии в повышенном размере; обязать Военный комиссариат Ленинградской области направить в войсковую часть 22280 денежный аттестат на ФИО1 для перерасчета ему пенсии в повышенном размере с учетом 1,25 оклада по воинской должности, начиная с 1 августа 2018. ; обязать войсковую часть 22280 внести (произвести) запись в денежный аттестат в размере 1,25 оклада по воинской должности, начиная с 1 августа 2018 г., в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ №1563 от 27.08.2000 года; обязать Военный комиссариат Ленинградской области после получения денежного аттестата из войсковой части 22280 произвести перерасчет пенсии в повышенном размере с учетом 1,25 оклада по воинской должности, начиная с 1 августа 2018 г.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 2003 по 2017 г.г. во время прохождения военной службы в в/ч №49719 по своим функциональным обязанностям ФИО1 непосредственно занимался обслуживанием ядерного оружейного комплекса до выхода на пенсию и получал повышенный должностной оклад в размере 1,25 оклада по воинской должности. Приказом командира воинской части №09436 ФИО1 исключен из списков личного состава в/ч №49719 с 22 июля 2018 г.

В приказе от 13 июля 2018 г. указано, что ФИО1 непосредственно выполнял работы в соответствии с Перечнем видом деятельности, утвержденных Указом Президента РФ №1563 от 27.08.2000 г. Такая же запись произведена и в его личном деле. Вместе с тем, выплата пенсии производится истцу без учета повышенного должностного оклада.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе заявитель ФИО1ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как незаконных и вынесении нового решения об удовлетворении его исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились они в следующем.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что приказом командира войсковой части №09436 от 21.02.2014 г. ФИО1 зачислен в списки личного состава воинской части на воинскую должность старшего бортового техника-испытателя авиационного отряда (на АН-26, АН-30) испытательной авиационной эскадрильи (на АН-26, АН-30, АН72), ему установлены: оклад по воинскому званию в размере 11000 руб.; оклад по воинской должности в размере 21500 руб. (13 тарифный разряд, сохранено право на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №305 от 17.03.1999 г. «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба»; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за классную квалификацию; ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 80% от оклада по воинской должности; ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в полном объеме.

Приказом командира войсковой части №09436 от 05.02.2015г. ФИО1 установлены дополнительные надбавки: ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 80% от оклада по воинской должности.

Приказом командира войсковой части №09436 от 15.02.2016г. ФИО1 установлены надбавки: в размере 70% от оклада по воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу на должностях летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), выполнившим установленные нормы налета в 2015 г.; ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 40% от оклада по воинской должности; ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>.

Приказом командующего войсками ЗВО от 29.03.2018 г. ФИО1 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом командира войсковой части №09436 от 13.07.2018 г. ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части №09436. В приказе указано, что ФИО1, выполнял работы в соответствии с Перечнем видом деятельности, утвержденных Указом Президента РФ №1563 от 27.08.2000 г.

Согласно письму Войсковой части 22280 от 17.12.2019 г. №221/13/5268 в Перечне, утвержденном Главнокомандующим Воздушно-космическими силами 27.12.2017 г., должность, занимаемая ФИО1, поименована не была.

На основании нового Перечня был издан приказ Министерства обороны РФ от 13.03.2018 г. №07, который допустил к выполнению специальных работ и установил оклад в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренного штатом, в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.200 г. №1563 для военнослужащих войсковой части №49719, наименование должностей которых были поименованы в указанном Перечне. Увеличение должностного оклада данным военнослужащим устанавливалось со дня вступления в исполнение должности. ФИО1 в указанный приказ включен не был, увеличенный должностной оклад ему не устанавливался. На момент освобождения ФИО1 от занимаемой должности старшего бортового техника-испытателя (корабля) и увольнения его с этой должности в запас, указанная должность была исключена из Перечня видов деятельности, участие в которой дает право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ №1563, в связи с чем, ФИО1 права на исчисление пенсии из увеличенного оклада по воинской должности по данному основанию не имеет.

Аналогичные сведения содержатся и в представленном истцом ответе Министерства обороны РФ от 11.07.2019 г. №2228/16/8817, где указано, что воинская должность «старший бортовой техник-испытатель авиационного отряда (на АН-26, АН-30) испытательной авиационной эскадрильи (АН-26, АН-30, АН-72) войсковой части 49719» в Перечне должностей Воздушно-космических сил, осуществляющих виды деятельности в соответствии с Указом Президента РФ №1563, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденном главнокомандующим Воздушно-космическими силами от 27.12.2017 г., отсутствует.

Из ответа войсковой части №09436 следует, что капитан ФИО1 с 2015 г. в мероприятиях по допуску к погрузке (выгрузке) и перевозке специальных грузов воздушным транспортном не участвовал.

Из приказа об исключении ФИО1 из списков личного состава от 13.07.2018 г. также следует, что надбавка в размере 25% на основании Указа Президента РФ №1563 ему не устанавливалась и не выплачивалась.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что исчисление (перерасчет) пенсии из окладов по воинским должностям, занимаемым военнослужащими в отдельные периоды службы, действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.

Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции согласился.

Отклоняя доводы жалобы истца, суд апелляционной инстанции указал, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось, поскольку на день увольнения меры социальной поддержки в виде дополнительного оклада в размере 1,25 оклада по воинской должности на основании Указа Президента Российской Федерации №1563 истцу не назначалась и не выплачивались, что ФИО1 не оспаривается, а действующим законодательством исчисление (перерасчет) пенсии из окладов по воинским должностям, занимаемым военнослужащими в отдельные периоды службы не предусмотрено.

При этом сам факт выполнения истцом в отдельные периоды службы работ в соответствии с Перечнем видом деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №1563 от 27.08.2020 года, отраженный в послужном списке и личном деле военнослужащего правового значения при рассмотрении данного спора не имеет, поскольку необходимым условием для пересмотра пенсии, назначенной лицу, уволенному с военной службы, в данном случае, является увеличение оклада по штатной должности, которую это лицо замещало на момент увольнения.

Указание на написание истцом рапорта на увольнение 21.12.2017 г. правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет и не может являться основанием для отмены постановленного судом решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций неправильными, так как они сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563), как следует из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе.

Пунктом 1 данного Указа утвержден Перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (далее также - перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации).

Подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в названном перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Подпунктом «д» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 Правительству Российской Федерации предписано утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

Перечни должностей Воздушно-космических сил, осуществляющих виды деятельности в соответствии с Указом Президента РФ №1563, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утверждались главнокомандующим Воздушно-космическими силами 30 сентября 2015 г., от 27 декабря 2017 г.

По смыслу приведенных правовых норм, право на получение социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, в частности на повышенные должностной оклад и оклад по воинской должности, возникает у гражданского персонала и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации при наличии совокупности двух условий: их непосредственного участия в деятельности, указанной в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и вхождения организаций и воинских частей, в которых они осуществляют вид деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам, в связи с чем, при разрешении споров о перерасчете пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 следует руководствоваться также Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Согласно части 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт «а» части 1 статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Абзацем первым подпункта «а» пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941) предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленная из этих окладов.

Таким образом, в силу изложенных положений Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной лицу, уволенному с военной службы, производится в связи увеличением денежного довольствия по штатной должности, которую это лицо замещало на момент увольнения. Такой перерасчет осуществляется исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленной из этих окладов).

Из системного толкования норм Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в их взаимосвязи следует, что для перерасчета военному пенсионеру пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 необходимо увеличение в связи с осуществлением социальной поддержки, предусмотренной подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, оклада по штатной должности, которую он замещал на момент увольнения. При этом для осуществления социальной поддержки, предусмотренной подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, обязательными условиями являются: непосредственное участие в период замещения названной должности в деятельности, указанной в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и вхождение воинской части, в которой осуществлялась такая деятельность, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Ввиду изложенного к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения исковых требований ФИО1 о признании права на перерасчет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 назначенной ему после увольнения с военной службы пенсии за выслугу лет, относятся: установление факта непосредственного участия ФИО1 в период прохождения им службы в должности старшего бортового техника-испытателя авиационного отряда (на АН-26, АН-30) испытательной авиационной эскадрильи (на АН-26, АН-30, АН72) войсковой части 49719 (из оклада по этой должности ФИО1 при увольнении с военной службы была назначена пенсия за выслугу лет) в одном из видов деятельности, перечисленных в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации; вхождение войсковой части 49719 в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности; установление факта увеличения в связи с осуществлением социальной поддержки, предусмотренной подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, оклада по штатной должности старшего бортового техника-испытателя авиационного отряда (на АН-26, АН-30) испытательной авиационной эскадрильи (на АН-26, АН-30, АН72), исходя из оклада по которой ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет.

Между тем суд первой инстанции при рассмотрении исковых требований ФИО1 о признании за ним права на перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 не применил приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи, не определил названные выше обстоятельства в качестве юридически значимых.

Суд первой инстанции при разрешении спора в обоснование своего вывода об отсутствии оснований для признания за ФИО1 права на перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. №1563 ограничился ссылкой на копии документов, представленных в материалы рассмотренного Ленинградским окружным военным судом 11 сентября 2019 г. административного дела №3а-12/2019 по административному иску ФИО1 об оспаривании бездействия командира войсковой части 09436, связанного с реализацией его права на получение пенсии в повышенном размере; ответом командира войсковой части 22280, согласно которому Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. №064 бывший военнослужащий войсковой части 49719 капитан запаса ФИО1 с 30 сентября 2015 г. был допущен к выполнению работ с установлением оклада в размере 1,25 оклада по воинской должности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года №1563, как занимающий должность «старший бортовой техник-испытатель (корабля) отдельного транспортного смешанного авиационного полка 6 армии ВВС и ПВО». В Перечне видов деятельности (утв. Главнокомандующим Воздушно-Космическими силами 30 сентября 2015 г.), участие в которой дает право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 №1563 также была поименована должность «старший бортовой техник-испытатель (корабля)». В декабре 2017 г. был издан новый Перечень (утв. Главнокомандующим Воздушно-космическими силами 27 декабря 2017 г.) и должность, ранее занимаемая ФИО1, в нем поименована не была (документов, подтверждающих перечисленные в ответе обстоятельства не приложено в силу их закрытого характера) (л.д.70), и сообщения аналогичного содержания Министерства обороны Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. (л.д. 157).

Однако такой вывод суда первой инстанции сделан с существенным нарушением норм процессуального права.

В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В нарушение приведенных выше норм процессуального права, вывод суда об отказе истцу в иске сделан со ссылкой на возражения ответчиков по делу без предоставления доказательств их обоснования, в том числе со ссылкой на закрытый характер таких документов, как Перечень должностей Воздушно-космических сил, осуществляющих виды деятельности в соответствии с Указом Президента РФ №1563, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденный главнокомандующим Воздушно-космическими силами 30 сентября 2015 г., и от 27 декабря 2017 г., денежный аттестат на ФИО1 судом не исследовался и не обозревался, как не выяснялись основания включения в Приказы командующего войсками ЗВО от 29.03.2018 г. о досрочном увольнении ФИО1 с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и об исключении ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части №09436 сведений о выполнении ФИО1, работы в соответствии с Перечнем видом деятельности, утвержденных Указом Президента РФ №1563 от 27.08.2000 г.

Ссылаясь в обоснование своего вывода об отсутствии оснований для признания за ФИО1 права на перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, суд первой инстанции такие нормативные документы, как Перечень должностей Воздушно-космических сил, осуществляющих виды деятельности в соответствии с Указом Президента РФ №1563, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденный главнокомандующим Воздушно-космическими силами 30 сентября 2015 г., и от 27 декабря 2017 г., имеющие гриф секретности, не исследовал, тогда как исходя из характера спорных отношений сторон заявленные исковые требования не могут быть разрешены без исследования и оценки документов, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>.

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Пунктом 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ предусмотрено, что в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной <данные изъяты>, рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Согласно абзацам второму и седьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной <данные изъяты>» к государственной <данные изъяты> относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято с нарушением правил подсудности.

Из материалов дела видно, что исковые требования ФИО1 о признании за ним права на перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», предъявленные им в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга, основаны в том числе, на нормативных положениях правовых актов, имеющих гриф секретности (Перечни видов деятельности, участие в которой дает право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа №1563).

В связи с этим суду первой инстанции необходимо было поставить на обсуждение вопрос о подсудности данного дела, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ гражданские дела, связанные с государственной <данные изъяты>, в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Однако этого судом первой инстанции (Выборгским районным судом Санкт-Петербурга) сделано не было.

Допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены и судом апелляционной инстанции.

Следовательно, вывод суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии правовых оснований для признания за ФИО1 права на перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» является неправомерным.

Ввиду изложенного решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2021 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 379.7 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения допущенных существенных нарушений закона.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции– Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи