ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-1196/2024 от 18.01.2024 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-1196/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-338/2024

УИД: 23RS0016-01-2023-000307-98

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бетрозовой Н.В.,

судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куц Н.Л. к Отделу установления пенсий № 9 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по кассационной жалобе Куц Н.Л., поступившей с делом 17 ноября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А., выслушав истца Куц Н.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика по доверенности Колюх В.А., судебная коллегия

установила:

Куц Н.Л. обратился в суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделу установления пенсий № 9 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее Отдел установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 1 декабря 2022 года истец подал ответчику с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду достижения 25 лет педагогического стажа. Решениями отдела установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю от 1 марта 2023 года и 27 апреля 2023 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, так как стаж педагогической деятельности составляет 24 года 5 месяцев 28 дней. Из специального стажа истца исключен период работы с 23 января 1989 года по 15 ноября 1990 года (1 год 10 месяцев 23 дня) в должности тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), поскольку пунктом 2 Списка от 29 октября 2002 года № 781 указанное наименование должности «тренер» не соответствует наименованию должности «тренер-преподаватель». Считает решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными. Обращает внимание, что ранее в действующем законодательстве не имелось различий между должностями «тренер» и «тренер-преподаватель», а в спорный период он работал тренером по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), то есть осуществлял педагогическую деятельность во внешкольном учреждении для детей. Работа истца была непосредственно связана с преподаванием детям; исполняемые им трудовые обязанности соответствовали обязанностям должности «тренера-преподавателя», что послужило основанием для обращения в суд.

Просил суд признать решение отдела установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю от 1 марта 2023 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, незаконным и отменить; признать решение отдела установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю от 27 апреля 2023 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, незаконным; обязать отдел установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю включить в специальный стаж, дающий право на указанную пенсию, период работы истца с 23 января 1989 года по 30 июня 1994 года в должности тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»); обязать назначить досрочную трудовую пенсию с момента подачи заявления, то есть с 1 декабря 2022 года.

Решением Ейского районного суда Краснодарского края от 24 июля 2023 года исковые требования Куц Н.Л. удовлетворены.

Суд постановил: признать незаконным и отменить решение от 1 марта 2023 года отдела установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю об отказе Куц Н.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, в связи с педагогической деятельностью; признать незаконным решение отдела установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю от 27 апреля 2023г. об отказе Куц Н.Л. в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости ранее достижения возраста, в связи с педагогической деятельностью; обязать отдел установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю включить в специальный страховой стаж Куц Н.Л., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы: - с 23 января 1989 года по 15 декабря 1990 года (1 год 10 месяцев 23 дня) - работа в качестве тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года решение Ейского районного суда Краснодарского края от 24 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Куц Н.Л.

В кассационной жалобе истец Куц Н.Л. просит отменить решение суда апелляционной инстанции, ввиду нарушения норм материального права, неправильного толкования закона и определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований

Обращает внимание, что с 23 января 1989 года по 15 декабря 1990 года, работая в должности тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), он осуществлял педагогическую деятельность во внешкольном учреждении для детей, в связи с чем его работа была непосредственно связана с преподаванием детям, а исполняемые трудовые обязанности соответствовали обязанностям должности «тренера-преподавателя». Само наименование ДЮСШ, свидетельствует о том, что это детско-юношеская школа, в которой предусмотрено преподавание.

В соответствии с Положением о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта, утвержденного Приказом Госкомспорта СССР от 9 апреля 1987 года, должность «тренера», как таковая, отсутствовала, имелись только должности «тренера-преподавателя».

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Считает, что суд первой инстанции обоснованно сослался на Приказ Госкомитета Российской Федерации по физкультуре и туризму от 28 декабря 1995 года «О вопросах пенсионного обеспечения» о том, что в соответствии со статьей 12 Закона «Об образовании» с 1992 года спортивная школа является образовательным учреждением, а должность «тренера» - педагогической деятельностью. Как законно указал в решении суд первой инстанции, доказательств, свидетельствующих о том, что Куц Н.Л. выполнялись обязанности, отличные от обязанностей «тренера-преподавателя», ответчиком не представлено.

Суд апелляционной инстанции проигнорировал представленные истцом в суде первой инстанции письменные доказательства, подтверждающие род его занятий, а именно: планы расписания учебных часов, должностные обязанности, почетные грамоты, подтверждающие факт работы по специальности «тренер-преподаватель».

По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции, не приняты во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства, такие как, показания допрошенного директора ДЮСШ Гостева А.А., подтвердившего подлинность документов, в том числе должностной инструкции; показания свидетелей, работавших совместно с истцом в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), подтвердивших факт работы истца с детьми.

Утверждает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, обоснованно пришел к выводу о том, что в спорные периоды трудового стажа, истцом Куц Н.Л. выполнялись должностные обязанности «тренера-преподавателя».

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 1 декабря 2022 года Куц Н.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в отдел установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

1 марта 2023 года и 27 апреля 2023 года решениями отдела установления пенсий № 9 ОСФР по Краснодарскому краю Куц Н.Л. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку стаж педагогической деятельности составляет 24 года 5 месяцев 28 дней. В специальный стаж не включен спорный период работы истца: с 23 января 1989 года по 15 ноября 1990 года (1 год 10 месяцев 23 дня) в должности тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), по причине отсутствия в разделе «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года № 781 должности «тренер по футболу».

В трудовой книжке истца Куц Н.Л. от 15 октября 1986 года серии АТ-III № 7836206 имеются записи о периодах работы: с 23 января 1989 года по 15 ноября 1990 года в должности тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия»; с 16 ноября 1990 года переведен на должность директора Камышеватской ДЮСШ при профкоме колхоза «Кубань»; 1 июля 1994 года уволен в порядке перевода.

С 1989 года по 1994 год истец Куц Н.Л. обучался в Кубанской государственной академии физической культуры, получил высшее образование по специальности «физическая культура».

Полагая данные отказы ответчика незаконными, истец обратился в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя требования Куц Н.Л., суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, пришел к выводу о включении спорного периода работы истца в специальный (педагогический) стаж, так как истец Куц Н.Л. выполнял должностные обязанности «тренера-преподавателя» в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия», которая являлась внешкольным учреждением для детей.

Суд первой инстанции отметил, что ненадлежащее оформление записи в трудовой книжке о занимаемой истцом должности, не свидетельствует о невыполнении в спорный период Куц Н.Л. трудовых обязанностей «тренера-преподавателя».

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Куц Н.Л., суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период работы истца тренером по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань») необоснованно включен судом в специальный стаж, поскольку наименование должности не предусмотрено Списками, а поэтому на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии стаж педагогической деятельности Куц Н.Л., на соответствующих видах работ, составил менее 25 лет педагогической деятельности, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно части 3 статьи 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же Федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

-Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

-Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Судом установлено, что в спорный период трудовой деятельности истца Куц Н.Л. с 23 января 1989 года по 15 ноября 1990 года в должности тренера по футболу в ДЮСШ при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), наименование учреждения соответствовало требованиям закона, поскольку спортивная школа является образовательным внешкольным учреждением для детей.

В материалах дела имеется должностные обязанности тренера-преподавателя ДЮСШ профсоюзного комитета колхоза «Россия», утвержденные директором профсоюзного комитета колхоза «Россия» и председателем профсоюзного комитета «Россия» 17 мая 1988 года, согласно которым, должностные обязанности тренер-преподаватель проводит на высоком идейном, научном и методическом уровне. Добивается повышения уровня знаний и мастерства учащихся. Планирует проведение занятий, обеспечивает выполнение учебной программы, принимает участие в соревнованиях, выставках, концертах и других массовых мероприятий. Контролирует соблюдение учебной дисциплины учащихся, ведет учет посещаемости ими занятий. Обеспечивает безопасность проводимых занятий и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Тренер-преподаватель должен знать: постановления и решения партии, правительства и т.д.; постановления, приказы, распоряжения и другие руководящие материалы по культурно-просветительной и внешкольной работе; программы работы по соответствующему профилю и методические рекомендации к ним; формы и методы проведения работы с учащимися. Продолжительность рабочего времени тренера-преподавателя не должна превышать 41 часа в неделю. Тренеру-преподавателю определяется учебно-преподавательская нагрузка (до шести академических часов в день или 36 часов в неделю). В течение остальной части рабочего времени выполняется организационная, методическая работа.

В планах распределения учебных часов в группе НП-1 отделения футбола на первое и второе полугодие 1989/1990 года, составленные и подписанные Куц Н.Л., его должность указана как «тренер-преподаватель».

12 августа 1989 года Куц Н.Л., тренер-преподаватель по футболу ДЮСШ профсоюзного комитета колхоза «Россия» награжден Почетной Грамотой в связи с Днем физкультурника.

25 марта 1990 года Куц Н.Л., тренер-преподаватель по футболу ДЮСШ профсоюзного комитета колхоза «Россия» награжден Грамотой за активное участие в подготовке и проведении спортивного праздника «Папа, мама и я - спортивная семья».

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 30 апреля 1952 года № 2140 «Об упорядочении сети и утверждении типовых штатов и должностных окладов работников внешкольных учреждений министерств просвещения союзных республик» детская спортивная школа внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1975 года № 767 «О номенклатуре и порядке создания внешкольных учреждений», Приказом Министра просвещения СССР от 12 января 1976 года № 10 «Об утверждении номенклатуры внешкольных учреждений» детская спортивная школа также внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.

В соответствии с пунктом 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года 3 1-63-И 2О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к работе по специальности, предусмотренной абзацем 2 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, относится, в частности, работа во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве тренера-преподавателя.

Положением о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта, утвержденным Приказом Госкомспорта СССР от 9 апреля 1987 года № 223, предусмотрена должность «тренер-преподаватель».

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность «тренер-преподаватель», а в разделе «Наименование учреждений» - учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения), в том числе «детско-юношеские спортивные школы всех наименований».

Указанные должность и учреждение были предусмотрены также Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Из приказа Госкомитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 28 декабря 1995 года № 1558-ИТ, с 1952 года спортивная школа является образовательным учреждением, а должность тренера - педагогической деятельностью.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» предусмотрена должность «тренер-преподаватель», должность же «тренер» не предусмотрена.

Исходя из совокупности письменных доказательств, истец Куц Н.Л., работая в детской юношеской спортивной школе при профкоме колхоза «Россия» (колхоза «Кубань»), относящейся к учреждению образования, осуществлял педагогическую деятельность и фактически исполнял обязанности «тренера-преподавателя».

В трудовой книжке истца Куц Н.Л., наименование должности записано как «тренер по футболу», вместе с тем представленные письменные доказательства подтверждают факт осуществления истцом в спорный период трудовой деятельности в должности «тренера-преподавателя», в образовательном учреждении для детей.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Куц Н.Л., являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.

В соответствии с частями 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2920-О).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Право на досрочную страховую пенсию Куц Н.Л. реализовано 1 декабря 2022 года.

В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если право на страховую пенсию по старости возникло в 2022 году, то срок назначения пенсии не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

На основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

30 апреля 2022 года истец Куц Н.Л. достиг возраста 56 лет.

Вместе с тем, досрочная страховая пенсия педагогическим работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа, который с 2022 года составляет 48 месяцев.

Судом апелляционной инстанции не истребовано выплатное (пенсионное) дело на истца Куц Н.Л., в том числе вопрос о времени приобретения истцом специального стажа (25 лет), не исследовался.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как разъяснено в пункте 5 части 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума).

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Данным требованиям судебный акт суда апелляционной инстанции не соответствует.

При таких обстоятельствах апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.

Председательствующий Н.В. Бетрозова

Судьи М.А. Парасотченко

И.И. Мотина