ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-12053/2022 от 18.08.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 59MS0133-01-2021-002870-94

Дело №88-12053/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 18 августа 2022 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Зеленовой Е.Ф., рассмотрев гражданское дело №2-3/2022 по иску Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Кудымкарский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Субботину Андрею Владимировичу о взыскании задолженности за оказание социальных услуг,

по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Кудымкарский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на апелляционное определение Кудымкарского городского суда Пермского края от 19 апреля 2022 года.

установил:

Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Кудымкарский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за оказанные социальные услуги за период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года в размере 9 713,20 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.

В обосновании исковых требований истец указал, что на основании путевки Министерства социального развития Пермского края № 200239 от 31 сентября 2020 года, с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг от 22 ноября 2019 года, 23 сентября 2020 года между ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» и ФИО1 был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания № 1752. По окончании месяца исполнителем договора составляются акты приемки-сдачи оказанных социальных услуг с указанием наименования социальной услуги, количества фактически предоставленных услуг, стоимость и сумма. Ответчик акты не подписывает, мотивируя тем, что услугами он не пользуется. В период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года ФИО1 должен был вносить плату за оказанные социальные услуги ежемесячно в размере 11 925,73 руб., однако произвел оплату за спорный период частично из расчета 10 711,85 руб. в месяц. В связи с чем за период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года образовалась задолженность в размере 9 713,20 руб. (11925,73 - 10711,58 х 8 месяцев). ФИО1 вручено требование об оплате задолженности, требование ответчиком не исполнено, задолженность не погашена.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Кудымкарского судебного района Пермского края от 13 января 2022 года с ФИО1 в пользу ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» взыскана сумма задолженности за оказание социальных услуг за период с марта 2021 года по октябрь 2021 года в размере 9 713,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины.

Апелляционным определением Кудымкарского городского суда Пермского края от 19 апреля 2022 года решение мирового судьи судебного участка № 4 Кудымкарского судебного района Пермского края отменено, в удовлетворении исковых требований ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» отказано.

В кассационной жалобе ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что стороны при заключении договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме стационарного обслуживания согласовали все условия договора, в том числе условие о стоимости услуг, предусмотренных договором. Судом апелляционной инстанции не учтено, что заключенным между сторонами договором предусмотрено право ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» в одностороннем порядке изменить размер оплаты услуг, известив об этом заказчика в течение двух дней со дня внесения изменений. Кроме того, по условиям договора ФИО1 был обязан своевременно информировать учреждение об изменении обстоятельств, обуславливающих потребность в предоставлении социальных услуг, и влияющих на размер среднедушевого дохода. ФИО1 такие сведения предоставлены не были. В досудебном порядке ФИО1 был уведомлен об имеющейся у него задолженности за оказанные социальные услуги, письменных и устных претензий после получения уведомления от ФИО1 в адрес учреждения не поступало.

Кассационная жалоба рассмотрена судьей в порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 07 октября 2019 года ФИО1 обратился в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам с заявлением о предоставлении социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания в интернате общего типа.

22 ноября 2019 года составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг ФИО1 № 24/2019-И. В тот же день отделом по Пермскому муниципальному району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам принято решение о признании ФИО1, нуждающимся в социальном обслуживании, с указанием того, что имеет право на предоставление социальной услуги с частичной оплатой, размер платы составляет не более 10 711,58 руб.

31 августа 2020 года Министерством социального развития Пермского края ФИО1 выдана путевка № 200239 для зачисления в ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ».

Приказом директора ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» от 23 сентября 2020 года № 184 ФИО1 зачислен на стационарное обслуживание и поставлен на довольствие в учреждении.

23 сентября 2020 года между ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» (исполнитель) и ФИО1 (заказчик) заключен договор № 1752 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, по условиям которого исполнитель взял на себя обязательства оказать социальные услуги заказчику на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг заказчика, а заказчик в свою очередь принял обязательство оплачивать услуги, за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.

Согласно пунктам 1.2.-1.4. договора сроки и условия предоставления конкретной услуги устанавливаются в соответствии со сроками, предусмотренными индивидуальной программой; виды, сроки, периодичность и стоимость указаны в перечне социальных услуг; место оказания услуг: 619000, <...>; по результатам оказания услуг исполнитель представляет заказчику акт приемки-сдачи оказанных услуг, подписанный исполнителем.

Подпунктом «е» пункта 2.1 договора установлено, что исполнитель обязан своевременно информировать заказчика в письменной форме об изменениях порядка и условий предоставления услуг, предусмотренных договором, а также их оплаты.

Исполнитель имеет право в одностороннем порядке изменить размер оплаты услуг, установленный в разделе № 3 договора, в случае изменения среднедушевого дохода заказчика и (или) предельной величины среднедушевого дохода, установленной Законом Пермского края, известив об этом письменно заказчика в течение двух дней со дня таких изменений (подпункт «в» пункта 2.2 договора)

Подпунктом «д» пункта 2.3 договора установлена обязанность заказчика оплачивать услуги в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором.

В соответствии с пунктом 3.1 договора стоимость услуг по договору определяется в соответствии с перечнем (приложение № 1) и индивидуальной программой, и составляет 18 721,84 руб. Заказчик осуществляет ежемесячную оплату фактически оказанных социальных услуг в соответствии с актом оказанных услуг, при этом размер оплаты не может превышать 75 % среднедушевого его дохода (пункт 3.2 договора). Срок оплаты установлен в пункте 3.3 договора - не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем их оказания, или 100% предоплатой в текущем месяце как наличным, так и безналичным расчетом.

По состоянию на 22 ноября 2019 года среднедушевой доход ФИО1 для предоставления социальных услуг составлял 14 282,11 руб., соответственно размер платы за оказанные социальные услуги не мог превышать 10 711,58 руб. (14 282,11 х 75 %).

11 января 2021 года отделом по г. Кудымкару и Кудымкарскому муниципальному округу Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу произведен расчет среднедушевого дохода ФИО1 для предоставления социальных услуг за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, размер которого составил 15 900,98 руб., соответственно размер оплаты за оказанные социальные услуги не мог быть более 11 925,73 руб. (15 900,98 х 75 %).

В материалы дела представлены акты приемки-сдачи оказанных социальных услуг за период с 01 января 2021 года по 31 октября 2021 года; в которых отражена стоимость социальных услуг, подлежащих оплате ФИО1 - 10 711,58 руб. за месяц; акты ФИО1 не подписаны, факт получения актов ФИО1 не отрицал.

На основании заявления ФИО1 в период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонное) производило перечисление в ГБУ ПК «Кудымкарский ДИЛИ» с пенсии ФИО1 в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания ежемесячно по 10 711,58 руб.

01 ноября 2021 года ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» вручило ФИО1 уведомление о наличии у него задолженности за период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года за оказанные социальные услуги в размере 9 713,20 руб. (11 925,73 – 10 711,58 х 8 месяцев), ФИО1 предложено добровольно погасить задолженность.

Требование ФИО1 не исполнено.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ», мировой судья исходил из того, что при заключении договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания стороны согласовали все условия в соответствии действующим законодательством, установив, что в спорный период ФИО1 предоставлялись социальные услуги, которые подлежали оплате в размере 11 928,73 руб. ежемесячно (75% среднедушевого дохода ответчика), последний вносил оплату в размере 10 711,58 руб., в связи с чем пришел к выводу о наличии у ответчика перед истцом задолженности за период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года в размере 9 713,20 руб.

Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решение мирового судьи и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 421, 424, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом Министерства социального развития Пермского края от 17 октября 2014 года № СЭД-33-01-03-517 «Об установлении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», исходил из того, что условиями заключенного между сторонами договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания от 23 сентября 2020 года предусмотрено право исполнителя изменить размер оплаты услуг в случае изменения размера среднедушевого дохода заказчика, с направлением письменного уведомления в адрес заказчика в течение двух дней со дня таких изменений; установив, что соответствующее уведомление в адрес ФИО1 не направлялось, на протяжении спорного периода к оплате за предоставленные услуги ФИО1 выставлялась стоимость услуг в прежнем размере (10 711,58 руб.), пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 задолженности за предоставленные услуги за период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года в размере 9713,20 руб.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений, доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Настаивая на отмене судебного постановления, ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» ссылается на то, что стороны при заключении договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме стационарного обслуживания согласовали все условия договора, в том числе условие о стоимости услуг, предусмотренных договором, договором предусмотрено право ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» в одностороннем порядке изменить размер оплаты услуг, ФИО1 своевременно не уведомил ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» об изменении обстоятельств, влияющих на размер среднедушевого дохода, ответчик был уведомлен об имеющейся у него задолженности за оказанные социальные услуги.

Приведенные истцом доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно признаны несостоятельными.

Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, с 01 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе понятия "получатель социальных услуг", означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и "поставщик социальных услуг", означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").

В части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Норма, аналогичная положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, содержится в приказе Министерства социального развития Пермского края от 17 октября 2014 года № СЭД-33-01-03-517 «Об установлении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания».

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

Так, в соответствии с подп. «ж» пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Проанализировав вышеприведенные положения действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления социальных услуг гражданам, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Определение стоимости предоставляемых социальных услуг на момент заключения договора, согласование сторонами возможности одностороннего порядка изменения стоимости услуг, порядка изменения цены услуг, является способом свободной реализации гражданских прав (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положения заключенного между ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» и ФИО1 договора № 1752 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также право ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» на одностороннее изменение стоимости предоставляемых услуг сторонами не оспариваются.

Вместе с тем, исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, изучив содержание договора № 1752 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания от 23 сентября 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на одностороннее изменение стоимости услуг возникает у исполнителя при соблюдении условия договора об уведомлении заказчика об этом в письменном виде в течение двух дней со дня таких изменений.

При разрешении спора доказательств уведомления ФИО1 о необходимости оплачивать предоставляемые социальные услуги в большем размере не представлено, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции в период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года в предъявленных для подписи ФИО1 актах приема-передачи была выставлена к оплате сумма в размере 10 711,58 руб.

Указанные обстоятельства свидетельствует о несоблюдении ГБУ ПК «Кудымкарский ДИПИ» предусмотренного договором порядка изменения цены услуги.

С учетом изложенного, у ФИО1 отсутствовала обязанность в период с 01 марта 2021 года по 31 октября 2021 года вносить оплату за предоставленные услуги в размере, превышающем сумму, указанную в актах.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, правильность выводов судов не опровергают, повторяют позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, правовая оценка которой отражена в оспариваемом судебном постановлении.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

апелляционное определение Кудымкарского городского суда Пермского края от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Кудымкарский дом-интернат для престарелых и инвалидов» – без удовлетворения.

Судья Зеленова Е.Ф.