ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-12079/2022 от 16.05.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

36RS0036-01-2021-000273-44

№ 88-12079/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов 16 мая 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Н.А.

судей Булатовой Е.Е., Филатовой В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО8, в интересах ФИО9, к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Таловского района» о признании права на ежемесячную денежную выплату на ребенка, понуждении к выплате, взыскании убытков, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ФИО1 ФИО10

на решение Таловского районного суда Воронежской области №2-182/2021 от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда №337123/2021 от 21 декабря 2021 года, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском в интересах малолетней ФИО3, к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Таловского района» (далее – КУ Воронежской области «УСЗН Таловского района») о признании права на ежемесячную денежную выплату на ребенка, понуждении к выплате, взыскании убытков, компенсации морального вреда.

Решением Таловского районного суда Воронежской области от 10 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения Таловского районного суда Воронежской области от 10 августа 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального права, и принятии решения об удовлетворении исковых требований или направлении дела на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО2 12 августа 2020 года обратилась в КУ Воронежской области «УСЗН Таловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением КУ Воронежской области «УСЗН Таловского района» от 7 сентября 2020 года № ФИО2 отказано в назначении этой выплаты на основании статьи 4 Закона Воронежской области от 10 апреля 2020 года №31-ОЗ «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и пункта 6.5 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 14 мая 2020 года №401, поскольку установлено превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в соответствии с Законом Воронежской области от 6 декабря 1999 года №126-II-ОЗ «О прожиточном минимуме в Воронежской области».

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе, дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами (подп. "з" п. 3.1 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 21.04.2021 №206). Суд согласился с расчетом среднедушевого дохода семьи, который был произведен КУ Воронежской области «УСЗН Таловского района» и пришел к выводу о правомерности отказа в назначении меры социальной поддержки ввиду превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума.

С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанций, дополнительно указав, что статья 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяется для определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами, тогда как в соответствии с пунктом 4.4 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 21.04.2021 №206, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).

Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.

Такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, с пониженным, по сравнению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, уровнем среднедушевого дохода.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от N 384 от 31.03.2020 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее Основные требования), которые применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения указанной ежемесячной выплаты (п. 1); ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (п. 2); ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 5).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты.

В силу п. 2 преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от N 384 от 31.03.2020 Правительством Российской Федерации рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; а также установить при необходимости требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты.

Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден Постановлением Правительства Воронежской области от 21.04.2021 №206 (далее - Порядок).

Исходя из названных выше нормативных правовых актов указанная ежемесячная денежная выплата назначается, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Воронежской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты.

В соответствии с подп. "з" п. 3.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 21.04.2021 №206, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

Предметом настоящего спора является порядок расчета дохода супруга истицы от операций с ценными бумагами, поскольку от этого зависит расчет среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.

В кассационной жалобе истица указывает, что указанная в справке в качестве дохода в 2019 году сумма 1488552,96 руб. представляет собой оборот по сделкам с ценными бумагами, тогда как реальный доход супруга составил 3689,86 руб., учитывая понесенные им расходы по операциям с ценными бумагами. В 2020 года чистый реальный доход ее супруга составил 7903,70 руб.

Как следует из ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены в ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям: 1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке (п. 1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации); 4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта; 5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

В соответствии с пунктом 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 10 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.

В соответствии с пунктом 12 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.

Согласно пункту 14 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 настоящей статьи.

Таким образом, понятие дохода по операциям с ценными бумагами изложено в ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Деятельность на рынке ценных бумаг подразумевает не только получение дохода, но и наличие неизбежных расходов, которые принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы.

Из письма от 11.04.2016 N БС-4-11/6236 ФНС России о документальном подтверждении доходов по операциям с ценными бумагами для целей НДФЛ следует, что документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ. ФНС России также сообщает, что в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Согласно приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/3 87@ к кодам вычетов, уменьшающим налоговую базу в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, относятся коды вычетов с 201 по 210.

В Письме от 25 июня 2021 года N БС-311.4593@ "О получении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" Федеральная налоговая служба России изложила свою позицию, в котором указало, что, по мнению ФНС России, доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201).

Таким образом, при налогообложении доходов физических лиц необходимо руководствоваться п. 12 ст. 214.1 Налогового кодекса, согласно которой финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса. Положения статьи 214.1 Кодекса определены в целях налогообложения прибыли. Определение сумм дохода физических лиц для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет не относится к компетенции налоговых органов.

Однако суды приведенные нормативные положения, определяющие условия определения размера среднедушевого дохода семьи и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, к спорным отношениям применили неправильно.

Как указывает истец в исковом заявлении и кассационной жалобе и подтверждается справками 2 НДФЛ Банк ВТБ (ПАО) доход ФИО12 в 2019 году, с которого исчислен налог на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами, составил 3689,86 руб.; в 2020 году – 7903,70 руб.

При этом в справках о доходах указано, что ФИО13 был получен доход по коду 1530 (доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг) и понесены расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код 201).

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами допущено неправильное толкование норм материального права, поскольку доход, полученный супругом истицы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), определен без учета понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201).

Суд апелляционной инстанции в обоснование своих выводов указал, что в соответствии с пунктом 4.4 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 21.04.2021 №206, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, как указано выше, до вычета налогов сумма дохода ФИО14 была определена налоговым органом в размере 3689,86 руб. и 7903,70 руб., и именно с этих сумм им были уплачены налоги.

Кроме того, в обоснование своих выводов суд апелляционной инстанции указал на то, что налоговые вычеты и льготы сумму дохода семьи не уменьшают. Между тем, судами не учтено, что расходы по операциям с ценными бумагами не являются налоговым вычетом, поскольку они не перечислены в статьях 218, 219, 219.1, 220, 221 Налогового кодекса Российской Федерации.

Более того, в сходной правовой ситуации, Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию, в соответствии с которой налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц может определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.12.2019 N 3576-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И. на нарушение ее конституционных прав статьями 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 6 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе адвокатами, не содержат неопределенности и при установлении налогооблагаемого дохода налогоплательщика, являющегося адвокатом, предполагают возможность применения, в том числе профессиональных, налоговых вычетов.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций дано неправильное толкование взаимосвязанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 в части определения размера доходов для целей получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Судами первой и апелляционной инстанций должно быть принято во внимание, что указанная выплата является социальной, имеет целевое назначение, поскольку назначается на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с чем недопустим формальный подход к рассмотрению спора, в том числе, в части исчисления среднедушевого дохода семьи.

При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Таловского районного суда Воронежской области от 10 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 декабря 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Таловский районный суд Воронежской области.

Председательствующий

Судьи