ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-1214/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 25 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Юдиной С.В., Матросовой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2021 года гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Саратовской области Министерства обороны Российской Федерации о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца
по кассационной жалобе ФИО1
на решение Вольского районного суда Саратовской области от 25 июня 2020 года по гражданскому делу № 2-1-313/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 сентября 2020 года по гражданскому делу № 33-5578/2020,
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В.,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Саратовской области Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Военкомат Саратовской области) о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 сентября 2020 года, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для назначения ей выплаты пенсии по потери кормильца, поскольку ей выдана справка, что семья погибшего ФИО2 имеет право на льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР № 59-27 от 17 января 1983 года.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ, в добровольном порядке через ФИО3 РВК направлен в 657 отделение торговли (при 201 мотострелковой дивизии, войсковая часть 84397 «О» г. Кундуз Республики Афганистан) водителем автомашины КАМАЗ.
Выполняя служебный интернациональный долг, ФИО10. погиб ДД.ММ.ГГГГ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1988 года ФИО11. награжден орденом Красной Звезды.
Согласно справке 657 отделения торговли от 15 апреля 1988 года № 238/4 семья погибшего ФИО6 имеет право на льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР № 59-27 от 17 января 1983 года.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются копией извещения военного комиссариата от 21 апреля 1988 года № 32765, копией свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, ФИО6 с 1979 года состоял в зарегистрированном браке с ФИО1, которая, согласно сведениям ГУ – УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) с 12 октября 2015 года является получателем страховой пенсии по старости, а также ежемесячной денежной выплаты.
23 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в адрес Военкомата Саратовской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, на которое 16 января 2020 года дан ответ об отказе в его удовлетворении.
Согласно ответу Центра социального обеспечения Военкомата Саратовской области право на получение пенсии по случаю потери кормильца умерших военнослужащих определяется на основании статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей», и распространяется на лиц, проходивших военную службу. Учитывая, что ФИО2 работал водителем в 657 отделении торговли, откуда направлен в Республику Афганистан для перевозки груза, военнослужащим не являлся, право на получении пенсии по случаю потери кормильца и ежемесячной денежной компенсации по линии Министерства обороны Российской Федерации у ФИО1 не имеется.
Как следует из ответа ГУ – УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) на обращение ФИО1, Управление вернется к рассмотрению вопроса о праве на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца после получения ответа из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации о статусе ФИО6 как военнослужащего.
Подпунктом «е» пункта 1 Постановления Совета Министров СССР № 59-27 от 17 января 1983 года предусмотрено право на получение пенсии по случаю потери кормильца женам военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, независимо от нахождения их на иждивении военнослужащих, а женам - и независимо от времени, прошедшего со дня смерти военнослужащего до достижения ими престарелого возраста или наступления инвалидности. Пенсии женам назначать по достижении 50-летнего возраста. Пунктом 5 вышеуказанного Постановления предписано Министерству обороны, Комитету государственной безопасности СССР и Министерству внутренних дел СССР обеспечить предоставление указанных льгот военнослужащим, рабочим и служащим, указанным в постановлении, и их семьям.
Распоряжением Совета Министров СССР от 10 апреля 1987 года 813рс установленные подпунктом «е» пункта 1 Постановления № 59-27 льготы распространены при назначении и выплате пенсий по случаю потери кормильца на нетрудоспособных родителей, жен и детей рабочих и служащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии и увечья, полученных при выполнении интернационального долга в Демократической Республики Афганистан, независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, направивших в эту страну рабочих и служащих.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ) пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.
Исходя из положений пункта 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, и случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящего Постановления) производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты страховых пенсий.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
Исходя из положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в отношении лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609 работа по пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей осуществляется через военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, являющихся территориальными органами Министерства обороны РФ.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, Министерство обороны РФ через свои территориальные органы рассматривают вопросы назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей. Вопросы пенсионного обеспечения лиц, не являющихся военнослужащими, к компетенции Министерства обороны не относятся и должны рассматриваться территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении пенсии по случаю потери кормильца, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли обоснованному выводу, что ФИО1 не имеет права на назначение и выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, поскольку ее супруг не являлся военнослужащим. Вопросы пенсионного обеспечения лиц, не являющихся военнослужащими, к компетенции Министерства обороны не относятся.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года №1609, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 4 марта 2002 года № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсий в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ФИО1 в жалобе доводы о наличии оснований для назначения пенсии по потере кормильца, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Ссылку в кассационной жалобе на необходимость применения Постановления Совета Министров СССР № 59-27 от 17 января 1983 года для назначения ей пенсии по потери кормильца, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку разрешение вопроса о распространении на вдов граждан из числа рабочих и служащих Советской Армии, погибших при исполнении служебных обязанностей и интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, льготных условий назначения пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренных для вдов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших или умерших вследствие военной травмы, составляет дискрецию федерального законодателя, который не предусмотрел указанных льгот в законах, регулирующих пенсионное обеспечение данной категории граждан.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 3 сентября 2020 года – оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: