ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-121/2022 от 15.02.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-121/2022 - (88-25940/2021)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

15 февраля 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Дурновой Н.Г.,

судей Штырлиной М.Ю., Иванова А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С», кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ЖКХ «Шемяк», кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью коммунального хозяйства «Авдон», кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 г. по гражданскому делу № 2-38/2021 по иску и.о. прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Республики Башкортостан, ООО ЖКХ «Шемяк», ООО «Коммунальное хозяйство «Авдон», ООО «Сервис-С», ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп» о признании действий незаконными.

Заслушав доклад судьи Штырлиной М.Ю., пояснения посредством вэб-видеоконференц-связи представителя ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ООО «Сервис-С» ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заключение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, проверив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия

установила:

Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО ЖКХ «Шемяк», ООО Коммунальное хозяйство «Авдон», ООО «Сервис-С», ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп» о признании действий и бездействя ответчиков незаконными и возложении обязанностей.

Требования мотивированы тем, что проведенной Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проверкой установлено, что потребителям сельских поселений Булгаковский, Мидовский, ФИО6, ФИО4, Зубовский, Жуковский сельсоветов Уфимского района республики Башкортостан ООО ЖКХ «Шемяк» и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» на основании договоров о поставке технической воды поставляется вода для технических нужд.

По результатам анализа проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» (протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ) лабораторных исследований проб воды из централизованной системы водоснабжения установлено несоответствие качества питьевой воды требованиям санитарных ном и правил по физико-химическим показателям в населенных пунктах муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан: с.Зубово, с. Чесноковка, д. Песчаная, мкр. Томилино с. Чесноковка, д. Федоровка, д.Камышлы, д. Геофизиков, д. Стуколкино, с. Миловка.

Указанные нарушения выявлялись ранее и в настоящее время администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан население (потребители) сельских поселений Булгаковский, ФИО5, ФИО6, ФИО4, Зубовский, Жуковский сельсоветы Уфимского района не обеспечены питьевой водой гарантированного качества в приоритетном порядке и количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Прокуратурой в июле 2020 г. с привлечением специалистов Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору также проведена проверка по факту отсутствия воды в с. Зубово Уфимского района. Установлено, что источником воды системы водоснабжения с. Зубово является Киешкинский водозабор, производительность которого не позволяет технически обеспечить бесперебойным водоснабжением население. Водоснабжение микрорайонов «Зубово Лайф 2» и «Зубово Гарден» осуществляется через существующие сетис. Зубово. Проверка показала, что причиной отсутствия мощностей для подачи воды в «Зубово Лайф 2» и «Зубово Гарден» в период высокого потребления явилось невыполнение ООО «Сервис - С» технических условий на подключение к сетям водоснабжения, обеспечивающих население микрорайонов водой. В 2017 г. ООО «Сервис - С», являясь собственником сетей водоснабжения, не выполнив в полном объёме выданные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ технические условия на подключение сетей водоснабжения микрорайона Зубово Лайф 2» к центральным сетям водоснабжения с. Зубово в части проектных и монтажных работ по обустройству артезианской скважины Киешкинского водозабора (находится в консервации); строительства здания насосной и установки насосного оборудования (в настоящее время здание насосной построено); подачи воды от скважины к водоводу скважины Киешкинского водозабора; электроснабжения насосного оборудования (в настоящее время к зданию насосной подведено электричество опорной линией); постоянного контроля и управления артезианской скважиной от здания операторского пункта Киешкинского водозабора, произвело подключение к центральным сетям водоснабжения с. Зубово и заключило договор на подключение к центральной системе холодного водоснабжения с ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп» - застройщиками многоквартирных домов в микрорайоне «Зубово Лайф 2».

Учитывая, что полномочия органов местного самоуправления сельского поселения по организации водоснабжения и водоотведения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, обязанность по бесперебойному обеспечению населения с. Зубово питьевой водой возлагается на администрацию муниципального района Уфимский район, обязанность выполнить условия, содержащиеся в технических условиях требования, для недопущения впредь ситуации с полным отключением воды в с. Зубово, возлагается на ООО «Сервис - С», а так же, что договоры аренды объектов коммунальной инфраструктуры – водопроводные сети с. Зубово, с. Чесноковка, с. Булгаково, д. Песчаный, д. Дубки, д. Стуколкино заключен с ООО ЖКХ «Шемяк» как поставщиком технической воды в указанные населенные пункты, поставщиком технической воды в с. Жуково является ООО Коммунальное хозяйство «Авдон», в результате указанных действий нарушены интересы неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать действия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк», выраженные в поставке населению с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан технической воды - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Признать бездействия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк», выраженные в части не обеспечения населения с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с.Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой соответствующей требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк» разработать план мероприятий по доведению качества воды с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до уровня питьевого в соответствии с установленными требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк» оказывать услугу по водоснабжению населения с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы. д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащего качества: поставлять питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Обязать ООО ЖКХ «Шемяк» инициировать установление тарифов на питьевую воду для сельских поселений Булгаковский, ФИО5, ФИО6, ФИО4, Зубовский сельсоветы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, и в соответствии с установленными тарифами заключать с потребителями договора поставки питьевой воды.

Признать действия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон», выраженные в поставке населению с. Жуково Жуковского сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан технической воды - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Признать бездействия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон», выраженные в части необеспечения населения с. Жуково Жуковского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой соответствующей требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» разработать план мероприятий по доведению качества воды в сельских поселениях с. Жуково сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до уровня питьевого в соответствии с установленными требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - в срок в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» оказывать услугу по водоснабжению населения в сельских поселениях с. Жуково сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащего качества: поставлять питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Обязать ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» инициировать установление тарифов на питьевую воду для сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, и в соответствии с установленными тарифами заключать с потребителями договора поставки питьевой воды.

Обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обеспечивать население микрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой бесперебойно.

Обязать ООО «Сервис - С» выполнить технические условия на подключение сетей водоснабжения микрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к центральным сетям водоснабжения с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части выполнения проектных и монтажных работ по обустройству артезианской скважины Киешкинского водозабора: установка насосного оборудования; подача воды от скважины к водоводу скважины Киешкинского водозабора; постоянный контроль и управление артезианской скважиной от здания операторского пункта Киешкинского водозабора.

Обязать ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп» обеспечить выполнение ООО «Сервис - С» технических условий на подключение сетей водоснабжения микрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к центральным сетям водоснабжения с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части выполнения проектных и монтажных работ по обустройству артезианской скважины Киешкинского водозабора: установка насосного оборудования; подача воды от скважины к водоводу скважины Киешкинского водозабора; постоянный контроль и управление артезианской скважиной от здания операторского пункта Киешкинского водозабора.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 г., исковые требования удовлетворены частично.

Судом постановлено признать действия Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк», выраженныев поставкенаселению с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан технической воды - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Признать бездействия Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк», выраженные в частинеобеспечения населенияс. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского
селения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского
селения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой
водойсоответствующей требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» -противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

ОбязатьАдминистрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк» разработать план мероприятий по доведению качества воды с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан до уровня питьевогов соответствии с установленными требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - в срок в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

ОбязатьАдминистрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк» оказывать услугу по водоснабжению населения с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащего качества: поставлять питьевую воду,соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

ОбязатьООО ЖКХ «Шемяк» инициировать установление тарифов на питьевую воду для сельских поселений Булгаковский, ФИО5, ФИО6, ФИО4, Зубовский сельсоветы муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, и в соответствии с установленными тарифами заключать с потребителями договора поставки питьевой воды.

Признать действия Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон», выраженные в поставкенаселению с. Жуково Жуковского сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан технической воды - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Признать бездействияАдминистрации муниципального района
Уфимский район Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство

«Авдон», выраженные в части необеспечения населенияс. Жуково Таптыковского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водойсоответствующей требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

ОбязатьАдминистрацию муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон»
разработать план мероприятий по доведению качества водыв сельских
поселениях с. Жуково сельсовета муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан до уровня питьевогов соответствии с установленными требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - в срок в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

ОбязатьАдминистрацию муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» оказывать услугу по водоснабжению населения в сельских поселениях с. Жуково сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащего качества: поставлять питьевую воду,соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

ОбязатьООО Коммунальное хозяйство «Авдон» инициировать установление тарифов на питьевую воду для сельского поселения Жуковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, и в соответствии с установленными тарифами заключать с потребителями договора поставки питьевой воды.

Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обеспечивать населениемикрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой бесперебойно.

ОбязатьООО «Сервис - С» выполнить технические условия на подключение сетей водоснабжения микрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к центральным сетям водоснабжения с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части выполнения проектных и монтажных работ по обустройству артезианской скважины Киешкинского водозабора: установка насосного оборудования; подача воды от скважины к водоводу скважины Киешкинского водозабора; постоянный контроль и управление артезианской скважиной от здания операторского пункта Киешкинского водозабора.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационных жалобах заявителей - администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО «ЖКХ «Шемяк», ООО КХ «Авдон», ООО «Сервис-С» ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных.

Представитель ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО1, участвующая в судебном заседании посредством вэб-видеоконференц-связи, доводы кассационной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель ООО «Сервис-С» ФИО2 доводы кассационной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Прокурор шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3 возражала против удовлетворения кассационных жалоб, полагая, что оснований для кассационного пересмотра обжалуемых судебных актов по доводам жалоб не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч.2.1. ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь положениями ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации Уфимского района, ООО «Авдон», ООО ЖКХ «Шемяк», суд руководствовался ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1,8, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с учетом СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2. 1.4.2496-09, СанПиН 2.1.4.1074-01, оценив совокупность исследованных доказательств, в том числе, результаты анализа, проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», пришел к выводу, что в действиях администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО ЖКХ «Шемяк» и ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» усматриваются нарушения прав неопределенного круга потребителей, выраженные в поставке населению указанных выше поселений технической воды, и бездействие, выраженное в необеспечении питьевой водой, соответствующей по качеству СанПиН 2.1.4.1074-01, в связи с чем возложил на ответчиков обязанность разработать план мероприятий по доведению качества воды до уровня питьевого в соответствии с СанПиН 2. 1.4.1074-01 в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, а также оказывать услугу по водоснабжению - поставлять питьевую воду надлежащего качества, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а на ООО ЖКХ «Шемяк» и ООО «Авдон» также - инициировать установление тарифов на питьевую воду для сельских поселений и в соответствии с установленными тарифами заключать с потребителями договора поставки питьевой воды.

Удовлетворяя требования прокурора к ООО «Сервис-С», суд первой инстанции сослался на материалы прокурорской проверки, которой установлено, что производительность Киешкинского водозабора не позволяет технически обеспечить бесперебойным водоснабжением население, причиной отсутствия мощностей для подачи воды в «Зубово Лайф 2» и «Зубово Гарден» в период высокого потребления явилось невыполнение ООО «Сервис-С» технических условий на подключение к сетям водоснабжения, обеспечивающих население микрорайонов водой.

Судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и при разрешении спора судом допущено нарушения норм процессуального права.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу п.п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Согласно положениям ст. 23 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч. 4).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7).

Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации (ч. 8).

На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды (ч. 9).

Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (ч. 10).

В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") (ч. 11).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

При этом законом установлен предельный срок реализации указанных мероприятий - 7 лет, в течение которого должно быть обеспечено приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В этот период допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

Таким образом, порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.

В то же время нормами данного закона обязанности по обеспечению качества поставляемой питьевой воды с использованием систем центрального водоснабжения также возложены на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, которая обязана обеспечить разработку и согласование плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в установленный законом срок.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что водоснабжение на территории сельских поселений с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения ФИО6 сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения ФИО4 сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан осуществляется с использованием централизованных систем водоснабжения, объекты которых переданы в аренду ООО «ЖКХ «Шемяк», а в с.Жуково Жуковского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – ООО «Авдон» в целях предоставления населению коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению.

Установлено, что потребителям сельских поселений Булгаковский, ФИО5, ФИО6, ФИО4, Зубовский, Жуковский сельсоветы Уфимского района поставляется вода для технических нужд на основании договоров на отпуск холодной технической воды.

Возражая против удовлетворения исковых требований, администрация муниципального района Уфимский в письменном отзыве на исковое заявление указала, что несоответствие качества поставляемой воды по показателю «общей жесткости» обусловлено исходным составом воды, добываемой непосредственно из недр земли, в связи с гидрогеологическими свойствами и подземных вод на территории Уфимского района. Имеющиеся сети водоснабжения не соответствуют требованиям действующего законодательства (сети тупиковые, диаметры не соответствуют гидравлическим расчетам, скважины не соответствуют санитарно –эпидемиологическим требованиям). Обеспечение бесперебойного качественного питьевого водоснабжения не представляется возможным с использованием существующих источников воды. Вместе с тем, на территории на территории муниципального района Уфимский район организовано питьевое водоснабжение населения путем установки пастоматов по продаже питьевой воды. Органами местного самоуправления принимаются меры по организации надлежащего водоснабжения населения на территории Уфимского района путем включения Уфимского района в федеральный проект «Чистая вода» национального проекта «Экология» в программу по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки на 2019-2024г.г. В данную программу входит, в том числе, реконструкция (модернизация, строительство) систем центрального водоснабжения с.Булгаково, д.Камышлы, с.Миловка, с.Нижегородка, которая включает в себя по сельским поселениями Зубовский, ФИО6, ФИО4 строительство нового водопровода от Киешкинского водозабора до ВНС д. Чесноковка (9 км), реконструкцию ВНС д.Чесновковка, строительство водопроводных сетей (20 км) и очистных сооружений; по сельскому поселению ФИО5 строительство водопроводной сети (11км), строительство водовода от проектируемого водозабора (10 км), строительство водозабора и очистных сооружений; по сельскому поседению Булгаковский – строительство водозабора, замена водовода от Киешкинского водозабора (19 км), реконструкция ВНС Камышлы, строительство водовода от ВНС Камышлы до ВНС Булгаково ( 6 км), строительство ВНС Булгаково, строительство водопроводных сетей (10 км), строительство очистных сооружений.

Во исполнение республиканской адресной инвестиционной программы на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 г.г., утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. , был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. на выполнение проектно-изыскательских работ для хозяйственно-питьевого водоснабжения с.Жуково Уфимского района Республики Башкортостан.

По мнению администрации, при реализации указанных мероприятий необходимо учитывать сроки выполнения каждого этапа работ, программа по строительству и реконструкции рассчитана до 2024г.

Разрешая спор, суд первой инстанции не дал какой-либо оценки вышеуказанным обстоятельствам, с учетом положений ст. 23 Закона №416-ФЗ, не исследовал и не установил в полном объеме обстоятельства, связанные с реализацией администрацией муниципального района Уфимский указанных мероприятий по обеспечению качества питьевой воды на территории с. вышеназванных сельских поселений.

Между тем с учетом характера заявленного иска по делу следовало установить, обеспечивают ли принятые администрацией меры в рамках реализуемых проектов, на которые ссылался ответчик, устранение нарушений требований к качеству воды, поставляемой с использованием централизованных систем водоснабжения на территории населенных пунктов сельских поселений Зубовский, ФИО6, ФИО4, Жуковский, ФИО5 муниципального района Уфимский в установленный законом предельный срок.

В этой связи также заслуживают внимания доводы кассационных жалоб ООО «ЖКХ «Шемяк» и ООО «Авдон» о том, что обязанность по подаче питьевой воды со стороны организации, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, возникает только при обеспечении необходимых условий для подачи питьевой воды, при том, что Федеральным законом N 416-ФЗ предусмотрен поэтапный порядок действий и мероприятий по приведению качества воды до уровня питьевой, а инициирование установления тарифов на питьевую воду и заключение с потребителями договоров на поставку питьевой воды возможно только после доведения качества воды до уровня питьевой.

Доводы кассационной жалобы ООО «Сервис-С» о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, относительно того, что Общество, не выполнив в полном объёме выданные 31.12.2014г., 27.01.2016г. технические условия на подключение сетей водоснабжения микрорайона «Зубово Лайф 2» к центральным сетям водоснабжения с. Зубово, произвело подключение к центральным сетям водоснабжения с. Зубово и заключило договор на подключение к центральной системе холодного водоснабжения с ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп», застройщиками 9 многоквартирных домов в микрорайоне «Зубово Лайф 2, вследствие чего возникли перебои с подачей воды в микрорайоны «Зубово Лайф 2» и «Зубово Гарден», судебная коллегия также признает обоснованными.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении обязанности на ООО «Сервис-С» выполнить технические условия на подключение сетей водоснабжения микрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к центральным сетям водоснабжения с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части выполнения проектных и монтажных работ по обустройству артезианской скважины Киешкинского водозабора: установка насосного оборудования; подачи воды от скважины к водоводу скважины Киешкинского водозабора; постоянного контроля и управления артезианской скважиной от здания операторского пункта Киешкинского водозабора, суд первой инстанции сослался на материалы прокурорской проверки, согласно которой установлено, что ООО «Сервис-С», не выполнив в полном объёме выданные 31.12.2014г., 27.01.2016г. технические условия на подключение сетей водоснабжения микрорайона «Зубово Лайф 2» к центральным сетям водоснабжения с. Зубово, произвело подключение к центральным сетям водоснабжения с. Зубово и заключило договор на подключение к центральной системе холодного водоснабжения с ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп», застройщиками 9 многоквартирных домов в микрорайоне «Зубово Лайф 2».

Однако в материалах дела отсутствуют материалы прокурорской проверки, судом они не исследовались.

Вместе с тем, ответчиком ООО «Сервис-С» суду были представлены исполнительная документация по прокладке водопровода от скважины до скважины Киешкинского водозабора в соответствии с техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ. с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. , в т.ч., по выполнению проектных и монтажных работ по обустройству артезианской скважины Киешкинского водозабора, которые предусматривали подачу воды от скважины к водоводу скважины Киешкинского водозабора; в материалах дела также содержатся сведения администрации о том, что ООО «ЖКХ «Шемяк», являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства на территории сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский, выдало ООО «Сервис-С» справку, подтверждающую выполнение технических условий.

Однако суд какой-либо оценки представленным ответчиком доказательствам не дал, не привел суждений и мотивов, по которым данные доказательства не приняты судом при разрешении спора.

Указание судом апелляционной инстанции, отклонившим доводы ответчика о выполнении всех технических условий, на то, что эти доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в мотивировочной части решения суда, не соответствует содержанию обжалуемого решения, где такой оценки не дано.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021г. N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.

Однако при вынесении определения судом апелляционной инстанции указанные выше требования закона соблюдены не были.

Допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции, нарушения закона в соответствии с требованиями ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекут отмену решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить все юридически значимые обстоятельства, разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального права с соблюдением требований процессуального права.

Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2021 г. исполнение решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 г. было приостановлено до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалоб.

В связи с окончанием кассационного производства основания для дальнейшего приостановления исполнения судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

Отменить приостановление исполнения решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 г., принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2021 г. по гражданскому делу № 2-38/2021 по иску и.о. прокурора Уфимского района Республики Башкортостан к администрации муниципального района Республики Башкортостан, ООО ЖКХ «Шемяк», ООО «Коммунальное хозяйство «Авдон», ООО «Сервис-С», ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп» о признании действий незаконными.

Председательствующий Н.Г. Дурнова

Судьи М.Ю. Штырлина

А.В. Иванов

Постановление17.03.2022