ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-12467/20 от 22.09.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88 -12467/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург 22 сентября 2020 г.

Судья судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка №38 города Пскова от 24 декабря 2019 г. и апелляционное определение Псковского городского суда Псковской области от 30 апреля 2020 г. по делу № 2-2819/38/19 по иску ФИО1 к Комитету по социальной защите Псковской области, Территориальному отделу г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на оплату коммунальных услуг и судебных расходов,

установил:

истец – ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по социальной защите Псковской области, Территориальному отделу г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области о взыскании ежемесячной денежной выплаты за период с апреля по август 2018 г. на троих <данные изъяты> детей в размере 5550 руб., ежемесячного пособия на оплату коммунальных услуг за период с апреля по август 2018 г. в размере 6 603,75 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 486,15 руб.

В обоснование иска истец указала, что является многодетной матерью, имеет троих <данные изъяты> детей. До апреля 2018 года она получала ежемесячное пособие на троих детей в размере 225 руб. на каждого ребенка, ежемесячную денежную выплату на троих детей по 370 руб. на каждого ребенка, ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг в размере 1320,75 руб. С апреля 2018 г. выплата указанных пособий была приостановлена по причине не предоставления сведений о доходах семьи. После предоставления необходимых документов ФИО1 выплачено ежемесячное пособие за период с апреля по сентябрь 2018 г. из расчета 225 руб. на каждого ребенка, с сентября 2018 г. ей возобновлена выплата ЕДВ на троих детей по 370 руб. на каждого ребенка, ежемесячного пособия на оплату коммунальных услуг в размере 1320,75 руб.; компенсация за период с апреля по август 2018 г. истцу не осуществлена.

Указала, что уведомления о внесении изменений в законодательство по выплате пособий ответчиком от ответчика получено не было, просила взыскать в солидарном порядке с Комитета по социальной защите Псковской области, Территориального отдела г. Пскова Комитета по социальной защите Псковской области ежемесячную денежную выплату за период с апреля по август 2018 г., ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг за период с апреля по август 2018 г., а также расходы по оплате государственной пошлины.

Решением мирового судьи судебного участка № 38 г. Пскова от 24 декабря 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Псковского городского суда Псковской области от 30 апреля 2020 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить указанные судебные постановления, как незаконные, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В соответствии со статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении кассационной жалобы ФИО1 по материалам гражданского дела №2-2819/38/2019, с учетом доводов кассационной жалобы, таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривается.

Судом установлено и из материалов дела следует, что семья ФИО1 состоит на учете в органе социальной защиты как многодетная с ДД.ММ.ГГГГ Истец состоит в браке с ФИО3, имеет троих <данные изъяты> детей (ФИО4, 2004 года рождения, ФИО5, 2007 года рождения, ФИО6, 2009 года рождения).

Первично документы, подтверждающие доход семьи, для получения мер социальной поддержки были представлены ФИО1ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Законом Псковской области № 394-оз от 29.12.2004 «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Псковской области» ФИО1 являлась получателем ежемесячного пособия в размере 235 руб. на каждого ребенка до 16 лет.

В соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 № 402-оз «О социальной поддержке многодетных семей» ФИО1 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 386 руб. на каждого ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ - ежемесячного пособия на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 1 236,97 руб.

В связи с изданием постановления Администрации Псковской области от 6.10.2017 № 413 «О внесении изменений в отдельные акты Администрации области», которым внесены изменения в постановления Администрации Псковской области от 02.02.2005 № 28 и от 17.06.2015 № 275, согласно которым, получатели пособий с 21.10.2017 обязаны предоставлять сведения о доходах семьи каждые три года, приказом ТУ г. Пскова ГГУСЗН Псковской области от 17.01.2018 ФИО1 на троих <данные изъяты> детей назначены: пособие в размере 225 рублей на каждого ребенка до 16 лет, ежемесячная денежная выплата в размере 370 рублей на каждого ребенка, начало выплаты ДД.ММ.ГГГГ, окончание выплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ г. Пскова ГГУСЗН Псковской области в соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 № 402-оз «О социальной поддержке многодетных семей» выплата ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 236,97 руб. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ отделом по назначению, выплате пособий на детей и оказанию государственной социальной помощи ТУ г.Пскова ГГУСЗН Псковской области ФИО1 направлено уведомление с разъяснениями об изменении законодательства и необходимости предоставления в отдел по назначению, выплате пособий на детей сведения о доходах семьи за три месяца до обращения в отдел для подтверждения права на получение выплат, а также о прекращении социальных выплат с ДД.ММ.ГГГГ в случае непредставления указанных документов.

В связи с непредставлением сведений о доходах семьи выплата пособия - размере 225 рублей на каждого ребенка до 16 лет и ежемесячной денежной выплаты в размере 370 рублей на каждого ребенка прекращены с ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о назначении мер социальной поддержки многодетной семьи и ежемесячного пособия на детей ФИО7 обратилась в Отдел по назначению, выплате пособий на детей ДД.ММ.ГГГГ, представив необходимые документы.

В соответствии с Законом Псковской области от 29.12.2004 № 394-03 «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Псковской области» и Законом Псковской области от 11.01.2005 № 402-03 «О социальной поддержке многодетных семей» приказом ТУ г.Пскова ГГУСЗН Псковской области от 11.09.2019 ФИО1 назначено с 1.03.2018 (за предшествующие обращению шесть месяцев) ежемесячное пособие на детей до 16 лет в размере 225 руб., и с 1.09.2018 ежемесячная денежная выплата многодетной семье в размере 370 руб. на каждого ребенка.

Приказом ТУ г. Пскова ГГУСЗН Псковской области от 13.09.2018 ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 320,75 руб.

Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федерального закона Псковской области от 29.12.2004 №394-ОЗ «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Псковской области», Положением о назначении выплат ежемесячного пособия на ребенка в Псковской области, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 02.02.2005 №28, Закона Псковской области от 11.01.2005 №402-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей», пришел к выводу об отказе истцу в иске, не усмотрев незаконности в действиях ответчиков по прекращению осуществления истцу спорных выплат.

Суд апелляционной инстанции признал вывод суда первой инстанции правильным, отклонив доводы жалобы заявителя о неполучении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями необходимости предоставления в отдел по назначению, выплате пособий на детей сведений о доходах семьи за три месяца до обращения в отдел для подтверждения права на получение выплат, признал данное обстоятельство не имеющим правового значения, так как действующее региональное законодательство не возлагает на ответчиков обязанность по направлению каких-либо уведомлений получателям пособий и мер социальной поддержки.

Судья судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых заявителями жалобы судебных постановлений незаконным и их отмены в кассационном порядке.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 16 ФЗ №81-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Закона Псковской области от 29.12.2004 № 394-ОЗ «О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Псковской области» (далее Закон Псковской области от 29.12.2004 № 394-оз) право на пособие имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рождённого, усыновлённого, принятого под опеку (попечительство) и совместно проживающего с ним ребёнка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области.

В силу ст. 4 Закона Псковской области от 29.12.2004 № 394-оз пособие на каждого ребенка до 01.01.2019 выплачивалось в размере 225 рублей.

Постановлением Администрации Псковской области от 02.02.2005 № 28 утверждено Положение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка в Псковской области утверждено, согласно пункту 3 которого, ежемесячное пособие назначается в заявительном порядке на основании обращения лица, имеющего право на его получение в соответствии с Законом области, в орган, осуществляющий назначение и выплату пособия, по месту проживания заявителя; пособие назначается, начиная с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения. При обращении за пособием по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка оно назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия (пункт 4 Положения).

Согласно пункту 26 Положения № 28 (в редакции Постановления Администрации Псковской области от 06.10.2017 № 413) получатели пособия для подтверждения права на его получение обязаны представлять документы, подтверждающие доход семьи, в орган, осуществляющий назначение и выплату пособия, в срок не позднее 30 календарных дней по истечении трех лет со дня последнего представления документов, подтверждающих доход семьи, в указанный орган.

Документы, представляемые в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, должны содержать сведения о доходах за три месяца, предшествующих месяцу представления таких документов.

В случае если последний день истечения срока представления документов, подтверждающих доход семьи, приходится на нерабочий день, то срок представления таких документов переносится на следующий за ним рабочий день.

Кроме того, в силу пункта 26.2 Положения № 28, в случае если получатели пособия не представили документы, подтверждающие доход семьи, в срок, указанный в пункте 26 настоящего Положения, то орган, осуществляющий назначение и выплату пособия, в течение 10 рабочих дней со дня истечения указанного в пункте 26 настоящего Положения срока принимает решение о прекращении выплаты пособия; направляет получателю письменное уведомление с указанием причины прекращения выплаты пособия.

На основании ч.2 ст. 2 Закона Псковской области от 11.01.2005 № 402-оз «О социальной поддержке многодетных семей» многодетным семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемого в Псковской области, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки, в том числе: ежемесячная денежная выплата в размере 370 рублей (до ДД.ММ.ГГГГ) на каждого ребенка (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении); ежемесячное пособие на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги.

Постановлением Администрации Псковской области от 17.06.2015 № 275 утверждено Положение о порядке предоставления мер по социальной поддержке многодетных детей в Псковской области, которым установлен порядок реализации мер социальной поддержки.

Согласно нормам Положения в редакции постановления Администрации Псковской области от 06.10.2017 № 413, получатели ежемесячной денежной выплаты для подтверждения права на ее получение обязаны представлять документы, подтверждающие доход семьи, в территориальное управление или уполномоченное учреждение, осуществляющее выплату ежемесячной денежной выплаты, в срок не позднее 30 календарных дней по истечении трех лет со дня последнего представления документов, подтверждающих доход семьи, в территориальное управление или уполномоченное учреждение (пункт 28.1); при этом в случае, если получатели ежемесячной денежной выплаты не представили документы, подтверждающие доход семьи, территориальное управление или уполномоченное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока принимает решение о прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты; направляет получателю письменное уведомление с указанием причины прекращения выплаты ежемесячной денежной выплаты».

Выводы судов об отказе истцу в иске являются правильными, поскольку обязанность по информированию истца об изменениях законодательства, регулирующего правила реализации мер социальной поддержки, на неисполнение которой заявитель ссылается в подтверждение правомерности своих требований, приведенными нормативными положениями, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрена.

Несогласие заявителя с установленными судом обстоятельствами по делу не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Доводам жалобы заявителя судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции судья также не находит.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции приведены выводы суда, вытекающие из установленных судом обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал мотивы, по которым отклонил доводы апелляционной жалобы заявителя, что соответствует требованиям части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи судебного участка №38 города Пскова от 24 декабря 2019 г. и апелляционное определение Псковского городского суда Псковской области от 30 апреля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья