ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-1259/2024 от 22.02.2024 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-1259/2024

2-1131/2023

28RS0004-01-2022-013498-14

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 февраля 2024 года г.Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Саломатиной Л.А.,

судей Наконечной Е.В., Калиниченко Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (ОСФР по Амурской области) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 04 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 07.06.2011 ОСФР по Амурской области выдало ей в связи с рождением второго ребенка государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии на сумму 365 698,40 руб. 06.04.2021 ФИО1 подала в пенсионный орган заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала путем их направления на улучшение жилищных условий - оплату строительства объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации в размере 217 000 руб. Уведомлением от 20.04.2021 ОСФР по Амурской области сообщило ФИО1 об отказе в удовлетворении указанного заявления. Жалоба истицы на этот отказ оставлена вышестоящим пенсионным органом без удовлетворения. 28.07.2022 ФИО1 повторно подала в пенсионный орган заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала путем их направления на улучшение жилищных условий – на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства в размере 235 483,19 руб. Уведомлением от 09.08.2022 ОСФР по Амурской области сообщило ФИО1 об отказе в удовлетворении данного заявления в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о зарегистрированном праве на объект индивидуального жилищного строительства или садовый домик, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>; отсутствием в администрации г.Благовещенска разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства от 08.04.1996; наличием уведомления администрации г.Благовещенска о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового домика на земельном участке с кадастровым номером ввиду частичного расположения указанного участка и планируемого к строительству объекта на границах красных линий - улицы Восточная. ФИО1 полагает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №862, внесены изменения на основании постановления Правительства РФ от 14.02.2020 №141, которые предоставляют лицу, получившему сертификат, использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, при этом для распоряжения средствами материнского капитала не требуется подтверждать факт регистрации объекта жилищного строительства. Поскольку ФИО1 приложила к своему заявлению все необходимые документы, то отказ ответчика в распоряжении средствами материнского капитала является незаконным. Данные средства необходимы ФИО1 для завершения строительства индивидуального жилого дома и улучшения жилищных условий семьи.

В своих исковых требованиях ФИО1 просила суд (с учетом уточнений) признать незаконным решение ОСФР по Амурской области от 09.08.2022 об отказе в удовлетворении ее заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; возложить на ОСФР по Амурской области обязанность направить средства материнского (семейного) капитала по ее заявлению от 28.07.2022 на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства - дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в ее владении на праве аренды по договору от 19.07.2022.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 12.05.2023 признано незаконным решение ОСФР по Амурской области от 09.08.2022 об отказе ФИО1 в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. На ОСФР по Амурской области возложена обязанность направить средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства - дома с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , находящемся на праве аренды по договору от 19.07.2022.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 04.10.2023 решение Благовещенского городского суд Амурской области от 12.05.2023 отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции, как не соответствующего нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условии, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе путем направления средств на улучшение жилищных условий.

Согласно положениям ст. 10 данного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться как на приобретение(строительство) жилого помещения, осуществляемое путем совершения не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах путем безналичного перечисления средств на указанные цели (п. 1 ч. 1 ст. 10), так и на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.(п. 2 ч. 1 ст. 10)

Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на основании документов и сведений, указанных в ч.1.1 ст.10 данного Федерального закона.

Согласно ч. 1.3 ст. 10 этого же Федерального Закона (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения ОПФР по Амурской области от 09.08.2022 и на момент вынесения решения суда от 12.05.2023) средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный объект индивидуального жилищного строительства после проверки территориальным органом ПФР (территориальным органом СФР):

сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного^ строительства;

сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре - недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права).

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.10 указанного Федерального закона).

Такие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №862 (далее – Правила № 862).

В соответствии с п.2 Правил № 862 лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:

на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).

В соответствии с п. 10(4) Правил № 862 в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении:

а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

б) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства (независимо от даты возникновения указанного права);

в) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат.

В соответствии с п. 13(1) Правил № 862 лицо, получившее сертификат, при подаче заявления при личном обращении в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации вправе представить по собственной инициативе документы (копии документов, сведения), указанные в пунктах 8, 10, 10(2) - 10(4) и 13 настоящих Правил.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления, запрашиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций.

Как установлено по делу, 07 июня 2011 г. УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) ФИО1 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии в связи с рождением второго ребенка.

Разрешая спор суд первой инстанции исходил из того, что истицей представлены ответчику все необходимые документы для того, чтобы она могла распорядиться средствами материнского капитала, в связи с чем решение ОПФР по Амурской области от 09.08.2022 об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского капитала является неправомерным, и имеются законные основания для понуждения ответчика (в настоящее время – ОСФР по Амурской области) к перечислению названных средств на указанные истицей цели.

Пересматривая дело в апелляционном порядке и установив в ходе судебного разбирательства по результатам исследования представленных в дело доказательств, в том числе, решения ОПФР по Амурской области от 09.08.2022, заявления ФИО1 от 28.07.2022, приложенных к нему документов и сведений из ЕГРН, что истица претендовала на компенсацию за счет средств материнского капитала затрат, понесенных на строительство индивидуального жилого дома, однако, документы о госрегистрации права (ее или ее супруга) на построенный объект ИЖС не приложила, и фактически сведения о такой регистрации в ЕГРН отсутствуют, в то время как осуществление указанной регистрации является обязательным условием выдачи разрешения на распоряжение средствами материнского капитала затребованным истицей способом (на компенсацию понесенных на строительство затрат), суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, пришел к выводу о правомерности обжалуемого решения ответчика, в связи с чем отменил принятое городским судом решение, как ошибочное, и вынес по делу новое решение об отказе в иске.

Суд кассационной инстанции с выводами суда второй инстанции согласен, так как эти выводы основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют правильно примененным нормам действующего законодательства, в том числе нормам процессуального права, в частности, ст.ст.327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в п.п.1, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно которым рассмотрение дела в апелляционном порядке предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции, в том числе проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию.

Представленные в дело доказательства об обстоятельствах, при которых ФИО1 затребовала разрешение на распоряжение средствами материнского капитала, оценены судом второй инстанции в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права судом при этом не допущено.

Довод кассационной жалобы о том, что законом разрешено осуществлять строительство дома своими силами без привлечения подрядной организации, не опровергает правильность выводов суда апелляционной инстанции по существу спора. Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что средства запрошены не для целей строительства, а для компенсации затрат, понесенных на строительство дома, что требует подтверждения госрегистрации права лица, получившего сертификат, или его супруга, на построенный объект (ч.1.3 ст.10 Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006, п. 10(4), п.13(1) Правил № 862), однако, в данном случае факт такой регистрации не подтвержден. Из сведений ЕГРН следует, что данная регистрация не осуществлялась. Из пояснений истицы видно, что строительство объекта не завершено.

Довод о том, что подтверждение госрегистрации права на построенный объект жилищного строительства не является необходимым для направления средств семейного капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта, отклоняется кассационным судом как основанный на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права.

Нарушений в применении и толковании норм материального права, нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное рассмотрение дела, судом апелляционной инстанции не допущено.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что предусмотренные ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 04 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: