Дело № 88-12613/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К.
судей Горбуновой О.А. и Лезиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 17 августа 2021 года дело по кассационной жалобе акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2021 года
по гражданскому делу №2-109/2020 по иску прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о понуждении обеспечить пожарную безопасность.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения прокурора Павловой О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к АО «Ямалкоммунэнерго» о понуждении обеспечить пожарную безопасность склада горюче-смазочных материалов.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрации муниципальных образований Горковское и Шурышкарский район.
Решением Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 года возложена обязанность в срок до 01 мая 2021 года обеспечить пожарную безопасность склада ГСМ, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, на АО «Ямалкоммунэнерго» – обеспечить установку на резервуарах (емкостях) с ГСМ устройства для подачи огнетушащего вещества генераторы пены, пеносливы или насадка для подачи двуокиси кислорода, иные устройства (с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками) выведенными за обвалование; провести работы по обеспечению нормативного запаса пенообразователя и воды на приготовление раствора из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар; на администрацию муниципального образования Шурышкарский район – установить наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2021 года решение отменено в части удовлетворения требований к администрации муниципального образования Шурышкарский район, принято новое решение, которым обязанность установить наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров) возложена на АО «Ямалкоммунэнерго». В остальной части иска прокурору отказано.
В кассационной жалобе ответчик АО «Ямалкоммунэнерго» просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В своих возражениях на кассационную жалобу прокурор и ответчик администрация муниципального образования Шурышкарский район просят оставить апелляционное определение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании прокурор Павлова О.А. возражала против отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в возражениях на кассационную жалобу.
Остальные участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статей 167 и 379.5 (части 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что на территории, занятой складом горюче-смазочных материалов в с.Горки Шуршкарского района, не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение для подачи воды на охлаждение и тушение пожара мобильными средствами пожаротушения и противопожарных емкостей. При проектировании, первоначальной установке и последующей эксплуатации склад горюче-смазочных материалов наружным противопожарным водоснабжением оборудован не был.
Администрация муниципального образования Шурышкарский район является собственником склада горюче-смазочных материалов, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с 23 июля 2015 года.
27 ноября 2003 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Шурышкарский район и МП «Горковское ЖКХ» был заключен договор №6 о закреплении имущества муниципального образования на праве хозяйственного ведения за предприятием.
11 марта 2014 года стороны заключили дополнительное соглашение № 1, в котором конкретизировали характеристики данных объектов. Право хозяйственного ведения предприятия было зарегистрировано в установленном порядке.
Учредителем МП «Горковское ЖКХ» являлась администрация района. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2012 года МП «Горковское ЖКХ» признано банкротом, в отношении него открыта процедура банкротства конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО1
По договору аренды движимого и недвижимого имущества от 01 июня 2014 года №А-01/2014 склад горюче-смазочных материалов, расположенный в <...>, передан МП «Горковское ЖКХ» в пользование АО «Ямалкоммунэнерго».
Пунктом 2.3 договора предусмотрена обязанность арендатора по несению расходов на содержание и эксплуатацию имущества, включая проведение противопожарных мероприятий, профилактическое обслуживание и текущий ремонт в целях безопасной эксплуатации.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьями 2, 5, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что склад горюче-смазочных материалов в с.Горки расположен на территории Шурышкарского района, резервуарами воды, а также наружным противопожарным водоснабжением для подачи воды на охлаждение и тушение пожара, мобильными средствами пожаротушения из противопожарных емкостей (резервуаров) склад III категории не обеспечен, пришел к выводу, что обязанность по обеспечению предоставленного в аренду склада горюче-смазочных материалов источниками противопожарного водоснабжения должна быть возложена на органы местного самоуправления, в границах муниципального образования которых расположена спорная территория.
Отменяя решение суда первой инстанции в этой части и отказывая в удовлетворении требований к администрации муниципального образования Шурышкарский район, возлагая обязанность по обеспечению пожарной безопасности склада ГСМ на ОАО «Ямалкоммунэнерго», суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме», исходил из того, что обладая полномочиями и статусом хозяйствующего субъекта, а также указанными обязанностями по соблюдению требований правил противопожарного режима на территории склада ГСМ, АО «Ямалкоммунэнерго» обязано привести систему обеспечения пожарной безопасности в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
Само по себе наличие у органов местного самоуправления полномочий по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории не освобождает хозяйствующие субъекты от той же обязанности при ведении хозяйственной деятельности.
Установив, что обязанность ОАО «Ямалкоммунэнерго» по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации переданного в аренду склада ГСМ предусмотрена договором аренды, суд правомерно возложил обязанность по устранению выявленных нарушений на арендатора.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию ее заявителя с выводами суда о доказанности наличия у него обязанности по обеспечению пожарной безопасности переданного ему в аренду объекта, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судом, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном акте являются проявлением дискреционных полномочий суда апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. Нарушение судом апелляционной инстанции стандарта всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено.
Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи